Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей "живых" представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности.

Содержание работы

1.Введение
2. Значение словесных методов в экологическом воспитании детей
3. Виды словесных методов, их характеристика
3.1. Рассказ воспитателя, виды, требования к рассказам
воспитателя,
Место в работе по экологическому воспитанию
3.2. Рассказ детей, значение, виды, особенности использования в разных возрастных группах
3.3. Чтение художественной природоведческой литературы как метод работы:
- требования к подбору произведений,
- методика работы с произведениями
3.4. Беседа (виды бесед, тематика, методика проведения)
4. Аннотация на произведение для детского чтения (по выбору)
5. Конспект обобщающей беседы для одной из возрастных групп
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 47.59 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБОУ СПО СО ‘’Нижнетагильский педагогический колледж № 1 ‘’

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Контрольная работа

По предмету: «Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста»

На тему: «Словесные методы экологического образования детей»

 

 

 

 

Выполнил: студент 502 гр.

Коновалова А.Н.

 

 

Проверила: к.п.н., доцент

И. В. Елистратова

 

 

 

 

 

 

 

 

624221

Свердловская область.

Г.Нижняя тура.

Ул. Машиностроителей

Д. 24 Кв.401

 

Оглавление

 

 

 

1.Введение

2. Значение словесных методов  в экологическом воспитании     детей

3. Виды словесных методов, их  характеристика

3.1. Рассказ воспитателя, виды, требования к рассказам

воспитателя,   

 Место в работе по экологическому  воспитанию

3.2. Рассказ детей, значение, виды, особенности использования в разных возрастных группах

 3.3. Чтение художественной природоведческой литературы как метод работы:

- требования к подбору произведений,

- методика работы с произведениями

3.4. Беседа (виды бесед, тематика, методика  проведения)

4. Аннотация на произведение  для детского чтения (по     выбору)   

5. Конспект обобщающей беседы  для одной из возрастных групп

6. Заключение

7. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей "живых" представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др.

    Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных       взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе,

   Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.

    Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

    Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

    Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе.

 

 

 

 

 

 

 

  Значение словесных методов в экологическом воспитании детей.

 

   При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.).

 

    Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

 

    При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

 

    В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух трех ребят участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте со мной ко окну, посмотрим на наше растение, поговорим с ними и польем их.(подходит к окну).Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? Нет, все в порядке – вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них глядеть? (трогает землю в горшке). Сухая земля. А ведь им нужна вода – они живые, без воды засохнут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку в руки леечку, в которой налито немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Мы нальем в горшочек воды, пей цветочек сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают его действия, держат лейки, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растении – это и есть образец взаимодействия с природой.

 

    С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с репки. Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды),знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью бабы и деда из «Курочки рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятие приходит либо дед, либо баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель, дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их  игровые умения, воображение, закрепляет значение сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Виды словесных методов, их характеристика.

 Рассказ  воспитателя, виды, требования к  рассказам воспитателя, место в работе по экологическому воспитанию.

 

   В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Это  вид  творческой  художественной деятельности  педагога, требующий  от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы и размышлять над ними. Основная цель рассказа – создание у детей ярких, точных и конкретных представлений о том или ином объекте или явлении природы.

   В работе воспитателю необходимо учитывать основные требования к рассказу ( выделила Е.И.Золотова):

- содержание рассказа должно  быть достоверно научно, соответствовать  реалистическому представлению  о том или ином объекте;

- рассказ должен быть занимательным, имея яркий динамический сюжет, быть эмоционально насыщенным. Бессюжетные рассказы и большие описания, как правило, не привлекаю внимания детей, не запоминаются ими;

- материал необходимо излагать  доступно для детей разного  возраста , с учетом опыта и интереса дошкольников;

- в рассказ целесообразно включать  наиболее интересные сведения  о жизни растений и животных, чтобы он привлекал внимание  детей, стимулировал мышление, воображение.

Рассказ воспитателя может с разными целями:

  1. с  целью ознакомления с новыми фактами о природе. Такие рассказы необходимо сопровождать демонстрацией наглядного материала . Как правило они используются на занятиях, в познавательных минутках , когда в течении 3-5 минут ведется рассказ о новом;
  2. с  целью  расширения знаний об уже известных явлениях природы, животных и растениях (используется в любых моментах повседневной жизни: на прогулке, в процессе наблюдений, труде и т.п.)

Для активизации восприятия детьми рассказа воспитатели используют  такие приемы как интонационная выразительность, введение риторических вопросов, что повышает их активность ( они спорят ,высказывают свои суждения, задают вопросы).

 Иногда в работе можно  использовать рассказ-объяснение, который  применяется в 2 случаях:1) если нет  сопроводительного текста к иллюстрациям, диафильмам; 2)  если сопроводительный  текст  труден для восприятия детей.

   Одним из видов творческого рассказывания является составление рассказа-этюда о природе. Он представляет собой небольшой  рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. При  составлении рассказов – этюдов необходимо использовать  образец воспитателя, который должен быть кратким, ярким и фиксировать внимание на самом главном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рассказ  детей, значение, виды, особенности  использования в разных возрастных  группах.

 

   В работе по экологическому образованию дошкольников используется рассказы детей .Они направлены на  совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Выделяется несколько видов рассказов детей о природе(Н.Ф. Виноградова);

  1. сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия (наблюдения) или труда в природе. Например: « Как мы устроили цветник»;
  2. сюжетный и описательный рассказ на основе обощения знаний, полученных в ходе бесед, чтения книг, рассматривания картин( «Что случилось на реке весной»);
  3. описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года или описании пейзажной картины ( « Наш участок зимой и летом »);
  4. описательный рассказ об отдельном объекте или явлении природы ( « Ветка сирени »);
  5. описательный рассказ о сезоне в целом (« Мое любимое время года »).

Указанная последовательность рассказов обеспечивает постепенное усложнение работы. Составление сюжетных рассказов о  природе дается детям значительно легче, чем составление описательных. В самом начале  обучения детей  рассказыванию о природе целесообразно использовать образец рассказа воспитателя. В ходе наблюдений , во время прогулок и экскурсий детям  задаются вопросы ,которые являются своеобразным планом для будущего рассказа.

    Одним из способов  развития у детей умения строить  рассказ является составление  коллективного рассказа ( используется со средней группы). Детям предлагаются темы, связанные с их опытом ( например , «Как мы зимой ходили в парк »). Воспитатель  дает готовый сюжет рассказа, а дети добавляют отдельные слова и выражения. Как усложнение используется прием « закончи  рассказ».  Детей  старшего дошкольного  возраста  педагог учит дополнять сюжетный рассказ описание ( Когда это произошло?  Какая была погода?  Красиво ли было в парке? и   т.п.).

    Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравей-пик, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» спрашивают дети. «Давайте посмотрим», предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

 

 

           Чтение художественной природоведческой литературы как метод   работы:

- требования  к подбору произведений,

- методика  работы с произведениями.

 

    В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной. Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это  может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть  наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии. Действенность книги связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при использовании природоведческой литературы для детей, необходимо  учитывать ее воспитательное  и обучающее воздействие,  возрастные и индивидуальные особенности детей. Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены  в форме, доступной детскому восприятию.  Большое значение имеет и содержание природоведческой книги. Оно должно быть интересно и увлекать читателя. В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.

Информация о работе Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста