Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:47, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение Версаля как дворцово-паркового ансамбля, состоящего из разнообразных, но связанных единым замыслом элементов.
Задачи работы:
1. Познакомиться с историей строительства Версаля.
2. Подробно рассмотреть и изучить архитектурные, композиционные и художественные особенности Версальского дворцово-паркового ансамбля.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
1.1 Классицизм………………………………………………………………….6
1.2 Классицизм в архитектуре Франции……………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………..13
2.1 История строительства Версаля………………………………………….....14
2.2 Дворец «Короля-солнца»……………………………………………………20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..29
Приложение А……………………………………………………………………30
Приложение Б........................................................................................................
Вследствие участия многих мастеров архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля (от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа) продолжалось около двух веков (1624-1830).
2.2 Дворец «Короля-солнца»
По легенде, когда Людовику XIV исполнилось пять лет, он, прогуливаясь по живописному саду Тюильри, взглянул в лужу. В ней отражалось солнце.
— Я — солнце! Я — солнце! — закричал радостно мальчик. С тех пор его так и называли — «Король-солнце». Еще в юности монарх мечтал о чем-то большом, безукоризненном, таком, что поразило бы всю Европу — лучше Лувра, Венсен и Фонтенбло вместе взятых.
Отрезок длиной в полжизни — 50 лет — понадобился Людовику XIV для воплощения этого масштабного замысла. Впоследствии его преемник дополнил это место Малым Трианоном, а казненный на гильотине Людовик XVI — парком и селом с молочной фермой.
Весь фасад Версальского дворца со стороны сада занимает роскошная Зеркальная галерея, или Галерея Людовика XIV. В северном крыле дворца размещены Большие апартаменты короля, разделенные на семь салонов. В южном — покои первых дам. Парадный вход — через ворота из чугунной, украшенной золотом решетки, которую венчают королевский герб и корона.
Сначала туристы оказываются лицом к лицу с памятником «Королю-солнце» Людовику XIV. К нему сходятся три основных проспекта: с севера — авеню Сен-Клу, с юга — авеню де Со, посередине — Парижская авеню. Дворец имеет несколько входов: в северном и в южном крыле Версаля.
Местом для строительства нового дворца юный король избрал маленький поселок юго-западнее Парижа, в котором его отец, Людовик XIII, построил скромный, но уютный, охотничий павильон. Впоследствии на этом месте, среди леса, вырос замок — из камня, кирпича и кровельного сланца. «Король-солнце» превратил его в самый большой дворец в Европе, где могли одновременно разместиться, не много не мало — 20 тысяч человек! Через десять лет в провинциальном Версале появился роскошный парк, уникальные фонтаны и зазвучал кокетливый «щебет» придворных дам. Отделку интерьера поручили живописцу Шарлеви Лебрену, а дизайн садов — Андре Ленотру.
Жизнь аристократов проходила среди мрамора, скульптур, позолоты, настенных росписей, дорогих тканей и еще более дорогой мебели. Только представьте себе: 700 комнат, 350 каминов, почти 70 лестниц и более 2000 окон, а количество картин, гравюр и мебели измеряется и вовсе десятками тысяч!
Проход по большому наклонному спуску мощеного двора, в глубине которого располагаются старинные конюшни, — прекрасная прелюдия для знакомства с дворцом. Он никогда не предназначался для жилья. Людовик XIV, второй в этом мире после бога, будучи главой чрезвычайно могущественного государства, олицетворял собой скорее целый институт, чем отдельного индивида. Его подъемы и отходы ко сну, приходы и уходы были расписаны по минутам и строго закреплены в королевских церемониях, присутствие на которых было высокой честью, которой его придворные жаждали удостоиться. Версаль был штаб-квартирой для всех государственных деяний, поэтому весь двор, состоящий приблизительно из 3500 человек, одновременно жил во дворце (согласно современным представлениям, в антисанитарных условиях).
Залы, которые сейчас можно осмотреть индивидуально, носят название «Официальные апартаменты», поскольку они использовались для официальных королевских приемов и аудиенций. Маршрут осмотра залов проходит через Королевскую часовню — величественное сооружение, которое вошло в число самых прекрасных произведений искусства в стиле барокко.
Отсюда вереница позолоченных гостиных ведет в тронному залу и сверкающей Зеркальной галерее (Галери-де-Глас), где после Первой мировой войны был подписан Версальский мирный договор. Здесь же, под золоченым сводчатым потолком с росписью Шарля Лебрена, изображающей славные деяния Людовика XIV, слушалось знаменитое дело Жоржа Клемансо, который обвинялся в военных преступлениях. В итоге Клемансо выиграл это дело, а вся ответственность за военные преступления была возложена на оккупационное немецкое командование. Лучше всего осматривать Галерею в конце дня, когда народу уже немного, а заходящее солнце освещает зал с запада, со стороны парка. Более знаменитые залы, Покои королевы, находятся в северном крыле дворца. Они начинаются с опочивальни королевы, которая недавно была реставрирована в том виде, какой она была после последней переделки в 1787 г., поэтому теперь в ней почти нет поверхностей, которые не были бы покрыты золотом. В конце осмотра обратите внимание на лестницу, ведущую вниз в Салон войны, где стены увешаны монументальными полотнами, которые без особой скромности восхваляют самые значительные военные победы Франции. Остается только радоваться, что остальная часть Музея истории Франции Луи-Филиппа недоступна для посетителей.
В парке
вы неожиданно для себя обнаружите
еще некоторые свидетельства
королевских увлечений — это
дворец в итальянском стиле Большой
Трианон (Гран-Трианон), спроектированный
Ардуэном-Мансаром в 1687 г. для «сельского
отдыха» Людовика XIV, а также более
скромный Малый Трианон (Пети-Трианон),
построенный Габриэлем в 1780-х
для любовницы Людовика XV, мадам
де Помпадур (ежедн., апр-окт, 12.00-18.30; нояб-март,
12.00-17.30;). Сдержанная изысканность Малого
Трианона особенно радует глаз после
многочисленных излишеств Версальского
дворца, что вполне соответствует
замыслу архитектора. Чуть дальше расположен
Хутор королевы — стилизованная
ферма с тростниковой крышей, построенная
в 1783 г. для забав Марии-Антуанетты
— в ту пору были в моде идеи Жан-Жака
Руссо, который говорил о том,
что необходимо вернуться к естественному
образу жизни. Ферма необычайно живописна,
но, к сожалению, в течение нескольких
ближайших лет, из-за проводимой широкомасштабной
реконструкции, вы не сможете попасть
внутрь или даже просто побродить
в окрестностях. Согласно плану реставраторов,
можно воспользоваться
Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха.
Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи.
Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице.
Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад.
Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.
В парадной части раскинулось
партерное открытое пространство, где
главный элемент – два
Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы.
По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал. Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке.
В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля.
Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяния были вывезены из того же Во-ле-Виконта.
Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала.
Малый Трианон отражает уже
иную идею паркостроения. Он стал любимым
местом пребывания французской королевы
Марии-Антуанетты, супруги Людовика
XVI, который подарил ей маленький
летний дворец Трианон – крошечную
страну, суверенное государство в
громадном Французском
В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.
Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие.
Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.
Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.
Приезжать в Версаль на
несколько часов не имеет смысла.
Его нельзя осмотреть даже за один
день. Но если у вас все же недостаточно
времени, не отказывайтесь от поездки.
Даже то немногое, что вы успеете
увидеть, произведет на вас неизгладимое
впечатление, и вы будете мечтать
о новой поездке в Версаль.
И пусть ваша мечта осуществится!
Выводы по главе 2
Дворец «Короля-солнца»
Идея строительства
нового замка возникла у короля по
причине зависти, которую он испытал,
увидев замок своего министра финансов
в Во-ле-Виконт. В результате король
принял твердое решение о том,
что его дворец должен, безусловно,
превосходить по роскоши дворец министра.
Он нанял ту же команду мастеров,
которая построила Во-ле-
Приезжать в Версаль на несколько часов не имеет смысла. Его нельзя осмотреть даже за один день. Но если у вас все же недостаточно времени, не отказывайтесь от поездки. Даже то немногое, что вы успеете увидеть, произведет на вас неизгладимое впечатление, и вы будете мечтать о новой поездке в Версаль. И пусть ваша мечта осуществится!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив данную работу можно со смелостью сказать, что Версаль по истине одно из величайших творений в стиле классицизма, поражающее великолепием и роскошью убранств. Величественный дворец окружен сказочным парком.
Дворец и парк Версаля - один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный им законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века.
Информация о работе Архитектура классицизма во Франции. Версаль