Среда обитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Описание работы

Среда обитания — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Файлы: 1 файл

Среда обитания.docx

— 797.64 Кб (Скачать файл)

Чтобы справиться с последствиями  всех этих проблем, необходима комплексная  работа. Прогресс необходимо сочетать с тщательным анализом того, как  то или иное действие повлияет на здоровье людей. К примеру, в Республике Беларусь планируется строительство новой  атомной электростанции. Эта страна серьёзно пострадала от последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС, и  проблемы ещё долго будут напоминать о себе.

При это оценка риска для здоровья населения тщательным образом не проводилась. Опросы общественного  мнения показывают, что население  уже избавилось от так называемой «радиофобии», когда человек боится атомной энергии во всех её проявлениях. Но такая оценка не учитывает подсознательных  страхов и не является объективной  во всех смыслах.

Что касается Российской Федерации, то здесь самыми распространёнными  являются следующие экологические  заболевания:

- астма, вызванная высоким содержанием  в воздухе химических веществ;

- иммунная депрессия при отравлении  тяжёлыми металлами и диоксидами, которая свойственна для жителей  промышленных зон;

- «киришский» синдром – аллергия, вызванная повышенным содержанием  в воздухе белково-витаминных  концентратов;

-  болезнь Юшко, явившаяся следствием высокого содержания в организме полихлорированныхбифенилов; 
- ряд других новых болезней (симптом «хлопающей стопы», «жёлтые дети» и т.д.)

Нужно понимать важную деталь борьбы с экологическими заболеваниями. Если направлять средства только на лечение  тех людей, чьё здоровье уже пострадало, это не принесёт ощутимого эффекта. Необходимо в первую очередь не допускать  появления и распространения  заболеваний, проводя грамотный  и последовательный анализ всех возможных  рисков. 

 

 

 

 

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки, геометрическая форма органов и  тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура  тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда  значения параметров укладываются в  определенный, выработанный медицинской  наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона  может явиться признаком и  доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его  адаптивных возможностей.

Уровни  здоровья в медико-социальных исследованиях


  • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
  • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
  • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
  • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом.

[править]Социальные факторы, влияющие на здоровье


С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи.
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

[править]Неофициальная классификация степеней здоровья


в этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. 
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. 
Эта отметка стоит на статье с 20 октября 2009.

 

  • Совершенное здоровье, отличное настроение, сильный Иммунитет (биология).
  • Здоров, но присутствует незначительный ущерб здоровью, практически не мешающий жизнедеятельности. Например — рубцы, пломбы. Такой ущерб не нуждается в лечении.
  • Нормальное состояние. Здоров, но присутствуют не развивающиеся заболевания, которые иногда могут ограничивать жизнедеятельность, повышать утомляемость. Например: близорукость и дальнозоркость, перхоть, плоскостопие, сутулость. Рекомендуется лечить по возможности.
  • Здоров, но плохое настроение, стресс, ослабление иммунитета. Рекомендуется быстрее перейти в нормальное состояние.
  • Болен. Присутствует лёгкое излечимое заболевания. Нет угрозы жизни. Необходимо быстрое лечение или остановка развития заболевания. Например: ОРЗ, насморк (ринит), грипп, искривление позвоночника.
  • Хроническое заболевание или инвалидность.
  • Травма. Временная потеря некоторой способности. Возможна угроза здоровью. Например, ушиб, порез, вывих, ожог, отморожение, шок, потеря сознания. Необходима первая медицинская помощь. Почти каждый человек должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Лёгкие травмы можно полностью вылечить. Тяжёлая травма может привести к потере органа (гангрена).
  • Угроза жизни. Например: тяжёлое ранение, температура тела выше 42 °C, потеря крови, остановка сердца, дыхания. Необходима срочная медицинская помощь.
  • Клиническая смерть. Прекращения дыхания и кровообращения. Возможна реанимация.
  • Биологическая смерть.

[править]Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье


Согласно данным ВОЗ[источник не указан 845 дней], соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

  • условия и образ жизни, питание — 50 %;
  • генетика и наследственность — 20 %;
  • внешняя среда, природные условия — 20 %;
  • здравоохранение — 10 %.

Здоровье закладывается  в геноме человека от генов родителей. На здоровье также влияют:

  • питание;
  • качество окружающей среды;
  • тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка).

Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

  • стресс;
  • болезни;
  • загрязнение окружающей среды;
  • курение;
  • алкоголь;
  • наркотики;
  • старение.

[править]Восточный подход

Восточная медицина к факторам, составляющим здоровье, относит:

  • образ мыслей (70 %);
  • образ жизни (20 %);
  • образ питания (10 %).

[править]Критерии общественного здоровья


  • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Первичная инвалидность.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели психического здоровья.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

[править]Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека


  • Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту[источник не указан 845 дней]
  • Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
  • Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту[источник не указан 845 дней]
  • Температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)

 

 

 

19.2. Потребности  человека

Потребности человека вытекают из его биосоциальной структуры. Ученые (Н.Ф. Реймерс, 1994 и др.) считают, человек не сводим ни к биологическому, ни к социальному. Индивидуум (личность), группа, коллектив и другие объединения  дают в целом многоуровневую иерархическую  систему. Отсюда делается вывод, что модели человека и общества трехмерны - качественно-индивидуальное, функциональное и иерархическое разнообразие, и имеют два вектора развития: индивидуально-возрастной и исторический.

Рассматривая человека и человечество в целом как  системное образование, Н.Ф.Реймерс  отмечает следующее.

  • - Как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм, например, механически нельзя "поменять местами" негров и эскимосов как популяции.
  • - Экологоповеденчески человек специфичен как в малых объединениях, так и в больших. Так, в семье легко определять экономического главу по максимально получаемому доходу. Психологически же глава семьи может не совпадать с экономическим. Для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны.

605

  • - Желательный и практически осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей "человеческого целого".
  • - Социальные совокупности отличаются друг от друга (интеллигент, рабочий, крестьянин).
  • - Экономические устремления людей различны в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадающие с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадают с социальным статусом и т.д.).
  • - Цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т.е. имеются определенные противоречия между, к примеру, индивидуальными социальными потребителями и потребителями семьи, а тем более крупных объединений.

На основании  перечисленных фактов можно создать  модель человека, состоящую из шести  тесно взаимосвязанных подсистем

Безусловно, наиболее древней была анатомо-физиологическая  структура, дополнившаяся этолого-поведенческими характеристиками лишь на высших фазах  эволюции дальних предков человека. В дальнейшем, уже у гоминид, возникла необходимость в труде, что изменило и анатомо-физиологическую, и этолого-поведенческую  подсистему. Разнообразие форм труда  и его приложений к различным  природным объектам шло параллельно  с формированием рас, хотя и не всегда связано с этим процессом, а нередко и независимо приводило  к возникновению этнических группировок, по-разному образовывавших системы  взаимоотношений "человек-природа". Одновременно возникали первичные  социальные устройства и механизмы  и в то же время до определенного  периода не формировавшие экономических  подсистем. Экономические устремления, вероятно, возникли как механизм обеспечения  всех других потребностей человека во все более усложнявшемся социальном мире.

Н. Ф. Реймерс (1994) на основе многолетних исследований подчеркивает, что многообразие человека и человечества, где уже на уровне отдельного человека мы имеем в каждой из подсистем  неисчислимое разнообразие - двух генетически

606

  
Рис. 19.2. Модель человека, состоящая  из шести тесно взаимосвязанных  подсистем (по Н.Ф. Реймерсу, 1994)

идентичных людей, как известно, нет, очевидно, нет  и одинаковых личностей и т.д. В многогранной среде живет многоликий человек. Это относится и к  групповым объединениям людей, где  разнообразие увеличивается по мере повышения иерархического уровня, вплоть до уникального - человечества, представленного  бесконечным разнообразием людей  и их объединений. Нет одинаковых людей, но есть совокупности людей одинакового  типа. Это позволяет выявлять закономерности и рассматривать человека и человечество как неисчерпаемую, но и сводимую к некоторому числу отдельностей систему, которая поддается конкретному  анализу.

Исследования проблемы потребностей человека достаточно обширны. Наиболее фундаментальным являетсяразделение потребностей на элементарные, или базовые, и вторичные. К элементарным относятся потребности в вещах и условиях освоения, без которых личность погибнет (любые пища, одежда, жилище). К вторичным относятся потребности в конкретных вещах и условиях, возникающих при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. Л.Я. Барановой (1984) выделены следующие группы и виды личных потребностей:

Информация о работе Среда обитания