Войны и экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

Цель исследования реализуется в решении следующих задач:
1. изучить войну как механизм разрушения окружающей среды;
2. рассмотреть влияние войн на экологическую обстановку;
3. проанализировать особенности экологической войны;
4. изучить понятие экологической безопасности;
5. проанализировать концепцию экологической безопасности;
6. определить стратегические задачи и принципы реализации стратегии экологической безопасности.

Файлы: 1 файл

Экология.docx

— 75.80 Кб (Скачать файл)

Из вышеизложенного естественно  вытекает следующее определение: экологическая  безопасность - это устойчивое состояние  окружающей среды, обеспечивающее возможность  улучшения качества жизни людей, защищенность от природных и техногенных  катастроф, возможность стабильного  прогресса общества и государства.[17]

Слово "возможность" используется в данном определении в связи  с тем, что качество жизни и  стабильность прогресса общества и  государства обеспечиваются не только стабильностью окружающей среды, но и социально-экономическим устройством  общества в каждом государстве.

2.3. Основные  стратегические задачи и принципы  реализации стратегии экологической  безопасности.

Путь к экологической  безопасности России лежит через  решение смежной стратегической задачи - сохранение всеми доступными методами не нарушенной хозяйственной  деятельностью территории с сохранившимся  объемом естественной биоты, которая должна стать центром восстановления естественной природной среды и биоты в объеме, необходимом для обеспечения устойчивости окружающей среды.

Восстановление естественной природной среда на нарушенных территориях  следует проводить шаг за шагом, прежде всего отказываясь от бездумного растрачивания важнейшего экологического ресурса России - территории. Решение  этой задачи затрагивает все стороны  развития общества - экономическую, социальную и политическую эта стратегическая задача обеспечения экологической  безопасности на все обозримое будущее.

Второй важной стратегической задачей остается локальная очистка  окружающей среды в местах повышенной Экологической опасности, т.е. в местах наибольшей концентрации населения, промышленности и сельскохозяйственного производства, на базе нормирования качества окружающей среды, внедрения систем очистки  и ресурсосберегающих технологий. Она  же включает частичное восстановление на нарушенных землях естественных экосистем - природных участков.

 

В целом решение этой задачи не только способствует улучшению условий  жизни и работы людей, но и помогает решать основную стратегическую задачу, так как направлено на более эффективное  использование территорий. Эта стратегическая задача для каждой конкретной территории имеет свой срок выполнения.

Экологическую безопасность нельзя полностью обеспечить в одной  отдельно взятой стране или на отдельной  территории, для ее достижения необходима активная международная деятельность. Наблюдаемые глобальные изменения  окружающей среды - следствие совокупной хозяйственной деятельности всех государств. Развитые страны в основном уже разрушили  свою природную среду и сейчас являются главными экологическими загрязнителями.

Крупные густонаселенные  развивающиеся страны также практически  полностью разрушили свои экосистемы, а остальные развиваются страны быстро движутся по этому же пути, варварски разрушая природу на своих территориях и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей. Необходима разработка эффективного международного механизма прекращения Процесса разрушения природной среды, сохранения того, что осталось от нее и перехода к расширению таких территорий.

Ключевым здесь является вопрос сохранения тропических лесов - самых мощных регуляторов и стабилизаторов окружающей среды. Разработка таких  механизмов является задачей ближайшей  перспективы.

Для решения основных стратегических задач обеспечения экологической  безопасности необходимо опираться  на весь спектр известных в мировой  практике принципов. Их следует реализовывать  на всех уровнях: международном, федеральном (национальном) субъектов Федерации  и местном. К этим принципам относятся:

  • затраты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);
  • территориальная компенсация - при вовлечении в хозяйственное использование или при других нарушениях естественных участков территории обязательна компенсация восстановлением ранее нарушенной территории с равноценной или большей по продуктивности естественной биотой;
  • наращивание особо охраняемых территорий;
  • предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения минимальными допустимыми нагрузками;
  • согласованность - согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;
  • ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности и их экологическое экспортирование;
  • разрешительность - получение разрешения на любой вид деятельности, ведущей к нарушениям и деформациям окружающей среды;

 

  • декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;
  • регистрация - регистрация новых веществ, особо опасных веществ, биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;
  • экологическое нормирование потребления территории, изъятия ресурсов, выбросов вредных веществ, уровней загрязнения, остаточных веществ и т.д.;
  • платность ресурсов с учетом их экологической значимости;
  • налогообложение на выбросы загрязнителей и другие нарушения окружающей среды;
  • ответственность (в том числе материальная) "виновников нарушений окружающей среды за предотвращение ущерба его устранение и компенсацию ущерба";
  • информированность - свободный доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;
  • научная обоснованность природоохранных мероприятий;
  • обязательность согласованных международных действий.

Перечисленные принципы могут  быть использованы при разработке федеральной, региональной и местной экологической  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Решение стратегических задач  обеспечения экологической безопасности требует дальнейшего развития природоохранной  инфраструктуры России.

Один из самых важных элементов  реализации этих задач - дальнейшее развитие правовой составляющей инфраструктуры. Необходимо создание достаточно завершенной  системы специального экологического законодательства и нормативно-технической  базы, а также экологизация законодательных актов в других сферах деятельности, важных для решения основных стратегических задач экологической безопасности. Со временем появится необходимость экологизацин и основного закона страны - Конституции в таких позициях, как общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов, прав и обязанности граждан, с тем чтобы обеспечить приоритет проблем экологической безопасности. Система экологического законодательства должна также способствовать развитию природоохранной инфраструктуры.

Другим важнейшим механизмом реализации задач обеспечения экологической  безопасности является информационная инфраструктура - система сбора, накопления, обработки, выдачи и анализа информации по всему спектру природоохранных  проблем, начиная от инвентаризации ненарушенных хозяйственной деятельностью  территорий и всех точечных и диффузионных источников загрязнения окружающей среды и кончая текущей информацией  о состоянии окружающей среды  и экологически приемлемыми внедряемыми  технологиями.

Такая деятельность должна развиваться, прежде всего, на локальном  уровне и уровне субъектов Федерации, где происходят основные экологические  события, с постепенным созданием  на этой основе федеральной системы  информационного обеспечения экологической  безопасности. Характеристики окружающей среда, имеющие глобальное значение или оговоренные международными соглашениями должны оцениваться в  федеральных системах информационного  обеспечения.

Еще одним важнейшим элементом  инфраструктуры для обеспечения  экологической безопасности служит система экологического воспитания, обучения и образования. Без ясного понимания существа стоящих перед  человечеством и Россией экологических  проблем не может быть сознательного  и ответственного отношения к  их решению. Поэтому необходимо создать  систему программ и учебников  для начальной и средней школы  и систематических курсов лекций по экологической безопасности для  всех специальностей в высшей школе  в качестве обязательных, которые  было бы разумно сочетать с курсами  о здоровом образе жизни.

Основной целью таких  программ, учебников и курсов лекций должны быть переориентация мышления, изменение системы ценностей - от потребительской к природоохранной, осознание природы как фундамента жизни на земле и здоровья человека. Это принципиально важно, так как в настоящее время во всех областях знаний, в том числе в естествознании, система подготовки направлена на обучение поиску, измерению, использованию и потреблению природных ресурсов. В таком же направлении должна быть переориентирована деятельность средств массовой информации, которые активно формируют сознание людей.

Фундаментальным элементом  инфраструктуры обеспечения экологической  безопасности служат научные исследования и разработки, в первую очередь  исследования взаимодействия человека с биосферой и тех условий требований и ограничений, которые накладывают законы ее развития на деятельность человека с его социальными, экономическими и политическими системами. Научные исследования и разработки должны также служить обоснованием развития всех элементов инфраструктуры.

Невозможно решать стратегические задачи обеспечения экологической  безопасности без развитой инфраструктуры финансирования. Некоторые источники  финансирования следует реализовать  в обязательном порядке на основе законодательства, но их круг может  быть существенно расширен. Инфраструктура финансирования в первую очередь  должна расширяться на местном уровне и уровне субъектов Федерации, где  происходят основные нарушения окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: теория, методика, практика: Материалы Всерос. науч. шк., 13-15 нояб. 2003 г. [г. Киров] / [Редкол.: Т.Я. Ашихмина, проф. д.т.н. и др.]. – Киров: ВятГГУ, 2003. – Вып. 1. – 2003. – 363 с.
  2. Алексеенко И. Р., Кейсевич Л. В. Последняя цивилизация? – Киев: Наук. думка, 1997. – 411 с.
  3. Бегак М.В., Титова Г.Д. Экологическая безопасность мегаполиса: региональное законодательство // НТБ "Экологическая безопасность". – 2003. – № 5.
  4. Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности. – Симферополь: «СОНАТ», 1998.
  5. Бутылкис В.В., Думенко В.И. Некоторые экологические аспекты сокращения ядерных вооружений // Военная мысль. – 2003. – №6.
  6. Венцюлис Л.С. Система повышения экологической безопасности //Экологическая безопасность. – 2005. – №3.
  7. Герасимчук З. Научные основы исследования экологической безопасности как фактора устойчивого развития. – М.: 2001. – 125 с.
  8. Данилишин Б.М., Шостак Л.Б. Устойчивое развитие в системе природно-ресурсных ограничений. – Спб.: 2004. – 114 с
  9. Деньга В. О понятиях экобезопасности и экориска // Управление риском. – 2000. – № 4.
  10. Донченко В.К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. – СПб, 2003. – 163 с.
  11. Дорогунцов С. Устойчивое развитие эколого-экономическими системами // Экономика. – 2001. – №7.
  12. Доронин А.П., Шестопалов А.В., Канарский И.Д. Экологические проблемы вооружённой борьбы // Военная мысль. – 2002. – № 3.
  13. Думенко В.Д. Экологические войны // Экология. – Спб.: 2005. – № 4.
  14. Калинникова М. В. Экологическое общество: проблемы становления: (Социол. анализ) / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 232 с.
  15. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Григорьев А.А., Фролов А.К. Экодинамика и экологический мониторинг в контексте глобальных изменений / Под ред. К.Я.Кондратьева и А.К.Фролова. – СПб: Наука, 2003. – 442 с.
  16. Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология – экономика – политика. – СПб.: НЦ РАН, 2004. – 827 с.
  17. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
  18. Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобалистики / РАН. Ин-т философии. – М., 2001. – 241 с.
  19. Пегов С. А. Экологические аспекты геополитики \\ Общественные науки и современность. – 1996, № 1.
  20. Реймс Н.Ф. Азбука природы. – Москва. Издательство "Знание", 2000. – 208 с.
  21. Стадницкий Ю. К проблеме концепции экологической политики России и механизма ее реализации // Экономика России. – 2003. – № 9.

Информация о работе Войны и экологическая безопасность