Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей "живых" представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности.
1.Введение
2. Значение словесных методов в экологическом воспитании детей
3. Виды словесных методов, их характеристика
3.1. Рассказ воспитателя, виды, требования к рассказам
воспитателя,
Место в работе по экологическому воспитанию
3.2. Рассказ детей, значение, виды, особенности использования в разных возрастных группах
3.3. Чтение художественной природоведческой литературы как метод работы:
- требования к подбору произведений,
- методика работы с произведениями
3.4. Беседа (виды бесед, тематика, методика проведения)
4. Аннотация на произведение для детского чтения (по выбору)
5. Конспект обобщающей беседы для одной из возрастных групп
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.
В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующие само мышление, демонстрирующие методику овладения знаниями, развивающие логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям. Книга способствует развитию речи ребенка, его активного словаря.
Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей. Если книга воспринимается эмоционально, она формирует соответствующие эмоции и по отношению к конкретной реальности, что помогает детям прояснять и осознавать нравственные оценки. Следовательно, эстетическое восприятие определяет нравственную позицию, формируя определенные свойства личности ребенка. Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают иллюстрации в книгах.
Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. При выборе книги и иллюстраций в ней, необходимо учитывать особенности ребенка, специфику его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка. Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную, эстетическую, дополняющую функции.
Познавательная функция обеспечивается посредством отражения в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений.
Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги.
Иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги. Как средство воспитания и обучения детей рассматривал иллюстрации К.Д. Ушинский, подчеркивая необходимость отражения в них познавательного и художественного начал. Последнее связано с выполнением иллюстрациями эстетических функций.
Эстетическая функция иллюстрации определяется качеством ее исполнения, и тут важным критерием оценки становится критерий художественности. Дополняющая функция иллюстраций связана с возможностью изображения расширить понимание текста, показать часть в границах целого или, наоборот, представить целое составляющими частями. Кроме того, иллюстрации способствуют формированию у читателя дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия книг для детей на эмоциональную сферу личности. Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности, почти как сама действительность. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны. Иллюстрация в произведениях художественной литературы тесно связана с текстом и способствует пониманию его смысла. При выявлении связи иллюстрации с текстом необходимо особое внимание уделять деталям; к примеру, если, описывая одежду героя, автор называет красную рубаху - в иллюстрации она должна быть именно красной. Дети остро реагируют на конкретные детали, легко узнают их и именно по ним идентифицируют явления, предметы, события, персонажей. Поэтому деталь должна отличаться изобразительной точностью, связывать текст с рисунком.
В художественной литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его, раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из текста. Иллюстрация, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогает ребенку осмыслить повествование. Таким образом, в познавательной книге рисунок выполняет познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире.
В качестве основных можно назвать следующие требования к иллюстрациям книг для детей:
иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста;
мера, степень полноты отражения содержания в иллюстрациях должна определяться функциями, которые они выполняют; учитываются такие факторы, как возраст читателя, вид издания (например, книжка-картинка или альбом преимущественно представлены изобразительным рядом), специфика содержания произведения литературы.
Необходимо учитывать:
При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:
А) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;
Б) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
В) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);
Г) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой ДОУ, которая должна быть разработана и реализовываться в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы», разработанной под руководством Вераксы Н.Е. и Комаровой Т.С., в детском саду могут быть использованы произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей и поэтов: И. Бунина, С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Павловой, Е. Серовой, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе таких авторов как: С. Аксаков, Т. Никольский, И. Акимушкин, В. Чаплина, В. Танасийчук, с произведениями которых воспитатель должен познакомить детей. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Приведем примеры некоторых произведений:
Виталий Бианки – писатель,
который писал научно-
Произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть - птичка, мышка, лягушка, змея.Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка - на дерево, мышка - в норку, лягушка - под листок, змея - под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше! Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой.
Беседа (виды бесед, тематика, методика проведения).
В педагогической литературе беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей, поскольку в процессе ее создается возможность для использования полученных ими ранее знаний.
Беседа - форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. А от воспитателя требуется умение естественно строить разговор - привлекать к участию застенчивых, останавливать не в меру активных. Чем лучше будет подготовлен воспитатель, тем непринужденнее и эмоциональнее пройдет беседа.
В методической литературе есть много рекомендаций к проведению бесед. Наиболее четкие, учитывающие специфику диалогической формы речи рекомендации даны в работах Е. И. Тихеевой. Она пишет:
Методические приемы при руководстве беседой сводятся к следующему:
1. Не давать детям удаляться от главной темы.
2. Неуклонно вести к конечным выводам.
3. Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
4. Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространенного.
5. Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть той же цели путем краткого указания, напоминания.
6. Побуждать детей к вопросам...
7. Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
8. Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно...».
Эти рекомендации Е. И. Тихеевой относятся к проведению беседы на любую тему.
Но специфика темы определяет и своеобразие проведения беседы, ее тип, подготовительную работу, использование иллюстративного материала и т. д. Каковы же особенности проведения беседы о природе? Виноградова Н. Ф. выделяет несколько типов бесед о природе:
1) беседы в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдений, экскурсий, прогулок);
2) беседы в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений);
3) беседы на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин и т. д.).
Многие методисты справедливо отмечают, что успех беседы во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько педагог предвидит ответы детей и как он регулирует их активность.
Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:
- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма и т. д.);
- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
В каждой беседе решается задача развития речи детей. Зависимости от дидактических целей делят беседы о природе на следующие виды: установочные (или предварительные), эвристические и итоговые.
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства. Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Итоговая беседа используется при обобщении и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, углублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу «Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о животных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных). Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.
Информация о работе Теория и технологии экологического развития детей дошкольного возраста