Из вышеизложенного естественно
вытекает следующее определение: экологическая
безопасность - это устойчивое состояние
окружающей среды, обеспечивающее возможность
улучшения качества жизни людей,
защищенность от природных и техногенных
катастроф, возможность стабильного
прогресса общества и государства.[17]
Слово "возможность" используется
в данном определении в связи
с тем, что качество жизни и
стабильность прогресса общества и
государства обеспечиваются не только
стабильностью окружающей среды, но
и социально-экономическим устройством
общества в каждом государстве.
2.3. Основные
стратегические задачи и принципы
реализации стратегии экологической
безопасности.
Путь к экологической
безопасности России лежит через
решение смежной стратегической
задачи - сохранение всеми доступными
методами не нарушенной хозяйственной
деятельностью территории с сохранившимся
объемом естественной биоты, которая
должна стать центром восстановления
естественной природной среды и биоты
в объеме, необходимом для обеспечения
устойчивости окружающей среды.
Восстановление естественной
природной среда на нарушенных территориях
следует проводить шаг за шагом,
прежде всего отказываясь от бездумного
растрачивания важнейшего экологического
ресурса России - территории. Решение
этой задачи затрагивает все стороны
развития общества - экономическую, социальную
и политическую эта стратегическая
задача обеспечения экологической
безопасности на все обозримое будущее.
Второй важной стратегической
задачей остается локальная очистка
окружающей среды в местах повышенной
Экологической опасности, т.е. в местах
наибольшей концентрации населения, промышленности
и сельскохозяйственного производства,
на базе нормирования качества окружающей
среды, внедрения систем очистки
и ресурсосберегающих технологий. Она
же включает частичное восстановление
на нарушенных землях естественных экосистем
- природных участков.
В целом решение этой задачи
не только способствует улучшению условий
жизни и работы людей, но и помогает
решать основную стратегическую задачу,
так как направлено на более эффективное
использование территорий. Эта стратегическая
задача для каждой конкретной территории
имеет свой срок выполнения.
Экологическую безопасность
нельзя полностью обеспечить в одной
отдельно взятой стране или на отдельной
территории, для ее достижения необходима
активная международная деятельность.
Наблюдаемые глобальные изменения
окружающей среды - следствие совокупной
хозяйственной деятельности всех государств.
Развитые страны в основном уже разрушили
свою природную среду и сейчас
являются главными экологическими загрязнителями.
Крупные густонаселенные
развивающиеся страны также практически
полностью разрушили свои экосистемы,
а остальные развиваются страны
быстро движутся по этому же пути, варварски
разрушая природу на своих территориях
и наращивая массу выбрасываемых загрязнителей.
Необходима разработка эффективного международного
механизма прекращения Процесса разрушения
природной среды, сохранения того, что
осталось от нее и перехода к расширению
таких территорий.
Ключевым здесь является
вопрос сохранения тропических лесов
- самых мощных регуляторов и стабилизаторов
окружающей среды. Разработка таких
механизмов является задачей ближайшей
перспективы.
Для решения основных стратегических
задач обеспечения экологической
безопасности необходимо опираться
на весь спектр известных в мировой
практике принципов. Их следует реализовывать
на всех уровнях: международном, федеральном
(национальном) субъектов Федерации
и местном. К этим принципам относятся:
- затраты на действия, усугубляющие экологическую опасность на любом территориальном уровне (например, запрет на освоение ненарушенных территорий, запрет на хозяйственную или иную деятельность, экологические последствия которой непредсказуемы, запрет на выброс в окружающую среду определенных веществ и т.д.);
- территориальная компенсация - при вовлечении в хозяйственное использование или при других нарушениях естественных участков территории обязательна компенсация восстановлением ранее нарушенной территории с равноценной или большей по продуктивности естественной биотой;
- наращивание особо охраняемых территорий;
- предупреждение ущерба - проведение мероприятий по предупреждению еще не начавшихся, но ожидаемых в результате хозяйственной или иной деятельности нарушений окружающей среды с целью их полного предотвращения или ограничения минимальными допустимыми нагрузками;
- согласованность - согласование любой хозяйственной деятельности и связанных с ней природоохранных мероприятий, с одной стороны, между властными органами, природопользователем, общественностью и отдельными гражданами, а с другой стороны, с основными стратегическими задачами экологической безопасности;
- ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду различных видов текущей и потенциальной хозяйственной и иной деятельности и их экологическое экспортирование;
- разрешительность - получение разрешения на любой вид деятельности, ведущей к нарушениям и деформациям окружающей среды;
- декларирование - обязательное предупреждение общественности, граждан и властных органов о тех или иных действиях, технологиях, веществах и т.д., могущих привести к нарушениям окружающей среды и ухудшению здоровья людей;
- регистрация - регистрация новых веществ, особо опасных веществ, биотехнологий, технологий генной инженерии и т.д.;
- экологическое нормирование потребления территории, изъятия ресурсов, выбросов вредных веществ, уровней загрязнения, остаточных веществ и т.д.;
- платность ресурсов с учетом их экологической значимости;
- налогообложение на выбросы загрязнителей и другие нарушения окружающей среды;
- ответственность (в том числе материальная) "виновников нарушений окружающей среды за предотвращение ущерба его устранение и компенсацию ущерба";
- информированность - свободный доступ отдельных граждан, общественности, средств массовой информации и природоохранных органов к экологической информации и информации о нарушениях окружающей среды;
- научная обоснованность природоохранных мероприятий;
- обязательность согласованных международных действий.
Перечисленные принципы могут
быть использованы при разработке федеральной,
региональной и местной экологической
политики.
Заключение
Решение стратегических задач
обеспечения экологической безопасности
требует дальнейшего развития природоохранной
инфраструктуры России.
Один из самых важных элементов
реализации этих задач - дальнейшее развитие
правовой составляющей инфраструктуры.
Необходимо создание достаточно завершенной
системы специального экологического
законодательства и нормативно-технической
базы, а также экологизация законодательных
актов в других сферах деятельности, важных
для решения основных стратегических
задач экологической безопасности. Со
временем появится необходимость экологизацин
и основного закона страны - Конституции
в таких позициях, как общественное и государственное
устройство, порядок и принципы образования
представительных органов, прав и обязанности
граждан, с тем чтобы обеспечить приоритет
проблем экологической безопасности.
Система экологического законодательства
должна также способствовать развитию
природоохранной инфраструктуры.
Другим важнейшим механизмом
реализации задач обеспечения экологической
безопасности является информационная
инфраструктура - система сбора, накопления,
обработки, выдачи и анализа информации
по всему спектру природоохранных
проблем, начиная от инвентаризации
ненарушенных хозяйственной деятельностью
территорий и всех точечных и диффузионных
источников загрязнения окружающей
среды и кончая текущей информацией
о состоянии окружающей среды
и экологически приемлемыми внедряемыми
технологиями.
Такая деятельность должна
развиваться, прежде всего, на локальном
уровне и уровне субъектов Федерации,
где происходят основные экологические
события, с постепенным созданием
на этой основе федеральной системы
информационного обеспечения экологической
безопасности. Характеристики окружающей
среда, имеющие глобальное значение
или оговоренные международными
соглашениями должны оцениваться в
федеральных системах информационного
обеспечения.
Еще одним важнейшим элементом
инфраструктуры для обеспечения
экологической безопасности служит
система экологического воспитания,
обучения и образования. Без ясного
понимания существа стоящих перед
человечеством и Россией экологических
проблем не может быть сознательного
и ответственного отношения к
их решению. Поэтому необходимо создать
систему программ и учебников
для начальной и средней школы
и систематических курсов лекций
по экологической безопасности для
всех специальностей в высшей школе
в качестве обязательных, которые
было бы разумно сочетать с курсами
о здоровом образе жизни.
Основной целью таких
программ, учебников и курсов лекций
должны быть переориентация мышления,
изменение системы ценностей - от
потребительской к природоохранной,
осознание природы как фундамента
жизни на земле и здоровья человека.
Это принципиально важно, так как в настоящее
время во всех областях знаний, в том числе
в естествознании, система подготовки
направлена на обучение поиску, измерению,
использованию и потреблению природных
ресурсов. В таком же направлении должна
быть переориентирована деятельность
средств массовой информации, которые
активно формируют сознание людей.
Фундаментальным элементом
инфраструктуры обеспечения экологической
безопасности служат научные исследования
и разработки, в первую очередь
исследования взаимодействия человека
с биосферой и тех условий требований
и ограничений, которые накладывают законы
ее развития на деятельность человека
с его социальными, экономическими и политическими
системами. Научные исследования и разработки
должны также служить обоснованием развития
всех элементов инфраструктуры.
Невозможно решать стратегические
задачи обеспечения экологической
безопасности без развитой инфраструктуры
финансирования. Некоторые источники
финансирования следует реализовать
в обязательном порядке на основе
законодательства, но их круг может
быть существенно расширен. Инфраструктура
финансирования в первую очередь
должна расширяться на местном уровне
и уровне субъектов Федерации, где
происходят основные нарушения окружающей
среды.
Список литературы
- Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: теория, методика, практика: Материалы Всерос. науч. шк., 13-15 нояб. 2003 г. [г. Киров] / [Редкол.: Т.Я. Ашихмина, проф. д.т.н. и др.]. – Киров: ВятГГУ, 2003. – Вып. 1. – 2003. – 363 с.
- Алексеенко И. Р., Кейсевич Л. В. Последняя цивилизация? – Киев: Наук. думка, 1997. – 411 с.
- Бегак М.В., Титова Г.Д. Экологическая безопасность мегаполиса: региональное законодательство // НТБ "Экологическая безопасность". – 2003. – № 5.
- Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности. – Симферополь: «СОНАТ», 1998.
- Бутылкис В.В., Думенко В.И. Некоторые экологические аспекты сокращения ядерных вооружений // Военная мысль. – 2003. – №6.
- Венцюлис Л.С. Система повышения экологической безопасности //Экологическая безопасность. – 2005. – №3.
- Герасимчук З. Научные основы исследования экологической безопасности как фактора устойчивого развития. – М.: 2001. – 125 с.
- Данилишин Б.М., Шостак Л.Б. Устойчивое развитие в системе природно-ресурсных ограничений. – Спб.: 2004. – 114 с
- Деньга В. О понятиях экобезопасности и экориска // Управление риском. – 2000. – № 4.
- Донченко В.К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщество. – СПб, 2003. – 163 с.
- Дорогунцов С. Устойчивое развитие эколого-экономическими системами // Экономика. – 2001. – №7.
- Доронин А.П., Шестопалов А.В., Канарский И.Д. Экологические проблемы вооружённой борьбы // Военная мысль. – 2002. – № 3.
- Думенко В.Д. Экологические войны // Экология. – Спб.: 2005. – № 4.
- Калинникова М. В. Экологическое общество: проблемы становления: (Социол. анализ) / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 232 с.
- Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Григорьев А.А., Фролов А.К. Экодинамика и экологический мониторинг в контексте глобальных изменений / Под ред. К.Я.Кондратьева и А.К.Фролова. – СПб: Наука, 2003. – 442 с.
- Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология – экономика – политика. – СПб.: НЦ РАН, 2004. – 827 с.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)
- Крылова И.А. Проблема безопасности России в контексте глобалистики / РАН. Ин-т философии. – М., 2001. – 241 с.
- Пегов С. А. Экологические аспекты геополитики \\ Общественные науки и современность. – 1996, № 1.
- Реймс Н.Ф. Азбука природы. – Москва. Издательство "Знание", 2000. – 208 с.
- Стадницкий Ю. К проблеме концепции экологической политики России и механизма ее реализации // Экономика России. – 2003. – № 9.