Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:03, реферат
Целью данного реферата является исследование особенностей института управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации методом анализа действующего законодательства, а также выявление проблемных и спорных вопросов, возникающих в процессе правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть такие понятия, как управление природопользованием и охраной окружающей среды, принципы и компетенция специальных органов управления; - охарактеризовать полномочия органов специальной компетенции в области управления охраной окружающей среды и природопользованием; - изучить пути повышения эффективности управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе.
Введение 3
1. Литературный обзор 4
2. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………………………………………….6
2.1 Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………………………………………………….6
2.2 Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………………………………………………………………….8
2.3 Компетенция Российской Федерации и роль местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды…………………………
3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………..
3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции……………….
3.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции…………………..
3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции………….
4. Проблемы в сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………………………….
Управление природопользованием осуществляется Правительством Республики, министерствами и ведомствами, местными органами управления, предприятиями и организациями, непосредственно занятыми эксплуатацией природных ресурсов.
Демина Т.А считает,
что «управление природопользов
В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов определены главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования и основные направления природоохранной деятельности на современном этапе. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линию на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды. Борьба за экологическую безопасность на Земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач всех людей.
Для управления охраной
природы и обеспечения
При ведомствах действуют общественные советы, в которые входят ученые, общественные деятели, представители местных органов управления, руководители предприятий. Эти советы созданы для всестороннего обсуждения крупных проблем природопользования и выработки рекомендаций по их решению.
В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:
- снижение загрязнения окружающей среды;
- сокращение потребления природных ресурсов;
- не истощительное
использование возобновляемых
- формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
- эффективное использование первичного природного сырья;
- создание экономических условий для предпринимателей;
- международное сотрудничество.
От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. Научный деятель Свиридов Н.Н. считает, что, например, « при таком сценарии развития Казахстан обречен на все большее отставание от передовых стран, поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики»17. В Казахстане, сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее уникальные природные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (только энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший на многих предприятиях критической величины. Так что без структурной перестройки экономики и ее технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с развитыми странами Казахстан запоздал с техническим перевооружением промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не упустить возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим, наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при меньших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для этого потребуется:
государственное кредитование технического перевооружения предприятий (размер кредита определяет количество сэкономленного сырья и разница мировой и внутренний цен на него; возврат произойдет за счет роста экспорта сырья, так что государство ничего не теряет;
прогрессивный налог на перерасход ресурсов (нормы определяются лучшими мировыми достижениями; экономически налог обоснован – допустившие перерасход возместили бы обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья);
Совершенствование экологических платежей (экологические платежи должны определяться исходя из затрат на устранение ущерба окружающей среде; пока же предприятиям выгоднее платить штрафы, чем вкладывать средства в охрану природы).
Заключение
Экономика Российской Федерации является одной из ведущих экономик мира, вопросы охраны окружающей среды становятся приоритетными и определяют устойчивость развития страны и общества в целом.
В последние годы в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. В России также начинает преобладать подход к природной среде, как к общему достоянию всей нации, а также международного регионального содружества стран. Определяющим фактором в институционализации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике России. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий России, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в экономике является экологический аудит. Однако система экологического аудирования недостаточно реализуется в настоящее время в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды и природопользования содержится в законодательных актах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных актах Минприроды России, Ростехнадзора, Росприроднадзора и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, нормативных актах субъектов Российской Федерации.
Экологический аудит должен занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента.
Поэтому это направление взаимодействия государства и бизнеса обоюдное, в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования заинтересованы обе стороны - государство и бизнес.
Список используемых источников
1 Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М.: Юристъ, 2008. – 383с.
2 Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М.: Юристъ, 2008. – 383с.
3 Ерофеев, Б.В. Экологическое право: учебник для вузов / Б.В. Ерофеев. – М.: Инфра-М, 2006. – 464с.
4 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. от 10.01.2002г. №374 – ФЗ (ред.от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 14.01.2002. - №2. – Ст.133
5 Дубовик, О.П. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие / О.П. Дубовик. – М.: ТК Велби, 2006. – 688с.
6 Игнатьева, И.А. Экономическое законодательство и международные договоры / И.А. Игнатьева //Государство и право. – 2002. - №7. С.71
7 Власов, В.А. Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики: дис. канд. юр. наук: 12.00.14. – Екатеринбург, - 2007. – 223с.
8 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1594 (в ред. от 2001 г.) «О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды» // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 302..
9 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. от 10.01.2002г. №374 – ФЗ (ред.от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 14.01.2002. - №2. – Ст.133
10 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2000. – 60с.
11 Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для вузов / С.А. Боголюбов. – М.: Юрайт – Издат, 2008. – 399с.
12 Российская Федерация. Постановление Правительства РФ О вопросах Министерства природных ресурсов РФ от 06.07.2000, - №495 (ред. от 18.09.2001, с изм. от 06.06.2003) // СЗ РФ. – 2000. - №28.- [Электронный ресурс]- Консультант Плюс
13 Основы экологии и природопользования: учебное пособие / В.П. Дикань, А.Г. Дайнека. – Харьков: ООО «Олант», 2007. -384с.
14 Круглов, В.В. Правовая политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды / В.В. Круглов // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2004. - №1. – с.3-8
15 Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федер. от 10.01.2002г. №374 – ФЗ (ред.от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 14.01.2002. - №2. – Ст.133
16 Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды: учебник / Т.А. Демина. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 368с.
17 Свиридов, Н.Н. Институализация экономики природопользования : научно – методическое издание / Н.Н. Свиридов. – Кострома: КГУ, 2006. – 195с.
Информация о работе Управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования