Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:58, лекция
Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды могла возникнуть лишь на определенном этапе развития биологических знаний. Ее становление, как никакой другой, было тесно связано с запросами общества, с уровнем развития производительных сил, в полной мере соответствуя словам Ф. Энгельса: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». В 1866 году впервые появился термин экология. Его ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» для обозначения взаимосвязи организмов в природе. По его определению, экология — это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования.
придавал большое значение вопросу «об экономии в природе». Интересно, что в «Храме приро-
ды» Э. Дарвин, говоря об «экономии в природе», касается вопроса взаимоотношений между ор-
ганизмами. Он пишет: «И меж растений царствует война. Деревья, травы - вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность
спор ведут. Там же он высказывал мысли о зависимости существования одних организмов от
других. При этом описывал примеры, аналогичные тому, что мы сейчас называем цепями и цик-
лами питания.
Пример. «Охотнице-сове, средь ночи темной, Не жаль певца любви и неги томной, А соловей
съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька; Светляк же, - ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный. Наездник окрыленный, чтоб запас Питательный потомст-
ву предоставить, Спешит, вонзая жало много раз, Им гусениц побольше пробуравить; Найдя в
приемной матери приют, Личинки плоть ее живую жрут».
Жан Батист Ламарк (1744-1829) обращает внимание на значение внешних усло-
вий в эволюции животных и растений. Много фактов экологического содержания было
изложено в трудах ученых - натуралистов России - С.П. Крашенникова (1711-1755), И.Г.
Гмелина (1709-1765), Г.В. Стеллера (1709-1746), И.И. Лепехина (1740-1802), П.С. Палласа
(1741-1811), В.Ф. Зуева (1752-1794). Своими путешествиями они открыли для науки жи-
вотный и растительный мир нашей страны.
Иоганн Георг Гмелин (1747) впервые описывает чернозем и вечную мерзлоту, Ге-
орг Вильгельм Стеллер, будучи в 1746 году в городе Соликамске в садах заводчика Де-
мидова впервые поставил опыты по интродукции дикорастущих растений, «чинил» опы-
ты с этими растениями.
Степан Петрович Крашенников (1755) на примере природы Камчатки проводит
множество наблюдений над образом жизни зверей, птиц, рыб и публикует их в книге
«Описание земли Камчатской» (1755), получившей мировую известность.
Иван Иванович Лепехин (1771) описывает растительные ландшафты страны, свой-
ственные пустыням, умеренным и северным зонам, при этом обращает внимание на
сходство растений высокогорий и тундры; указывает на зависимость растительности от
качества почвы и различных климатов Земли; устанавливает зависимость численности,
распределения, плодовитости и миграции белки, кедровки и других обитателей тайги от
урожая кедра; рекомендует «примечать действия природы, старающейся везде сохра-
нять равновесие».
О влиянии среды на организм писал Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765).
Он первый высказал мысли о воздушном питании растений и о воздействии на них
«электрических сил», о влиянии леса на почву и о роли живых организмов в происхож-
дении нефти, угля и чернозема. Именно ему принадлежала инициатива и программа
комплексных академических экспедиций по стране.
Особенно значительными
педиции по России, он не только изучал нравы и обычаи населения, природные явления
исследуемых территорий, но проводил даже наблюдения за жизнью животных в при-
родных условиях. В трудах Палласа имеются данные об образе жизни многих животных,
вплоть до физиологических опытов с измерением температуры тела грызунов, особенно
тех, кто впадает в зимнюю спячку. П.С. Палласа считают «одним из основателей экологии
животных».
Василий Федорович Зуев добыл многочисленные сведения о водоплавающих пти-
цах. Он впервые описал образ жизни и повадки северного оленя. Интересно, что отчеты
В.Ф. Зуева об исследованиях, представленные Палласу и в Академию, обычно содержа-
ли многочисленные подробности экологического характера. Им же был задуман труд «О
температуре тела животных в зависимости от окружающей среды» (1783). Однако по ря-
ду обстоятельств (в том числе работа по обследованию школ России и написание перво-
го двухтомного учебника естествознания для народных училищ) этот научный труд не
был написан, но о предполагаемом его содержании можно судить по программе, сохра-
нившейся в архивах Академии. Он заявлял, о чем будет писать в этом труде: «Опреде-
лить внутреннюю и внешнюю температуру у различных животных, наблюдаемую в раз-
личных частях света, отметить ее пределы, сверх которых природа никому из них жить
не позволяет; установить теорию о теплоте у животных в целом, проверить ее внутрен-
ними и внешними экспериментами,
поставленными как над
ными и воздушными животными».
Этим экологическим сведениям он придавал большое значение и значительную
часть их в доступном виде включил в содержание учебника для школы. Как видим, В.Ф.
Зуев не только обогатил науку экологию, но стал пионером массового экологического
просвещения, написав первый отечественный экологизированный учебник для всеобще-
го образования по естествознанию в школе — «Начертание естественной истории» (1786
г.), выдержавший в России пять изданий.
Проблеме влияния среды на организм уделяет много внимания ученый-агроном
Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833). Основываясь на наблюдениях, он разрабаты-
вает приемы воздействия на молодые растения (на примере яблони), определяет роль
минеральных солей в жизни растений, создает одну из первых классификаций место-
обитаний; затрагивает вопросы
взаимоотношений между
Как видим, по мере развития ботаники и зоологии происходило накопление фак-
тов экологического содержания, свидетельствующее, что к концу XVIII века у естествоис-
пытателей начали складываться элементы особого, прогрессивного подхода к изучению
явлений природы, изменений организмов с учетом окружающих условий, многообразия
форм и взаимозависимости
мулированных экологических
точка зрения на изучаемые явления природы и накапливаются факты экологических
свойств природы.
Накопление фактов в процессе Великих географических открытий сменилось пе-
риодом детальной обработки собранных материалов. Сопоставление сведений о флоре,
фауне различных областей земного шара, установление сходств и различий в их составе,
изучение распределения на земной поверхности приводит к появлению новых прогрес-
сивных идей изменяемости видов. Обобщения, сделанные на основе их, сопровожда-
лись исследованиями в области изучения условий существования организмов.
Особенно значительными в
больдта (1769-1859). Он лично обследовал Северную и Южную Америки, Центральную
Европу, а также Сибирь, Алтай, Китай, побывал у берегов Каспия и в Петербурге. Гро-
мадный опыт путешественника-натуралиста, широкий географический и исторический
кругозор, знание трудов ученых о естественнонаучном землеописании, а также знание
современных ему физики, химии, геологии и аналитический склад ума позволили Гум-
больдту обобщить накопившиеся к тому времени сведения о флоре различных областей
земного шара. Своими трудами он создал географию растений как особую науку о зако-
номерностях распространения растений и растительности по земной поверхности и за-
ложил в ней основы экологического направления в изучении жизни растений. Весь рас-
тительный покров Земли он разделил на растительные области, выделение которых ста-
вил в зависимость от климатических факторов. Его основной труд «Идеи о географии
растений» (1807) повлек за собой появление целого ряда работ фитогеографического и
экологического содержания. Он обосновал идею горизонтальной зональности и верти-
кальной поясности растительности, ввел понятие о физиономических типах организмов,
чем фактически начал очень важное в экологии учение о жизненных формах. Не иссле-
дуя специально животный мир, Гумбольдт все же рассматривает с общих биогеографи-
ческих позиций вопросы былых соединений материков. При этом причины географиче-
ского распределения растений и животных он связывает как с ныне действующими фак-
торами, так и с прошлым Земли.
В работах этого большого ученого мы находим глубокое комплексное понимание
природных явлений. В целом ряде трудов, например в «Картинах природы» (1808), осо-
бенно в книге «Космос» (1844), и в цикле популярных лекций по общему естествозна-
нию, прочитанных А. Гумбольдтом в Берлинском университете в 1827 году четко про-
слеживается выдвигаемая автором идея о взаимной связи и единстве всех процессов,
совершающихся в живой природе. Поэтому он рекомендует, чтобы «явления изучались в
связи и природа рассматривалась как единый во всех своих частях связанный организм».
Труды А. Гумбольдта оказали большое влияние на формирование экологического
мышления у натуралистов XIX века и сыграли огромную роль в развитии биологических,
физико-географических и прикладных наук. Еще при жизни Гумбольдта вышло несколь-
ко крупных работ по географии растений, животных, экологической географии, разви-
вающих и конкретизирующих его идеи.
Обособление науки экологии в отдельную область знаний
Победа эволюционного учения в биологии, совершившаяся в конце XIX в., откры-
вает новый период в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличе-
ние направлений, числа и глубины работ по экологическим проблемам. В этот период
совершилось отделение экологии от других наук.
Родившись в недрах ботаники, зоологии и биогеографии, экология, благодаря уче-
нию Ч. Дарвина, превратилась в конце XIX века в науку об адаптации организмов. Имен-
но в этот период появилось много работ о роли температуры, влажности, света в жизни
растений и животных. Влияние действия факторов на организмы выявляется не только
на примерах наружных (морфологических) признаков организма, но и анатомических,
физиологических, поведенческих. С позиции адаптации широко изучаются повадки и по-
ведение животных в разных условиях среды. На основе учения об адаптациях создаются
системы жизненных форм растений (в трудах Г. Гризебаха, Е. Варминга, К. Раункиера).
Большую роль в этом отношении сыграли труды основателя русской школы фито-
географов А.Н. Бекетова (1825-1902). В «Географии растений» (1896) А.Н. Бекетов впер-
вые сформулировал понятие биологического комплекса как суммы внешних условий, к
которым приспосабливаются виды растений в процессе исторического развития. Им же
на Целом ряде примеров были детально разработаны вопросы взаимоотношений орга-
низмов между собой (межвидовые и внутривидовые). Однако не только накопление
фактов о полезных приспособлениях организмов к среде обитания составило содержа-
ние науки экологии в этот период. Внимание ученых все больше и больше привлекали
связи, существующие между живыми организмами, населяющими ту или иную террито-
рию. Некоторые из исследований появились в качестве прикладных, обеспечивающих
разрешение проблем
бы с вредителями. Так, в целях
выяснения условий ведения
производственной основе датский гидробиолог Карл Мёбиус (1825-1908) провел боль-
шое экологическое исследование, давшее начало новому направлению в изучении при-
родных явлений.
К. Мёбиус, исследуя устричные банки Северного моря (характер грунта, соленость
воды, температуру и жизнь самих устриц), сделал вывод о существовании на мелково-
дьях особых сообществ живых существ, представляющих собрание разных видов, особи
которых находят здесь все необходимое для роста и развития. Такие сообщества он на-
звал термином «biocenosis». Мёбиус, находясь под влиянием учения Дарвина, вскрыл
главные, основные моменты содержания понятия «биоценоз». Его труд об устрицах Се-
верного моря положил начало новому направлению в экологических исследованиях
природы — биоценотическому.
Много наблюдений и теоретических обобщений было проведено в этот период по
экологии растений. Особенно после выхода в свет книги датского ученого Евгения Вар-
минга (1841-1924) «Ойкологическая география растений» (1895), появившейся в русском
переводе в Москве и Санкт-Петербурге в 1901 и 1902 годах. Варминг первый употребил в
ботанике термин «экология». В этом замечательном труде, явившемся результатом лек-
ций в Копенгагенском университете, он излагал основы экологии и определял ее задачи.
И хотя экология растений была официально признана отдельной областью науки лишь в
1910 году, на III Всемирном ботаническом
конгрессе, отцом экологии
именуют Евгения Варминга.
Важно подчеркнуть, что жизнь растений, по Вармингу, протекает в сообществах,
которые он выделял на основе экологических свойств самих растений. Всю раститель-
ность он делил на сообщества: гидрофитов, ксерофитов, мезофитов и галофитов и среди
них выделял более мелкие единицы — формации.
Появление книги Е. Варминга послужило мощным толчком к многочисленным ис-
следованиям ботаников и зоологов, проводимых в разных районах Земли, на примере
чрезвычайно разнообразных объектов высших растений, низших, сухопутных, водных,
растений гор — изучалось своеобразие отдельных растений и целых сообществ степей,
леса. Так что за 10-15 лет было накоплено много интересных данных по экологии расте-
Информация о работе Зарождение экологических взглядов в науке