Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:03, реферат
Целью данного реферата является исследование особенностей института управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации методом анализа действующего законодательства, а также выявление проблемных и спорных вопросов, возникающих в процессе правоприменительной практики. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть такие понятия, как управление природопользованием и охраной окружающей среды, принципы и компетенция специальных органов управления; - охарактеризовать полномочия органов специальной компетенции в области управления охраной окружающей среды и природопользованием; - изучить пути повышения эффективности управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе.
Введение 3
1. Литературный обзор 4
2. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………………………………………….6
2.1 Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………………………………………………………………….6
2.2 Принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………………………………………………………………….8
2.3 Компетенция Российской Федерации и роль местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды…………………………
3. Полномочия органов специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды……………………………………………………………..
3.1 Полномочия комплексных органов специальной компетенции……………….
3.2 Полномочия отраслевых органов специальной компетенции…………………..
3.3 Полномочия функциональных органов специальной компетенции………….
4. Проблемы в сфере управления охраной окружающей среды и природопользованием на современном этапе………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………………………………….
Решение о включении подразделений по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству в структуру Министерства сельского хозяйства и продовольствия не может быть признано оптимальным. Это Министерство призвано решать задачи обеспечения населения страны продовольствием. Такие потребности удовлетворяются, как известно, и за счет ресурсов животного мира. Трудно в такой ситуации рассчитывать, что Министерство в своей деятельности будет ориентировано на обеспечение рационального использования соответствующих природных ресурсов. Очевидно, на основе Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и Департамента по рыболовству целесообразно создать самостоятельную государственную структуру (структуры).
Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России, отвечавший за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, был ликвидирован как самостоятельный орган государственного управления. Он стал частью Минздрава России.
К основным задачам Минздрава РФ относятся разработка основ государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора; санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.
К главным задачам
Минздрава относится также
В области профилактики заболеваний Минздрав РФ осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания.
В области санитарно-
Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) является специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей среды в части проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды. Она осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение федеральных и региональных экологических программ. Ее деятельность в данной сфере координируется Госкомэкологией России. Совместно с Госкомэкологией, Госкомземом, Рослесхозом, Министерством природных ресурсов РФ Роскартография создает соответствующие кадастры.
На Роскартографию возложено
топографо-геодезическое
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является государственным органом, выполняющим специальные функции в области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. МВД России в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и охраны правопорядка, имеющее непосредственное отношение к охране природы.
Специальные природоохранительные
функции МВД России связаны с
тем, что данное Министерство руководит
Государственной автомобильной
инспекцией, осуществляющей надзор за
соблюдением владельцами автотр
МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий.
Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) призван обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Госстандарт совместно с Госкомэкологией РФ и другими природоохранительными органами обеспечивает включение в государственные стандарты на продукцию, работы, услуги обязательных экологических требований и принимает государственные стандарты РФ (за исключением стандартов в области строительства). Госстандарт совместно с Госкомэкологией России определяет номенклатуру объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации. Он осуществляет также государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации.
Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Минстрой принимает практические меры по совершенствованию градостроительства и системы расселения, повышению качества архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных решений зданий, сооружений и предприятий при застройке городов и других поселений в целях создания полноценной среды для жизнедеятельности населения.
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; организует и проводит государственный горный надзор в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр. Госгортехнадзор России лицензирует также отдельные виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также обеспечением безопасности при пользовании недрами. Госгортехнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор на территории РФ через образуемые им региональные органы (округа) и действует на основе Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.
С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г., основными задачами Госатомнадзора России являются формирование системы правовых, экономических и организационно-технических мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности; установление правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности; надзор за соблюдением требований законодательства в области производства, обращения и использования ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции.
Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями. Для реализации возложенных на него задач МЧС России организует разработку и осуществление на территории РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); проводит государственный надзор за выполнением установленных нормативных требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоянием готовности органов управления, сил и средств РСЧС к выполнению неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций; руководит функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории РФ по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях.
3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящее время масштабы и темпы развития производительных сил требуют особого внимания науки и практики к проблемам совершенствования планирования рационального природопользования, использования вторичного сырья, охраны окружающей среды.
Профессор Дикань В.П. считает, что «в условиях интенсификации производства к планированию природопользования необходимо обеспечить оптимальные темпы и пропорции в развитии групп отраслей, занимающихся воспроизводством и использованием сырья; усилить взаимосвязь планирования природопользования с планированием научно-технического прогресса, развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства»13.
В условиях происходящих
изменений в социально–
По мнению В.В. Круглова «в настоящее время стратегической целью государственной политики в этой области является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. В связи с этим сохранение и восстановление природных систем должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества»14.
Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., направлен на «обеспечение охраны окружающей среды в деятельности предприятий и организаций»15. Это важный этап в развитии всего экологического федерального и регионального законодательства, в результате которого оно приведено в соответствие с Конституцией РФ, отменены устаревшие нормы и ликвидированы пробелы. Закон во многом исходит из приоритета норм международного законодательства, передового опыта стран ЕС и собственной практики в этой сфере.
В области управления на уровне Федерального закона закреплены такие важные организационно-правовые меры охраны окружающей среды, как экологическая сертификация, лицензирование, ОВОС, которые зачастую регламентировались подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами.
Расширены виды контроля – наряду с государственным, производственным и общественным контролем в области охраны окружающей среды осуществляется муниципальный контроль.
Закреплены такие важные экономические меры, как обязательное экологическое планирование на предприятиях, стимулирование предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды.
Информация о работе Управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования