Управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:03, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является исследование особенностей института управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации методом анализа действующего законодательства, а также выявление проблемных и спорных вопросов, возникающих в процессе правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть такие понятия, как управление природопользованием и охраной окружающей среды, принципы и компетенция специальных органов управления; - охарактеризовать полномочия органов специальной компетенции в области управления охраной окружающей среды и природопользованием; - изучить пути повышения эффективности управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Литературный обзор 4
2. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………………………………………….6
2.1 Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………………………………………………….6
2.2 Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………………………………………………………………….8
2.3 Компетенция Российской Федерации и роль местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды…………………………
3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………..
3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции……………….
3.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции…………………..
3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции………….
4. Проблемы в сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

р.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Природопользование и

защита окружающей среды»

 

Реферат

по дисциплине «Экология»

на тему: «Управление в области охраны окружающей среды

и рационального  природопользования»

 

Выполнил:    ,

студент Института архитектуры, строительства и транспорта,

1 курса, группы БСТ-11

 

Проверила

 

 

Дата сдачи реферата на предварительную проверку:

Дата защиты реферата:

Оценка:

 

 

Тамбов, 2013  
Содержание

Введение 3

1. Литературный обзор 4

2. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………………………………………….6

2.1 Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………………………………………………….6

2.2 Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………………………………………………………………….8

2.3 Компетенция Российской Федерации и роль местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды…………………………

3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………..

3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции……………….

3.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции…………………..

3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции………….

4. Проблемы в сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………………

Список используемых источников…………………………………………………………………….

 

Введение

Современное состояние  окружающей среды в Российской Федерации  характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.

Экономический подъем при  сохранении современного уровня негативного воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Поэтому тема данного реферата является весьма актуальной на данном этапе развития современного общества, поскольку, в условиях устойчивого экономического развития, важное значение, имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством. Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали переработку и самих отходов от основной деятельности.

Природопользование  – это одно из самых сложных  объектов управления. Именно поэтому, немало важное значение приобретает исследование управления экологическими процессами и экономикой природопользования.

Целью данного реферата является исследование особенностей института управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации методом анализа действующего законодательства, а также выявление проблемных и спорных вопросов, возникающих в процессе правоприменительной практики.

 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть такие понятия,  как управление природопользованием  и охраной окружающей среды, принципы и компетенция специальных органов управления;

- охарактеризовать полномочия  органов специальной компетенции  в области управления охраной  окружающей среды и природопользованием;

- изучить пути повышения  эффективности управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе.

В работе также рассмотрена  проблема оптимизации управленческих решений с точки зрения экологии и ответственности за эти решения.

 

1. Литературный  обзор

 

    2. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

2.1 Понятие управления охраной окружающей среды и природопользованием

 

В современном мире экологические  проблемы по своему общественному значению вышли на одно из первых мест. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному воздействию на окружающую среду.

Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Государственное управление экологопользованием и охраной  окружающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.

Для постоянного развития экологической системы России нужно  строго соблюдать «справедливое  отношение между поколениями», а для этого необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на будущие поколения.

Если регулирование  экономической системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно на воспроизводство новых систем экономических отношений, то управление экологической системой представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Управление экологической  системой происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим  образом связано с охраной  окружающей среды.

Этому виду управления свойственны  как общие черты управленческой деятельности государства и делами общества, так и специфические, обусловленные управляемым объектом - экологической системой страны.

М.М. Бринчук рассматривает  «управление в сфере взаимодействия общества и природы в качестве совокупности предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде»1. В данном случае речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием  и охраной окружающей природной  среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием, по мнению М.М. Бринчука, это «проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве»2

Данный вид управления осуществляется общественными организациями и гражданами.

2.2 Принципы управления охраной окружающей среды и природопользованием

 

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Ерофеев Б.В. считает, что  «если только все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех»3.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной  среды складывается из:

— правовой охраны, формулирующей  научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

— материального стимулирования природоохранной деятельности,

стремящегося сделать  ее экономически выгодной для предприятий;

— инженерной охраны, разрабатывающей  природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «охране подлежат следующие объекты:

— естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

— земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты»4. Особо охраняются государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды, по мнению научного деятеля Дубовика О.П. «должны являться: приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов; недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

право населения и  общественных организаций на своевременную  и достоверную информацию о состоянии  окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов; неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства»5.

Игнатьева И.А. считает, что  «с развитием рыночных отношений  в России государству необходимо экономически стимулировать более эффективное экологопользование путем установления научно обоснованной цены на природные ресурсы и платы за экологопользование, которые бы способствовали наиболее рациональному их использованию, путем внедрения более эффективного налогообложения за использование природных объектов и установления соответствующих льгот, которые бы стимулировали такое их использование, и т. п»6.

Содержание института  управления природопользованием характеризуют принципы:

- Принцип законности  в государственном управлении  природопользованием и охраной окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан.

Законность в управлении природопользованием имеет две  основные стороны:

а) точное и неуклонное соблюдение в деятельности по регулированию всех нормативно-правовых актов;

б) принятие правильного  решения в случае коллизии применяемого законодательства.

- Принцип приоритета  охраны окружающей природной  среды предполагает также наличие двух основных сторон:

а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься исходя из интересов сохранности экологических систем;

б) использование одних  природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом.

- Принцип плановости  государственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды заключается в следующем:

а) важнейшие мероприятия  по управлению природопользованием  закрепляются в планах, которые после их утверждения обретают обязательную силу;

б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и программ должен осуществляться постоянный контроль.

- Принцип сочетания  государственного управления с  местным самоуправлением выражается в следующем:

а) максимальное вовлечение граждан в дело управления природопользованием;

Информация о работе Управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования