Зарождение экологических взглядов в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:58, лекция

Описание работы

Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды могла возникнуть лишь на определенном этапе развития биологических знаний. Ее становление, как никакой другой, было тесно связано с запросами общества, с уровнем развития производительных сил, в полной мере соответствуя словам Ф. Энгельса: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». В 1866 году впервые появился термин экология. Его ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» для обозначения взаимосвязи организмов в природе. По его определению, экология — это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

ний и животных.

Важное методологическое значение для развития экологии в конце XIX века имели 

идеи основоположника современного почвоведения В.В. Докучаева (1846-1903). В цен-

тре всех его исследований был взгляд на природу как на тесно взаимосвязанный  естест-

венноисторический комплекс, в котором  не только физические факторы, но и  раститель-

ность и животный мир играют первостепенную роль. Он рассматривал почву как «само-

стоятельно-историческое тело», которое  является результатом совокупной деятельности 

а) грунта, б) климата, в) растений и  животных, г) возраста страны и отчасти  д) рельефа.

При этом Докучаев говорил не только о влиянии условий на растения, но и о том, что

жизнедеятельность самих организмов, входящих в растительные сообщества, сущест-

венным образом сказывается  на условиях среды, например, почвы, воздуха, в которых 

они живут.

Теоретические воззрения В.В. Докучаева  оказали глубокое влияние на научную

деятельность многих известных  зоологов, ботаников и других естествоиспытателей, сре-

ди которых позже были создатель  учения о лесе Г.Ф. Морозов и геохимик В.И. Вернад-

ский, а положения, выдвинутые отечественным  ученым, остаются общепринятыми и  в 

настоящее время.

Уже к началу XX века проблемы экологических  исследований были настолько об-

ширны, а решаемые задачи так важны, что в 1910 г. на III Ботаническом конгрессе  в 

Брюсселе учеными был поставлен  вопрос о разделении экологии на два  отдела: эколо-

гия особей и экология сообществ. Из-за обилия материала по тому и другому  разделу это 

деление конгрессом было принято. По предложению швейцарского ботаника Карла 

Шрётера первая часть экологии была названа аутэкологией (греч. слова  «аутос» — сам и 

экология), а вторая — синэкологией (греч. приставка «син», обозначающая «вместе). Это

деление экологии было вскоре принято  и в зооэкологии.

Однако в процессе развития экологии все более отчетливо стало  выявляться глу-

бокое различие в понимании ее предмета и объема зоологами и ботаниками. Первые

рассматривали экологию как общую  науку, исследующую взаимодействие организмов

со средой и друг с другом, причем принадлежащих не только к отдельным  видам или 

популяциям, но и к сообществам, а ботаники стали придерживаться другой точки зре-

ния. Предметом изучения экологии растений считаются только воздействия  абиотиче-

ских факторов на организмы как  представителей отдельных видов. Все  же вопросы си-

нэкологии, т.е. вопросы о растительных сообществах и взаимодействии их биологиче-

ских компонентов, относят в  самостоятельную научную дисциплину — фитоценологию,

названную позднее геоботаникой.

Все главные положения этой новой  науки, «геоботаники» были разработаны  Г.Ф.

Морозовым (1867-1920) и В.Н. Сукачевым (1880-1967) на основе учения о лесе и учения

В.В. Докучаева о почве.

Г.Ф. Морозов (1910) давая определение  лесу, так писал о нем: «Это взаимное при-

способление всех живых существ  друг к другу в лесу, в тесной связи с внешними геогра-

фическими условиями создает в  этой стихии свой порядок, свою гармонию, свою устой-

чивость и то подвижное равновесие, какое мы всюду наблюдаем в  живой природе, пока

не вмешаемся. Такое широкое  общежитие живых существ, взаимно  приспособленных 

друг к другу и к окружающей среде, получило в науке — в зоогеографии — удачное на-

звание — биоценоза, и лес  не что иное, как один из видов  такого биоценоза». На осно-

вании изучения болот, к сходному выводу пришел Р.И. Аболин (1914).

В трудах Г.Ф. Морозова и В.Н. Сукачева содержится подробное изложение вопро-

сов фитоценологии: о строении и  составе фитоценоза, специфике его  фитосреды, о 

взаимоотношениях между растениями, входящими в сообщество, о смене  растительных

сообществ, причинах, их вызывающих, и  о генезисе фитоценозов. Несколько  раньше, но

сходное обобщение было сделано  С.И. Коржинским (1891), заложившим основы русской 

геоботаники, и И.К. Пачоским (1891), определившим на примере исследования степной 

растительности, новое направление  в ботанической науке, позже названное  им «фито-

ценологией».

В эти же годы в аутэкологических исследованиях ученые не ограничивались мето-

дами полевых наблюдений, а стали  применять экспериментальные методы, особенно

при выявлении способностей организмов переживать неблагоприятные условия  в связи 

с наступлением зимы, засухи, при недостаточном освещении. Подобные исследования

произвели сближение экологии с  физиологией.

Изучение экологических свойств  организмов позволило по-новому подойти  к во-

просу о жизненных формах. Вместо физиономического подхода в их определении (нача-

того Гумбольдтом) появилось морфолого-биологическое  направление, позволяющее 

рассматривать их как формы приспособления к среде существования.

Аутэкологические и фитогеографические исследования, направленные на выявле-

ние закономерностей распределения организмов, показали, что наряду с климатиче-

скими и почвенными факторами важное воздействие оказывают сами организмы: рас-

тения, животные и человек. Кроме  того, существенным образом сказывается  история 

развития растительного и животного мира на данной территории. Появилось высказыва-

ние о том, что человек является «ведущей геологической силой» (А.П. Павлов, 1922). В.И.

Вернадский создает учение о  биосфере.

Дальнейшее усовершенствование методов  экологического исследования позволи-

ло обратиться к новым экологическим факторам: длине светового периода в жизни рас-

тений и животных, спектральному  составу света, реакции почвенного раствора, влиянию 

микроэлементов и др. Обратили внимание на воздействие воздуха, загрязненного  про-

мышленными газами, радиацией, выбросами тяжелых металлов. На этой основе боль-

шое распространение стало получать новое направление — «учение  о видах-

индикаторах» (Ф.Е. Клементс, 1920), т. е. о «растениях-показателях» содержания в почве 

определенных химических элементов. Это использовалось и для выявления особенно-

стей природной растительности.

Заметными в этот период становятся работы, посвященные количественному  учету 

организмов. Были разработаны различные  методы учета численности птиц в  осенний и 

летний периоды. В этом отношении большое значение имел труд американского учено-

го В. Шелфорда (1913) «Животные сообщества умеренной Америки на примере  района

Чикаго», в котором он доказал  необходимость количественного  учета животных и дал 

примеры методик полевых экологических исследований.

Изучение разнообразных взаимоотношений  между организмами и количествен-

ный учет видов позволили подойти  к вопросу о колебаниях их численности. Они стали 

рассматриваться не как случайные  и необъяснимые явления, а как  закономерные про-

цессы, динамика которых специфична для каждого вида. Было выяснено, что эти изме-

нения обусловлены средой обитания, и в первую очередь колебаниями  количества птиц.

К таким выводам ученые пришли, анализируя взаимоотношения между  хищником и 

жертвой, хозяином и паразитом. Эти  выводы позволили ученым дать обоснованные ре-

комендации практикам, как оказывать  влияние на жизнь культурных растений и живот-

ных. 

Таким образом, к 30-м годам XX века экология характеризуется рядом особенно-

стей. Во-первых, очевидным стал этап широких и многообразных экологических иссле-

дований, проводимых на основе учения Ч. Дарвина. Во-вторых, четко определились три 

направления в исследованиях: изучение экологии отдельных организмов, фитоценоти-

ческое и биоценотическое. И по каждому из них, наряду с методами полевых наблюде-

ний, стали применяться экспериментальные  методы, появились разработки методов  ко-

личественного учета организмов, в  том числе для определения  частоты совместной

встречаемости видов. В-третьих, в течение этого периода в разных странах Европы и Се-

верной Америки появилась и  выросла целая плеяда ученых-экологов, основателей ряда

научных «экологических школ».

В Московском университете оформилась возглавляемая В.В. Алехиным московская

школа, которая на базе изучения степей и пустынь разрабатывала вопросы динамики в

жизни сообщества, главным образом  сезонные ритмы, смена аспектов. На базе учения о 

лесе, особенностях его динамики (в  основном разрабатывались вопросы  смены расти-

тельных сообществ) и биоценотических исследований сформировалась ленинградская

школа во главе с В.Н. Сукачевым, разрабатывающая вопросы фитоценологии  и биогео-

ценологии. В Казанском университете работами СИ. Коржинского и А.Н. Гордягина  опре-

делилась геоботаническая казанская школа. В Ленинградском университете Д .Н. Кашка-

ров на базе полевых исследований сформировал эколого-фаунистическое и биоценоти-

ческое направление, а В.А. Догель — экологическую паразитологию, Г.А. Новиков иссле-

дует экологическую роль снежного покрова. В Москве теоретические и практические

проблемы зооэкологии разрабатывали  А.Н. Формозов, С.А. Северцов, Н.П. Наумов, Н.И.

Калабухов, С.И. Огнев, Б.М. Житков; в  Ташкенте — В.В. Яхонтов, в Перми  — В.Н. Бекле-

мишев; В Новосибирске — С.С. Шварц  и др.

В Англии многие проблемы геоботаники  интенсивно разрабатывались в Кем-

бриджском университете профессором  А. Тенсли (1871-1955). Он рассматривал фитоце-

ноз как экосистему (им в 1935 г. был  впервые введен этот термин). Из его  школы вышли 

многие ученые, такие как П. Ричарде, работающий в области тропической фитоценоло-

гии и биоценологии, П. Грейг-Смит, исследующий вопросы количественной экологии

растений. Работающий в Оксфордском  университете профессор Ч. Элтон  своими труда-

ми оказал влияние практически на всех зооэкологов и фитоэкологов разных стран. В

1927 году Чарльз Элтон опубликовал  для студентов краткое учебное  пособие «Экология 

животных». Это произведение явилось  не только хорошим учебником, в котором  были

изложены важнейшие теоретические  положения экологии, но оно стимулировало сис-

тематизацию и обобщение многочисленных материалов экологии животного мира. Этот

труд стал классическим произведением  в области теории экологии, оказавшим  огром-

ное воздействие на теоретические  представления экологов во всем мире. Ч. Элтон впер-

вые обратил внимание экологов на популяцию живых организмов как  единицу, которую 

следует изучать, тем самым положив  начало популяционной экологии животных и на-

правил изучение количественных, трофико-энергетических и системных закономерно-

стей в обсуждении экологических  явлений.

На базе лаборатории Ч. Элтона выросло  много ученых в Англии и других странах,

работающих в области популяционной  экологии животных и биоценологии. Среди них Э.

Макфедьен, активно разрабатывающий проблемы почвенной биоценологии. А. Лотка и 

Р.Л. Линдеман определили трофико-динамическое (энергетическое) направление в эко-

логии, Ю. Одум развивает экологию как науку об экосистемах. Характерно, что все про-

водимые исследования в этот период, как никогда ранее, были тесно связаны с запро-

сами практики и в большинстве  своем вызваны требованиями жизни. В Германии про-

фессор В. Тишлер возглавил изучение вопросов сельскохозяйственной экологии и био-

ценологии.

Освоение земель в России, начавшееся еще в конце ХГХ века, вопросы земледелия

в новых еще не освоенных районах  Средней Азии, Крайнего Севера и  Дальнего Востока,

вопросы поднятия производительности сенокосов и пастбищ, упорядочения лесного хо-

зяйства стимулировали организацию  широких исследований по всей территории страны.

Развернулись массовые исследования эколого-физиологического направления  по выяв-

лению свойств организмов (засухоустойчивости, зимостойкости и морозостойкости), по

акклиматизации и реакклиматизации сухопутных и водных животных, по вос-

становлению численности ряда ценных животных и растений; стали внедряться биологи-

ческие методы борьбы с вредителями  сельского и лесного хозяйства. На основе знаний о 

взаимосвязи между организмами  были произведены массовые мероприятия  по уничто-

жению распространителей болезней (малярия, чума, ришта, туляремия). Развернулись

работы по изучению жизнедеятельности  микроорганизмов, особенно почвенных. Были

разработаны методы учета продуктивности сообществ, способы прогнозирования  чис-

ленности промысловых животных, определены некоторые приемы управления числен-

ностью отдельных полезных и  вредных видов.

Широта направлений экологических  исследований, вызванных запросами  народ-

ного хозяйства и здравоохранения, позволили за очень короткий срок получить обиль-

ный фактический материал. Это привело  к важным обобщениям и к решению  ряда

больших теоретических вопросов: о  структуре и свойствах природных  сообществ, об их

становлении, динамике и типологии, о биогеоценозе, о биосфере и ноосфере, о природ-

ной очаговости заболеваний, передающихся с помощью животных, о круговороте  ве-

ществ в природе и о роли организмов в нем.

Всевозрастающая эксплуатация природных  богатств, разрушение естественных

Информация о работе Зарождение экологических взглядов в науке