Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей "живых" представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности.
1.Введение
2. Значение словесных методов в экологическом воспитании детей
3. Виды словесных методов, их характеристика
3.1. Рассказ воспитателя, виды, требования к рассказам
воспитателя,
Место в работе по экологическому воспитанию
3.2. Рассказ детей, значение, виды, особенности использования в разных возрастных группах
3.3. Чтение художественной природоведческой литературы как метод работы:
- требования к подбору произведений,
- методика работы с произведениями
3.4. Беседа (виды бесед, тематика, методика проведения)
4. Аннотация на произведение для детского чтения (по выбору)
5. Конспект обобщающей беседы для одной из возрастных групп
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Многие методисты справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.
Уточнить знания детей об особенностях и причинах того или иного явления природы помогают беседы, проводимые во время повседневных наблюдений на прогулках, а также из окна. Например, в старшей группе уточняются знания воспитанников об особенностях времен года, зависимости явлений природы и их характера от состояния погоды. В беседах, сопровождающих наблюдения, выясняют, какая сегодня погода, какие изменения произошли в ней с предыдущего наблюдения, что и почему изменилось (температура воздуха, небо, осадки). Это дает возможность подвести детей к формулированию определенных причинных и временных связей («В морозную погоду на деревьях, крышах -- иней»; «Когда на улице мороз и сильный ветер, бывает метель»; «В большой мороз птицы прячутся и не прилетают к кормушке»).
В подготовительной к школе группе такие беседы носят более обобщенный характер. Дети анализируют результаты систематических наблюдений, фиксируемых в календаре погоды. Но в отличие от прошлого года (старшей группы) ребята уже самостоятельно специальными условными обозначениями ежедневно отмечают погоду. Педагог лишь контролирует их работу и помогает осмыслить собранный материал. На занятиях, а также в утренние и вечерние часы он проводит небольшие беседы, во время которых помогает детям сравнивать погодные изменения в связи с развертыванием сезона.
Наибольшую трудность для воспитателя представляют обобщающие беседы. Успех проведения обобщающей беседы во многом зависит от:
Тематика бесед о природе многообразна и определяется содержанием «Программы воспитания в детском саду». Выбор той или иной темы зависит прежде всего от проводимых с детьми наблюдений. Беседа должна быть частью общей целенаправленной работы по ознакомлению детей с природой. Целью обобщающей беседы является не только выяснение знаний детей, того, что нужно уточнить, исправить, дополнить, но главное--воспитание положительного отношения к природе. «Расскажи, какое время года тебе нравится больше всего? Почему?»; «В букете больше всего мне нравится этот цветок. А тебе?.. Почему?» Такими вопросами, своим высказыванием, образным рассказом воспитатель обращает внимание ребят на то, что каждое явление природы по-своему привлекательно, красиво. Это находит отражение в их высказываниях: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг»; «Весной весело в лесу. И птицы поют песни»; «А мне нравится осень, потому что осенью природа самая красивая».
Аннотация на произведение для детского чтения.
Автор: Виталий Валентинович Бианки
Название: «Купание медвежат»
Характеристика издания: «Большая энциклопедия дошкольника», иллюстрации : присутствуют на 2 страницах, объем: 2 страницы.
Художник: О.Дроздова, РОССА.
Содержание: Наш знакомый охотник
шёл берегом лесной реки и вдруг услышал
громкий треск сучьев. Он испугался и влез
на дерево.
Из чащи вышли на берег большая
бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка
зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать
не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала
в воде.
Другой медвежонок испугался
холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а
потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка
остались очень довольны купанием: день
был знойный, и им было очень жарко в густых
лохматых шубках. Вода хорошо освежила
их. После купания медведи опять скрылись
в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл
домой.
Может быть использовано для второй младшей, средней, старшей групп для организации совместной деятельности (занятие), повседневном чтении, играх, беседах, пересказах, упражнениях, загадках.
Для получения знаний о бурых медведях, их повадках и умении приспосабливаться к среде обитания, учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, расширения представлений детей о диких животных.
Вопросы:
Зачем медведица купает медвежат?
Где происходят события?
Что можно сказать о размерах медведицы, а медвежат?
Она купает сына, значит она?
Что делали дети?
Почему охотник испугался?
Какие шубки были у медведей?
Чем все закончилось?
Конспект обобщающей беседы.
Название: «Экосистема огород»
Старшая группа.
Программное содержание:
познакомить детей с экосистемой огород; закрепить у детей знания об огороде, какие овощи они знают; развивать память, мышление, воображение и речь который оказывает огород; воспитывать любовь к огороду; уметь ухаживать за огородом, создавать условия для посадки.
Предварительная работа: иллюстрации с овощами, пополнить знания об овощах, приготовить необходимо оборудование для посадки (фартук, земля, ведро с водой, семена).
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический и их приемы беседы, ответы детей, опыты.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Сегодня мы с вами поговорим об огороде и что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
- Между гор, между ям
Сидит птица холуян, несет яйца божий дар (картофель).
- Красный пан в яму впал (свекла).
- Семьдесят одежек, и все без застежек (лук).
- Красна, да не девица, с хвостом да не мышь(морковь).
Молодцы!
2. Основная часть
А теперь поговорим по подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете когда сажают огород? (ответы детей)
С какого месяца? Почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).
Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется «Отгадайка», я буду показывать картинки, а вы отгадывать названия овощей.
Молодцы!
3. Практическая часть.
А сейчас подойдите ко мне, сейчас я расскажу, как правильно надо сажать семечко, в каком порядке. Для начала насыпаем землю в горшок, делаем углубление, гладим семечко и засыпаем землей, после этого поливаем водой немножко. А теперь подойдем к своим столам и попробуйте посадить семечко в правильном порядке. Молодцы, ребятки! Теперь можете помогать своим родителям высаживать овощи.
4. Заключительная часть.
Вот мы с вами посадили семечко, и теперь будем наблюдать как оно будет у нас расти. Каждый год мы садим лук,
Помидор и огурец.
Чтобы в жизни было бы что-нибудь поесть.
Вот наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Библиографический список:
–– М.: Просвещение, 1981.
Информация о работе Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста