Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:58, лекция
Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды могла возникнуть лишь на определенном этапе развития биологических знаний. Ее становление, как никакой другой, было тесно связано с запросами общества, с уровнем развития производительных сил, в полной мере соответствуя словам Ф. Энгельса: «...уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством». В 1866 году впервые появился термин экология. Его ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» для обозначения взаимосвязи организмов в природе. По его определению, экология — это наука об отношениях организмов к окружающей их среде, к которой относятся в широком смысле все условия существования.
ний и животных.
Важное методологическое значение для развития экологии в конце XIX века имели
идеи основоположника
тре всех его исследований был взгляд на природу как на тесно взаимосвязанный естест-
венноисторический комплекс, в котором не только физические факторы, но и раститель-
ность и животный мир играют первостепенную роль. Он рассматривал почву как «само-
стоятельно-историческое тело», которое является результатом совокупной деятельности
а) грунта, б) климата, в) растений и животных, г) возраста страны и отчасти д) рельефа.
При этом Докучаев говорил не только о влиянии условий на растения, но и о том, что
жизнедеятельность самих организмов, входящих в растительные сообщества, сущест-
венным образом сказывается на условиях среды, например, почвы, воздуха, в которых
они живут.
Теоретические воззрения В.В. Докучаева оказали глубокое влияние на научную
деятельность многих известных зоологов, ботаников и других естествоиспытателей, сре-
ди которых позже были создатель учения о лесе Г.Ф. Морозов и геохимик В.И. Вернад-
ский, а положения, выдвинутые отечественным ученым, остаются общепринятыми и в
настоящее время.
Уже к началу XX века проблемы экологических исследований были настолько об-
ширны, а решаемые задачи так важны, что в 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в
Брюсселе учеными был
гия особей и экология сообществ. Из-за обилия материала по тому и другому разделу это
деление конгрессом было принято. По предложению швейцарского ботаника Карла
Шрётера первая часть экологии была названа аутэкологией (греч. слова «аутос» — сам и
экология), а вторая — синэкологией (греч. приставка «син», обозначающая «вместе). Это
деление экологии было вскоре принято и в зооэкологии.
Однако в процессе развития экологии все более отчетливо стало выявляться глу-
бокое различие в понимании ее предмета и объема зоологами и ботаниками. Первые
рассматривали экологию как общую науку, исследующую взаимодействие организмов
со средой и друг с другом, причем принадлежащих не только к отдельным видам или
популяциям, но и к сообществам, а ботаники стали придерживаться другой точки зре-
ния. Предметом изучения экологии растений считаются только воздействия абиотиче-
ских факторов на организмы как представителей отдельных видов. Все же вопросы си-
нэкологии, т.е. вопросы о растительных сообществах и взаимодействии их биологиче-
ских компонентов, относят в
самостоятельную научную
названную позднее геоботаникой.
Все главные положения этой новой науки, «геоботаники» были разработаны Г.Ф.
Морозовым (1867-1920) и В.Н. Сукачевым (1880-1967) на основе учения о лесе и учения
В.В. Докучаева о почве.
Г.Ф. Морозов (1910) давая определение лесу, так писал о нем: «Это взаимное при-
способление всех живых существ друг к другу в лесу, в тесной связи с внешними геогра-
фическими условиями создает в этой стихии свой порядок, свою гармонию, свою устой-
чивость и то подвижное равновесие, какое мы всюду наблюдаем в живой природе, пока
не вмешаемся. Такое широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных
друг к другу и к окружающей среде, получило в науке — в зоогеографии — удачное на-
звание — биоценоза, и лес не что иное, как один из видов такого биоценоза». На осно-
вании изучения болот, к сходному выводу пришел Р.И. Аболин (1914).
В трудах Г.Ф. Морозова и В.Н. Сукачева содержится подробное изложение вопро-
сов фитоценологии: о строении и составе фитоценоза, специфике его фитосреды, о
взаимоотношениях между
сообществ, причинах, их вызывающих, и о генезисе фитоценозов. Несколько раньше, но
сходное обобщение было сделано С.И. Коржинским (1891), заложившим основы русской
геоботаники, и И.К. Пачоским (1891), определившим на примере исследования степной
растительности, новое направление в ботанической науке, позже названное им «фито-
ценологией».
В эти же годы в аутэкологических исследованиях ученые не ограничивались мето-
дами полевых наблюдений, а стали
применять экспериментальные
при выявлении способностей организмов переживать неблагоприятные условия в связи
с наступлением зимы, засухи, при недостаточном освещении. Подобные исследования
произвели сближение экологии с физиологией.
Изучение экологических
просу о жизненных формах. Вместо физиономического подхода в их определении (нача-
того Гумбольдтом) появилось морфолого-
рассматривать их как формы приспособления к среде существования.
Аутэкологические и
ние закономерностей распределения организмов, показали, что наряду с климатиче-
скими и почвенными факторами важное воздействие оказывают сами организмы: рас-
тения, животные и человек. Кроме того, существенным образом сказывается история
развития растительного и
ние о том, что человек является «ведущей геологической силой» (А.П. Павлов, 1922). В.И.
Вернадский создает учение о биосфере.
Дальнейшее усовершенствование методов экологического исследования позволи-
ло обратиться к новым экологическим факторам: длине светового периода в жизни рас-
тений и животных, спектральному составу света, реакции почвенного раствора, влиянию
микроэлементов и др. Обратили внимание на воздействие воздуха, загрязненного про-
мышленными газами, радиацией, выбросами тяжелых металлов. На этой основе боль-
шое распространение стало получать новое направление — «учение о видах-
индикаторах» (Ф.Е. Клементс, 1920), т. е. о «растениях-показателях» содержания в почве
определенных химических элементов. Это использовалось и для выявления особенно-
стей природной растительности.
Заметными в этот период становятся работы, посвященные количественному учету
организмов. Были разработаны различные методы учета численности птиц в осенний и
летний периоды. В этом отношении большое значение имел труд американского учено-
го В. Шелфорда (1913) «Животные сообщества умеренной Америки на примере района
Чикаго», в котором он доказал необходимость количественного учета животных и дал
примеры методик полевых экологических исследований.
Изучение разнообразных
ный учет видов позволили подойти к вопросу о колебаниях их численности. Они стали
рассматриваться не как случайные и необъяснимые явления, а как закономерные про-
цессы, динамика которых специфична для каждого вида. Было выяснено, что эти изме-
нения обусловлены средой обитания, и в первую очередь колебаниями количества птиц.
К таким выводам ученые пришли, анализируя взаимоотношения между хищником и
жертвой, хозяином и паразитом. Эти выводы позволили ученым дать обоснованные ре-
комендации практикам, как оказывать влияние на жизнь культурных растений и живот-
ных.
Таким образом, к 30-м годам XX века экология
характеризуется рядом
стей. Во-первых, очевидным стал этап широких и многообразных экологических иссле-
дований, проводимых на основе учения Ч. Дарвина. Во-вторых, четко определились три
направления в исследованиях: изучение экологии отдельных организмов, фитоценоти-
ческое и биоценотическое. И по каждому из них, наряду с методами полевых наблюде-
ний, стали применяться
личественного учета организмов, в том числе для определения частоты совместной
встречаемости видов. В-третьих, в течение этого периода в разных странах Европы и Се-
верной Америки появилась и выросла целая плеяда ученых-экологов, основателей ряда
научных «экологических школ».
В Московском университете оформилась возглавляемая В.В. Алехиным московская
школа, которая на базе изучения степей и пустынь разрабатывала вопросы динамики в
жизни сообщества, главным образом сезонные ритмы, смена аспектов. На базе учения о
лесе, особенностях его динамики (в основном разрабатывались вопросы смены расти-
тельных сообществ) и биоценотических исследований сформировалась ленинградская
школа во главе с В.Н. Сукачевым,
разрабатывающая вопросы
ценологии. В Казанском университете работами СИ. Коржинского и А.Н. Гордягина опре-
делилась геоботаническая казан
ров на базе полевых исследований
сформировал эколого-
ческое направление, а В.А. Догель — экологическую паразитологию, Г.А. Новиков иссле-
дует экологическую роль снежного покрова. В Москве теоретические и практические
проблемы зооэкологии
Калабухов, С.И. Огнев, Б.М. Житков; в Ташкенте — В.В. Яхонтов, в Перми — В.Н. Бекле-
мишев; В Новосибирске — С.С. Шварц и др.
В Англии многие проблемы геоботаники интенсивно разрабатывались в Кем-
бриджском университете профессором А. Тенсли (1871-1955). Он рассматривал фитоце-
ноз как экосистему (им в 1935 г. был впервые введен этот термин). Из его школы вышли
многие ученые, такие как П. Ричарде, работающий в области тропической фитоценоло-
гии и биоценологии, П. Грейг-Смит,
исследующий вопросы
растений. Работающий в Оксфордском университете профессор Ч. Элтон своими труда-
ми оказал влияние практически на всех зооэкологов и фитоэкологов разных стран. В
1927 году Чарльз Элтон опубликовал для студентов краткое учебное пособие «Экология
животных». Это произведение явилось не только хорошим учебником, в котором были
изложены важнейшие
тематизацию и обобщение многочисленных материалов экологии животного мира. Этот
труд стал классическим произведением в области теории экологии, оказавшим огром-
ное воздействие на теоретические представления экологов во всем мире. Ч. Элтон впер-
вые обратил внимание экологов на популяцию живых организмов как единицу, которую
следует изучать, тем самым положив начало популяционной экологии животных и на-
правил изучение количественных, трофико-энергетических и системных закономерно-
стей в обсуждении экологических явлений.
На базе лаборатории Ч. Элтона выросло много ученых в Англии и других странах,
работающих в области
Макфедьен, активно разрабатывающий проблемы почвенной биоценологии. А. Лотка и
Р.Л. Линдеман определили трофико-динамическое (энергетическое) направление в эко-
логии, Ю. Одум развивает экологию как науку об экосистемах. Характерно, что все про-
водимые исследования в этот период, как никогда ранее, были тесно связаны с запро-
сами практики и в большинстве своем вызваны требованиями жизни. В Германии про-
фессор В. Тишлер возглавил изучение вопросов сельскохозяйственной экологии и био-
ценологии.
Освоение земель в России, начавшееся еще в конце ХГХ века, вопросы земледелия
в новых еще не освоенных районах Средней Азии, Крайнего Севера и Дальнего Востока,
вопросы поднятия производительности сенокосов и пастбищ, упорядочения лесного хо-
зяйства стимулировали организацию широких исследований по всей территории страны.
Развернулись массовые исследования эколого-физиологического направления по выяв-
лению свойств организмов (засухоустойчивости,
зимостойкости и
акклиматизации и
становлению численности ряда ценных животных и растений; стали внедряться биологи-
ческие методы борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. На основе знаний о
взаимосвязи между организмами были произведены массовые мероприятия по уничто-
жению распространителей болезней (малярия, чума, ришта, туляремия). Развернулись
работы по изучению жизнедеятельности микроорганизмов, особенно почвенных. Были
разработаны методы учета продуктивности сообществ, способы прогнозирования чис-
ленности промысловых животных, определены некоторые приемы управления числен-
ностью отдельных полезных и вредных видов.
Широта направлений
ного хозяйства и
ный фактический материал. Это привело к важным обобщениям и к решению ряда
больших теоретических вопросов: о
структуре и свойствах
становлении, динамике и типологии, о биогеоценозе, о биосфере и ноосфере, о природ-
ной очаговости заболеваний, передающихся с помощью животных, о круговороте ве-
ществ в природе и о роли организмов в нем.
Всевозрастающая эксплуатация природных богатств, разрушение естественных
Информация о работе Зарождение экологических взглядов в науке