Зарождение экологических взглядов в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:58, лекция

Описание работы

Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды могла возникнуть лишь на определенном этапе развития биологических знаний. Ее становление, как никакой другой, было тесно связано с запросами общества, с уровнем развития производительных сил, в полной мере соответствуя словам Ф. Энгельса: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». В 1866 году впервые появился термин экология. Его ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» для обозначения взаимосвязи организмов в природе. По его определению, экология — это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

биоценозов, увеличение до колоссальных размеров территорий, занятых монокультур-

ными посевами, создали условия  частому появлению массовых вспышек  разного рода

вредителей. Это вызвало серию  работ прикладного и общего характера  по выяснению 

динамики численности вредителей и путей их устранения.

Одновременно велись исследования по выяснению биоценотических связей в

природе, о смене сообществ, их структуре  и организации, о круговороте  веществ и энер-

гии в биосфере. На основе идей В.И. Вернадского (1863-1945) биосфера предстала  как 

глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой связаны с балансом

вещества и энергии. Все эти  работы существенно обогатили содержание экологии.

Обобщения Вернадского о живом  и косном веществе, их функциях в  биосфере, о самой 

органической функции биосферы (осуществление устойчивого материально-

энергетического взаимодействия Земли  и космоса в поддержании жизни) открывали пу-

ти не только к пониманию экологии как науки об управлении процессами в природе, но

ориентировали ученых на международное  сотрудничество в области экологии, на раз-

работку международных научных  программ с целью сохранения жизни  на планете. Од-

нако все научные выводы, проводимые экологические исследования относились лишь к 

числу констатирующих и выявляющих работ, обогащающих теорию, но не практику эко-

логии.

Разработка и решение многих проблем протекают у нас и  за рубежом в обстановке

споров и дискуссий. К тому же массовое проведение исследований учеными, воспитан-

ными разными экологическими школами, и отсутствие тесных контактов между  ними

привело не только к дублированию и параллелизму в исследованиях, но и к чрезвычай-

ному нагромождению терминов, и  к путанице в определении многих экологических по-

нятий. Часто одни и те же явления  разными авторами именуются по-разному, в то же

время разные явления нередко получали одинаковое наименование.

Следует отметить, что широкий фронт  исследований, наблюдающийся в 30-е  годы

XX века, повлек за собой дальнейшую  дифференциацию в экологии. В  ней наряду с эко-

логией особей и экологией сообществ  определился новый раздел — экология популя-

ций.

От геоботаники отпочковалась  целая серия наук прикладного  характера: учение о 

лесе, болотоведение, луговедение, тундроведение, агрофитоценология, палеоэкология;

от зооэкологии — экологическая  физиология, гидробиология, экология насекомых, эко-

логия рыб и др. Появилось учение о биосфере как глобальной экосистеме. Выявлено

множество новых экологических  идей, экологических законов, ряд  ранее существовав-

ших представлений приобрели новое, более глубокое толкование.

Например, известные ранее экологические  закономерности - пирамида чисел, пи-

щевые циклы, цепи питания и другие, теперь получили трофико-динамическое, энерге-

тическое толкование. Возникли новые  широкомасштабные учения - о биосфере, биогео-

ценозе, экосистеме. В полевых условиях стали проводиться комплексные ландшафтно-

биоценотические исследования. Появились  целые классы новых экологических  понятий 

и терминов. Сформулированы новые  экологические концепции. В ряде стран появились 

крупные научные сводки по экологии.

Стали издаваться специальные журналы  по экологии и биоценологии. В этот же

период появились первые вузовские  учебники по экологии. Хороший обзор  многочис-

ленных научных трудов в области  экологических исследований этого  периода дан в кни-

ге Г. А. Новикова «Очерк истории экологии животных» (1980).

В эти же годы экология, в виде отдельных  частных наук (экология животных, расте-

ний, геоботаника), вошла в перечень обязательных учебных дисциплин  при подготовке

биологов и географов в университетах нашей страны и в ряде учебных заведений Анг-

лии, Германии, США. Это явилось  свидетельством высокого уровня развития экологии и 

её частных наук и подчеркивало необходимость специальной подготовки кадров по

данным отраслям знаний.

Изучение проблем экологии на примере отдельных организмов, популяций и био-

геоценозов привели ученых к  пересмотру содержания науки о природе, так как выявил-

ся новый взгляд на предметы и  явления в жизни нашей планеты. Этому способствовала

концепция рассмотрения природы с позиции разных уровней организации жизни.

Взгляд на живой мир как на разнообразие живых систем или биосистем  привел к 

тому, что была установлена разноуровневая неоднозначность биосистем - одни более 

простые, другие более сложные, и  все они как бы стоящие на разных ступенях структур-

ной сложности, в определенной иерархической  зависимости друг от друга.

Следует заметить, что неоднозначность  проявления жизни разных порядков орга-

низованности живых систем отмечали и учитывали в своих исследованиях  многие вид-

ные натуралисты еще в XIX веке (К. Рулье, 1850; Ч. Дарвин, 1859; К. Мёбиус, 1877; Ф. Юн-

ге, 1883; И. Пачоский. 1891; Е. Варминг, 1896; и др.). Но в 20-х годах XX века американ-

ские философы Г.Ч. Браун и Р.В. Селларс независимо друг от друга  сформулировали по-

нятие структурных уровней, характеризуя их как «классы сложности». Так  Селларс писал,

что материи свойственны особые образования — ступени, уровни (levels), что каждый из

них характеризуется особыми качествами, своеобразными законами, особой степенью

сложности и каждый предыдущий уровень  относится к последующему как  часть к цело-

му.

Позже идеи этих авторов были развиты  биологами-экологами и философами в 

теорию «интегративных уровней  организации материи». Ее авторы: Р. Джерард, А.

Эмерсон, В. Олли, О. Парк (1942) и А.Б. Новиков (1945). Последний особенно четко изло-

жил сущность ее положений. С конца 50-х годов в разработке теории основных структур-

ных уровней развития биосистем  видное место заняли ученые нашей  страны — В.И.

Кремянский, М.Ф. Веденов, К.М. Завадский, В.Н. Сукачев, И.И. Шмальгаузен, Б.М. Кед-

ров, Е.М. Лавренко, Н.П. Наумов и многие другие.

Как видим, первая половина XX века явилась  в истории экологии чрезвычайно 

важным этапом и с точки зрения накопления сведений по самым разнообразным эколо-

гическим явлениям, и в разработке основных теоретических вопросов. По сути дела, шло 

фронтальное развитие экологии. Оно  сопровождалось новыми прогрессивными обоб-

щениями, которые  с особой силой проявились во второй половине XX века. Однако, не-

смотря  на достигнутые успехи, экология еще  не имеет единого взгляда на изучаемые  яв-

ления, еще  остается спорным предмет ее изучения и она не приобрела еще той  силы,

которая могла  бы иметь как наука, содержание которой  обеспечивает теоретическую

основу  деятельности человека в природе. Ее состояние как науки в этот период очень 

хорошо  выражено словами Д.Н. Кашкарова (1945): «Экология еще очень далека от того,

чтобы стать  столь же законченной дисциплиной, как, например, анатомия. Еще нет  еди-

ногласия  относительно самых основных понятий  экологии, нет единства в определении 

ее содержания, отношения к другим наукам, в понимании  биоценоза, не проработан

достаточно  метод количественного учета  и т.п. Нет еще такой сводки, которая охватыва-

ла бы все задачи экологии в целом, дала бы программу работ».

Литература

1. Л.И.  Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Кармазинов; Е.В. Неверова - Дзиопак, Б.П. Усанов, Л.И. Жукова. Экология. Учебник для  технических вузов. Санкт –  Петербург, 2001.

2. В.П. Максаковский. Географическая картина мира. Ч.2. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.

3. Н.Ф. Реймерс.  Экология (теория, законы, правила, принципы  и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 1994.

4. В.М. Хачатурян.  История мировых цивилизаций  с древнейших времен до начала  ХХ века./Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1997.

5. Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. Экология. Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2003.

6. В.И. Коробкин, Л.В.  Передельский. Экология в вопросах  и ответах. Уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

7. А.А. Горелов.  Экология. Уч. пособие. М.: Центр, 2002.

8. В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов.  Социальная экология: Учеб. Пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений.  ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000.


Информация о работе Зарождение экологических взглядов в науке