Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:23, реферат
Начиная с конца XVI века, в архитектуре стран Европы и Америки появляется стиль барокко и охватывает все виды искусства. Особенно ярко этот стиль проявляется в театре, живописи и, конечно же, архитектуре. Период стиля барокко охватил примерно 150 – 200 лет и оставил множество величественных и поистине грандиозных отпечатков в истории искусства.
Архитектура XVII века
Начиная с конца XVI века, в архитектуре стран Европы и Америки появляется стиль барокко и охватывает все виды искусства. Особенно ярко этот стиль проявляется в театре, живописи и, конечно же, архитектуре. Период стиля барокко охватил примерно 150 – 200 лет и оставил множество величественных и поистине грандиозных отпечатков в истории искусства.
У истоков барокко как
стиля стоял Браманте, создавший
грандиозный ансамбль в Ватикане,
который охватил несколько
Виньола был впечатлен идеей Браманте по созданию ансамблей из нескольких зданий. Его авторству принадлежит вилла Джулия папы римского Юлия III. Вилла с павильоном, различными ступеньками и террасами уже в гораздо большей степени отражает черты барокко, но, тем не менее, ей еще присущи характерные особенности архитектуры эпохи Возрождения. Она замкнута на себя и еще отдалена от окружающей среды. ЕЕ архитектура еще уравновешена, но уже имеет яркие особенности стиля барокко.
Уже Микеланджело разовьет этот стиль в архитектуре, придаст ему насыщенность и эмоциональность, характерные гигантские размеры. Современные исследователи считают, что именно Виньола и Микеланджело стояли у истоков архитектуры барокко.
Характерной особенностью барокко является стремление к необычному и поразительному. Эту особенность барокко унаследовало от маньеризма. В это время появляются городские дворцы, загородные виллы с садами в стиле барокко, театры под открытым небом. Часто можно встретить в них гигантские скульптуры или гротескные маски. Особенно ярко это выражается в ландшафтной архитектуре и можно наблюдать в роскошных садах и парках барокко того времени. Также характерной особенностью, которую барокко переняло у маньеризма, являются коллекции – растений, гравюр, минералов. Строятся целые оранжереи для иностранных растений, создаются кабинеты с музейными коллекциями.
Мастера маньеризма отличались
стремлением к
Потребности общества диктуют необходимость построек того или иного типа, барокко же воплощает величественные формы дворцов и грандиозные впечатляющие конструкции церквей.
Итальянский архитектор Борромини стал новатором стиля. Он смело нарушал классические каноны и правила, не признавал авторитетных решений. Особенностью его работы стали постройки и помещения особой сложности. Его по праву называют истинным наследником Микеланджело.
Еще один неординарный архитектор того времени Ювара возводит дворцы, привлекающие внимание диагональными линиями, игрой объемов. Его здания величественны, как образцы классицизма, однако гораздо более разнообразны и привлекательны. У классицизма он заимствует колонные и пилястры, но акцентирует внимание на выразительных силуэтах зданий. Ювара прошел сложный путь в своем творчестве, начав работать сценографом и помощником по перестройке театральных зданий, и создав в последствие величественные ансамбли построек. Среди его великолепных работ следует особо отметить базилику Суперга, замок Ступиниджи и Мадридский королевский дворец.
Доменико Фонтана и Франческо Каратти в отличие от Ювара используют принцип дворца-блока, которому присущи удлиненные линии.
Однако, как и многих мастеров того времени, не все проекты Ювара нашли свое призвание. Не находя заказов на родине, итальянские мастера везли свои идеи и архитектурные новации по всей Европе. Так итальянские мастера приложили свои знания к возведению готических соборов во Франции. Отдельные элементы готического стиля прижились в барокко и получили свое развитие в его геометризованной ветви. Чешский архитектор Ян Сантини предпочитал работать именно в этом стиле. Одной из его знаменитых работ является Церковь Святого Иоанна Непомуцкого в Чехии.
Смешению стилей способствовал подъем в XVII веке Священной Римской империи. В это время отделяется Турция, культура которой была чужда европейцам. В связи с тем, что Турция не воспринималась частью Европы, высвобожденные территории перестраивались, менялся общий стиль. Однако к Австрии присоединяются новые промышленные территории, и она становится центром конгломерации различных культур. Происходит смешение культур и стилей, что считается негативным фактором в развитии европейского искусства. Это длилось до конца XVIII века. Были также насильно присоединены Венгрия и северная Италия, что не могла не отразиться на культурной части жизни общества.
Присоединение северной Италии обернулось Национально-освободительной войной, которую, однако, выиграли светская и церковная власти Австрии. Могущественные победители становятся заказчиками и дают возможность воплотить в жизнь идеи стиля барокко. В этот период строится множество монастырей и церквей в барочном стиле, а также усадеб и целых парковых ансамблей для знати.
Еще одним толчком к обширному строительству в новом стиле стало сожжение практически всех построек в пригородах Вены с целью предотвратить захват турецкими воинами. На сожженных территориях стремительно вырастают роскошные усадьбы, церкви и монастыри.
Барокко в Австрии стремительно развивается под влиянием архитекторов из Италии. Стоит отметить собор в Зальцбурге (1611-1628), проект которого создал итальянец Сантино Солари. Австрийцы-победители перестраивали захваченные города по своему усмотрению, архитекторы, оформители и художники работали не покладая рук. Захваченная Прага полностью перестраивалась по проектам архитекторов-итальянцев, которые оказывают мощное влияние на архитектуру Европы в целом. Так многие постройки в Италии становятся образцами для построек подобных зданий в других странах. Например, фасад церкви Иль Джезу в Риме, архитектором которой является Джакомо делла Порта, стал образцом для строительства церквей не только повсеместно в Италии, но и в Париже, Львове, Гродно и других городах.
Примерно через семьдесят лет барокко вступает в полную силу. Предыдущий период специалисты считают «ученическим». Истинным образцом барочного сооружения считают дворец Шёнбрунн в Вене. При этом дворец является особенным и не похож на другие дворцы Италии. В то же время строятся дворец принца Евгения, Придворная библиотека, церковь Св. Карла Борромео и Богемская канцелярия. Истинный шедевр стиля барокко возник в провинции в городке Мельк. Это монастырь, архитекторами которого являются Я. Прандтауер и И. Мунгенаст.
Грандиозный Чернинский дворец в Праге сооружен благодаря одному из наиболее одаренных архитекторов того времени Франческо Каратти.
В Россию стиль барокко пришел в первой половине XVIII века и не мог не отразить национальных особенностей. Русское барокко отличается в первую очередь простотой построений и тесной взаимосвязью основы и декорирующих вспомогательных элементов. Русские архитекторы смело используют яркие цвета и золочение.
Николай Султанов, исследуя русские архитектурные особенности, использует термин «русское барокко», временные рамки которому ограничивает допетровской архитектурой XVII века. Современные искусствоведы с ним не согласны и видят в так называемом «московском узорочье» наследие маньеризма. Развитие же русского барокко исчисляют постройкой церкви царевича Иоасафа в 1678 году.
Специалисты выделяют в развитии русского барокко три стадии: «московское барокко», чуть позднее «петровское барокко» и «зрелое русское барокко» при Елизавете.
Торжественность, величественный размах и цельность композиции характерны русской архитектуре барокко. Особенно это прослеживается в ансамблях Петергофа, Царского села и усадьбах Петербурга. Среди русских архитекторов того времени следует отметить М. Г. Земцова, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомского.
Сибирское, или уральское, барокко малоизвестно, но также заслуживает внимания, отражая храмовое зодчество Сибири.
http://archinow.org/history-
“Стилистические особенности русского культового зодчества конец 17 века”