Среда обитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Описание работы

Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Файлы: 1 файл

Среда обитания.docx

— 797.64 Кб (Скачать файл)
  • - по характеру и природе возникновения: физические или естественные, социальные и интеллектуальные;
  • - по сфере жизнедеятельности, в которой потребности проявляются и удовлетворяются: материальные и духовные;
  • - по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
  • - по степени конкретизации: общие и конкретные;
  • - по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные и не полностью удовлетворенные;
  • - по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
  • - по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
  • - по степени активности: активные и пассивные;
  • - по степени рациональности: рациональные и иррациональные;
  • - по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
  • - по степени перспективности: социально-перспективные и социально бесперспективные.

Исходя из того что  человеческие потребности есть система, они должны составлять целое в  рамках общества на данном историческом этапе развития. А в связи с  тем что общество не состоит из двух уровней иерархии - личности и  самого общества, а представляет собой  значительно более сложное системно-иерархическое  образование, его потребности количественно, а отчасти и качественно неоднородны, но вместе с тем для каждого  уровня системно определены.

Верхний уровень  большинства индивидуальных потребностей ограничен понятием здоровья. Нижний предел обеспечения потребностей также  определяется критерием ухудшения  здоровья и гибели индивида. Такое  ухудшение здоровья может произойти  от изменения любого из секторов индивидуальных потребностей. Н.Ф. Реймерс (1994) считает, что в существующих классификациях потребностей человека не все их критерии годятся для научной систематики  явления, и предлагает следующую общую схему разделения потребностей человека (рис. 19.3).

  
Рис. 19.3. Общая схема потребностей человека (по Н.Ф. Реймерсу, 1994)

В данной классификации  сохранено только четыре качественно-количественных критерия внутреннего, а не внешнего для человека характера. При этом можно говорить, например, о прямых, первоочередных, рациональных, вещественно-энергетических потребностях и других аналогичных  им группах как целом. Таким образом, предлагаемая классификация не разрывает, а объединяет группы потребностей человека.

Перечисленные группы потребностей человека неодинаково  остры в преломлении к личным нуждам всех людей и, как уже отмечалось, находятся в теснейшей взаимосвязи  между собой. Например, потребность  в пище одновременно биологическая, этническая и экономическая, семья - биологическая, этологическая, социальная и экономическая потребность. Труд необходим биологически, этологически, этнически, социально, экономически и  сам по себе, но везде как особое проявление.

Еще раз следует  обратить внимание на то, что, как и  в случае четырехединой (природной, квази-, арте- и социальной) среды, все  потребности человека не заменяют друг друга. Они составляют интегрально-системную  совокупность, не сводимую ни поэлементно  внутри своей группы (например, в  биологической группе сон не может  заменить пищи, а вода - воздуха и  т.д.), ни подсистемно (биологические  потребности нельзя заменить социальными, этологические - трудовыми и т.д.).

Для подъема  благосостояния людей необходима оптимизация  всех подсистем и элементных блоков систем обеспечения потребностей людей  с учетом системного целого - противоречивого и большего, чем сумма частных потребностей.

Пирамида потребностей по Маслоу


[править]

Материал  из Википедии — свободной энциклопедии

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психологаА. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (MotivationandPersonality).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. 
Ступени (снизу вверх): 
1. Физиологические 
2. Безопасность 
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 
4. Уважение 
5. Познание 
6. Эстетические 
7. Самоактуализация 
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота одругом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

 
Существует также более подробная  классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными  становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности  занимает новая, только когда прежняя  удовлетворена полностью. Также  потребности не находятся в неразрывной  последовательности и не имеют фиксированных  положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место  как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

 

 

 

Клонирование  человека


 

Основная статья: Клонирование (биотехнология)

Клони́рование (англ. cloning от др.-греч. κλών — «веточка, побег, отпрыск») — в самом общем значении — точное воспроизведение какого-либо объекта N раз. Объекты, полученные в результате клонирования, называются клоном. Причём как каждый по отдельности, так и весь ряд.

Клони́рование челове́ка — действие, заключающееся в формировании и выращивании принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего.

Термины клон, клонирование первоначально использовались в микробиологии и селекции, после — в генетике, в связи с успехами которой и вошли в общее употребление. Надо добавить, что их популяризации в значительной мере способствовали также литература,киноискусство и компьютерные игры.

Технология


Пока технология клонирования человека не отработана. В настоящее  время достоверно не зафиксировано  ни одного случая клонирования человека. И здесь встаёт ряд как теоретических, так и технических вопросов. Однако, уже сегодня есть методы, позволяющие  с большой долей уверенности  говорить, что в главном вопрос технологии решён. Наиболее успешным из методов клонирования высших животных оказался метод «переноса ядра». Именно он был применён для клонирования овцы Долли вВеликобритании, которая, как известно, прожила достаточное число лет (6), чтобы можно было говорить об успехе эксперимента. По мнению учёных, эта техника является лучшей из того, что мы имеем сегодня, чтобы приступить к непосредственной разработке методики клонирования человека. Более ограниченным и проблематичным выглядит метод партеногенеза, в котором индуцируется деление и рост неоплодотворённой яйцеклетки, даже если он будет реализован, то позволит говорить только об успехах в клонировании индивидов женского пола. Так называемая технология «расщепления» эмбриона, хотя и должна давать генетически идентичных между собой индивидов, не может обеспечить их идентичности с «родительским» организмом, и поэтому технологией клонирования в точном смысле слова не является и как возможный вариант не рассматривается.

Подходы к клонированию человека


Репродуктивное клонирование человека

Репродуктивное  клони́рование человека  — предполагает, что индивид, родившийся в результате клонирования, получает имя, гражданские права, образование, воспитание, словом — ведёт такую же жизнь, как и все «обычные» люди. Репродуктивное клонирование встречается со множеством этических, религиозных, юридических проблем, которые сегодня ещё не имеют очевидного решения. В некоторых государствах работы по репродуктивному клонированию запрещены на законодательном уровне[1][2].

Терапевтическое клонирование человека

Терапевти́ческое клони́рование челове́ка  — предполагает, что развитие эмбриона останавливается в течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых клеток. Законодатели многих стран опасаются, что легализация терапевтического клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах (США[3], Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено.

Препятствия клонированию


Технологические трудности  и ограничения

Самым принципиальным ограничением является невозможность повторения сознания, а это значит, что речь не может идти о полной идентичности личностей, как это показывается в некоторых кинофильмах, но только об условной идентичности, мера и граница которой ещё подлежит исследованию, но для опоры за базис берётся идентичность однояйцевых близнецов. Невозможность достичь стопроцентной чистоты опыта обуславливает некоторую неидентичность клонов, по этой причине снижается практическая ценность клонирования.

Социально-этический аспект

Опасения вызывают такие  моменты, как большой процент  неудач при клонировании и связанные  с этим возможности появления  людей-уродов. А также вопросы  отцовства, материнства, наследования, брака и многие другие.

Этико-религиозный аспект

С точки зрения основных мировых религий (христианство, ислам, иудаизм) клонирование человека является или проблематичным актом или актом, выходящим за рамки вероучения и требующим у богословов чёткого обоснования той или иной позиции религиозных иерархов.

Ключевым моментом, который  вызывает наибольшее неприятие, является здесь тот факт, что для получения  клона одного человека необходимо убить  находящийся на самой ранней стадии развития, но уже начавший формироваться  эмбрион другого человеческого  зародыша.[4][5]

Точку зрения буддистов выразил Далай-лама XIV[6]:

Что касается клонирования, то, как научный эксперимент, оно  имеет смысл, если принесет пользу конкретному  человеку, но если применять его  сплошь и рядом, в этом нет ничего хорошего

В то же время, некоторые нерелигиозные  течения (раэлиты) активно поддерживают разработки по клонированию человека.[источник не указан 40 дней]

Отношение в обществе

Большинство аналитиков сходится в том, что клонирование в той или иной форме в определенной мере уже стало частью нашей жизни. Но прогнозы касательно клонирования человекавысказываются достаточно осторожно.

Ряд общественных организаций (Российское трансгуманистическое движение, WTA) выступает за снятие ограничений на терапевтическое клонирование.

Биологическая безопасность

Обсуждаются вопросы биологической  безопасности клонирования человека. Такие как: долгосрочная непредсказуемость  генетических изменений, опасность  утечки технологий клонирования в криминальные или/и международные террористические структуры.

Законодательство о клонировании человека

В некоторых государствах использование данных технологий применительно к человеку официально запрещено — Франция, Германия, Япония. Эти запреты, однако, не означают намерения законодателей названных государств воздерживаться от применения клонирования человека в будущем, после детального изучения молекулярных механизмов взаимодействияцитоплазмы ооцита-реципиента и ядра соматической клетки-донора, а также совершенствования самой техники клонирования.

1996—2001

Единственный международный  акт, устанавливающий запрет клонирования человека, — Дополнительный Протокол [7] к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ, который подписали 12 января 1998 г. 24 страны из 43 стран-членов Совета Европы (сама Конвенция принята Комитетом министров Совета Европы 19 ноября 1996 г.). 1 марта 2001 г. после ратификации 5 странами этот Протокол вступил в силу.

2005

19 февраля 2005 г. Организация Объединённых Наций призвала страны-члены ООН принять законодательные акты, запрещающие все формы клонирования, так как они «противоречат достоинству человека» и выступают против «защиты человеческой жизни». Декларация ООН о клонировании человека [8], принятая резолюцией 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 г., содержит призыв к государствам-членам запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни.

Информация о работе Среда обитания