Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:58, лекция
Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды могла возникнуть лишь на определенном этапе развития биологических знаний. Ее становление, как никакой другой, было тесно связано с запросами общества, с уровнем развития производительных сил, в полной мере соответствуя словам Ф. Энгельса: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». В 1866 году впервые появился термин экология. Его ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» для обозначения взаимосвязи организмов в природе. По его определению, экология — это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования.
биоценозов, увеличение до колоссальных размеров территорий, занятых монокультур-
ными посевами, создали условия частому появлению массовых вспышек разного рода
вредителей. Это вызвало серию работ прикладного и общего характера по выяснению
динамики численности
Одновременно велись исследования по выяснению биоценотических связей в
природе, о смене сообществ, их структуре и организации, о круговороте веществ и энер-
гии в биосфере. На основе идей В.И. Вернадского (1863-1945) биосфера предстала как
глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой связаны с балансом
вещества и энергии. Все эти
работы существенно обогатили
Обобщения Вернадского о живом и косном веществе, их функциях в биосфере, о самой
органической функции биосферы (осуществление устойчивого материально-
энергетического взаимодействия Земли и космоса в поддержании жизни) открывали пу-
ти не только к пониманию экологии как науки об управлении процессами в природе, но
ориентировали ученых на международное сотрудничество в области экологии, на раз-
работку международных научных программ с целью сохранения жизни на планете. Од-
нако все научные выводы, проводимые экологические исследования относились лишь к
числу констатирующих и выявляющих работ, обогащающих теорию, но не практику эко-
логии.
Разработка и решение многих проблем протекают у нас и за рубежом в обстановке
споров и дискуссий. К тому же массовое проведение исследований учеными, воспитан-
ными разными экологическими школами, и отсутствие тесных контактов между ними
привело не только к дублированию и параллелизму в исследованиях, но и к чрезвычай-
ному нагромождению терминов, и к путанице в определении многих экологических по-
нятий. Часто одни и те же явления разными авторами именуются по-разному, в то же
время разные явления нередко получали одинаковое наименование.
Следует отметить, что широкий фронт исследований, наблюдающийся в 30-е годы
XX века, повлек за собой дальнейшую дифференциацию в экологии. В ней наряду с эко-
логией особей и экологией сообществ определился новый раздел — экология популя-
ций.
От геоботаники отпочковалась целая серия наук прикладного характера: учение о
лесе, болотоведение, луговедение, тундроведение, агрофитоценология, палеоэкология;
от зооэкологии —
логия рыб и др. Появилось учение о биосфере как глобальной экосистеме. Выявлено
множество новых экологических идей, экологических законов, ряд ранее существовав-
ших представлений приобрели новое, более глубокое толкование.
Например, известные ранее экологические закономерности - пирамида чисел, пи-
щевые циклы, цепи питания и другие, теперь получили трофико-динамическое, энерге-
тическое толкование. Возникли новые широкомасштабные учения - о биосфере, биогео-
ценозе, экосистеме. В полевых условиях стали проводиться комплексные ландшафтно-
биоценотические исследования. Появились целые классы новых экологических понятий
и терминов. Сформулированы новые экологические концепции. В ряде стран появились
крупные научные сводки по экологии.
Стали издаваться специальные журналы по экологии и биоценологии. В этот же
период появились первые вузовские учебники по экологии. Хороший обзор многочис-
ленных научных трудов в области экологических исследований этого периода дан в кни-
ге Г. А. Новикова «Очерк истории экологии животных» (1980).
В эти же годы экология, в виде отдельных частных наук (экология животных, расте-
ний, геоботаника), вошла в перечень обязательных учебных дисциплин при подготовке
биологов и географов в
лии, Германии, США. Это явилось свидетельством высокого уровня развития экологии и
её частных наук и подчеркивало
необходимость специальной
данным отраслям знаний.
Изучение проблем экологии на примере отдельных организмов, популяций и био-
геоценозов привели ученых к пересмотру содержания науки о природе, так как выявил-
ся новый взгляд на предметы и явления в жизни нашей планеты. Этому способствовала
концепция рассмотрения природы с позиции разных уровней организации жизни.
Взгляд на живой мир как на разнообразие живых систем или биосистем привел к
тому, что была установлена разноуровневая неоднозначность биосистем - одни более
простые, другие более сложные, и все они как бы стоящие на разных ступенях структур-
ной сложности, в определенной иерархической зависимости друг от друга.
Следует заметить, что неоднозначность проявления жизни разных порядков орга-
низованности живых систем отмечали
и учитывали в своих
ные натуралисты еще в XIX веке (К. Рулье, 1850; Ч. Дарвин, 1859; К. Мёбиус, 1877; Ф. Юн-
ге, 1883; И. Пачоский. 1891; Е. Варминг, 1896; и др.). Но в 20-х годах XX века американ-
ские философы Г.Ч. Браун и Р.В. Селларс независимо друг от друга сформулировали по-
нятие структурных уровней, характеризуя их как «классы сложности». Так Селларс писал,
что материи свойственны особые образования — ступени, уровни (levels), что каждый из
них характеризуется особыми
сложности и каждый предыдущий уровень относится к последующему как часть к цело-
му.
Позже идеи этих авторов были развиты
биологами-экологами и
теорию «интегративных уровней организации материи». Ее авторы: Р. Джерард, А.
Эмерсон, В. Олли, О. Парк (1942) и А.Б. Новиков (1945). Последний особенно четко изло-
жил сущность ее положений. С конца 50-х годов в разработке теории основных структур-
ных уровней развития биосистем видное место заняли ученые нашей страны — В.И.
Кремянский, М.Ф. Веденов, К.М. Завадский, В.Н. Сукачев, И.И. Шмальгаузен, Б.М. Кед-
ров, Е.М. Лавренко, Н.П. Наумов и многие другие.
Как видим, первая половина XX века явилась в истории экологии чрезвычайно
важным этапом и с точки зрения накопления сведений по самым разнообразным эколо-
гическим явлениям, и в разработке основных теоретических вопросов. По сути дела, шло
фронтальное развитие экологии. Оно сопровождалось новыми прогрессивными обоб-
щениями, которые с особой силой проявились во второй половине XX века. Однако, не-
смотря на достигнутые успехи, экология еще не имеет единого взгляда на изучаемые яв-
ления, еще остается спорным предмет ее изучения и она не приобрела еще той силы,
которая могла бы иметь как наука, содержание которой обеспечивает теоретическую
основу деятельности человека в природе. Ее состояние как науки в этот период очень
хорошо выражено словами Д.Н. Кашкарова (1945): «Экология еще очень далека от того,
чтобы стать столь же законченной дисциплиной, как, например, анатомия. Еще нет еди-
ногласия относительно самых основных понятий экологии, нет единства в определении
ее содержания, отношения к другим наукам, в понимании биоценоза, не проработан
достаточно метод количественного учета и т.п. Нет еще такой сводки, которая охватыва-
ла бы все задачи экологии в целом, дала бы программу работ».
Литература
1. Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Ф.В. Кармазинов; Е.В. Неверова - Дзиопак, Б.П. Усанов, Л.И. Жукова. Экология. Учебник для технических вузов. Санкт – Петербург, 2001.
2. В.П. Максаковский. Географическая картина мира. Ч.2. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.
3. Н.Ф. Реймерс. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Россия Молодая, 1994.
4. В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века./Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1997.
5. Н.И. Николайкин,
Н.Е. Николайкина, О.П.
6. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология в вопросах и ответах. Уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. А.А. Горелов. Экология. Уч. пособие. М.: Центр, 2002.
8. В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов. Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ¾ М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Информация о работе Зарождение экологических взглядов в науке