Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат
1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.
в гармонии с природой
облик того или иного здания формируется
посредством объединения
в своем стремлении к гармонии с природой
исламские архитекторы и градостроители
учитывали влияние света и тени, жары и
стужи, господствующих ветров, аэродинамические
особенности местности и сооружения, наличие
воды с ее возможностью создавать прохладу,
почву и рельеф местности, способный либо
изолировать здание, либо уберечь его
от пагубного воздействия воды, ветра
и огня. небольшой фонтан в традиционном
внутреннем дворике жилого дома либо на
внутренней площадке мечети рождает ощущение
прохлады и создает радующий глаз интерьер.
это не влечет за собой расточительства
природных ресурсов, но в то же время открывает
взору каждого мусульманина картину некой
религиозной торжественности.
другим примером выражения единства и гармонии исламской архитектуры с природой является украшение зданий, особенно их куполов изразцами голубого цвета, символизирующего небесную обитель. помимо голубого цвета, конечно, используются и плитки других цветов, особенно семицветные, как бы отражающие небесную радугу.
исламская архитектура отражает единство человека не только с окружающим его миром природы, но и в большей степени также с обществом. ислам, внедряясь во все области жизни, создает ощущения универсальности и всеобщности в череде ценностей, освященных религией, что также находит отражение в архитектуре. мечеть в традиционном мусульманском городе не только религиозный центр, но также и центр жизни общества, включающий в орбиту своей деятельности вопросы культуры, социальные и политические проблемы. мусульманский город всегда концентрировался вокруг мечети (или соборной мечети) либо усыпальницы святого, органически развиваясь и разрастаясь вокруг такого центра. поэтому создается впечатление, что город накрывает общий свод, порожденный этим священным центром. а общая среда мусульманского города, благодаря «слову божьему», многократно в течение дня оглашаемому с минаретов муэдзинами, приобретает особую чистоту, святость и благообразие.
роль декора
в исламской архитектуре
декор таких сооружений - не только элемент украшательства, но несет и функциональную нагрузку, все его элементы как бы дополняют друг друга. мусульманский художник или зодчий ничего не делает ради чистого украшательства, он стремится решить поставленную перед ним задачу, и делает это красиво, со вкусом. зодчий или художник руководствуется в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести то, что мы наблюдаем в природе.
например, употребление изразцовых плиток,
помимо декоративного, носят еще
и утилитарный характер, в частности,
для обеспечения прочности
значение куполов и сводов
купол, выполняя функцию потолка, защищает внутреннее пространство помещения от жары и холода. форма свода напоминает небесный свод, через который как бы проходит «ось мира». в этом образе олицетворяется суть связи существующего мира с единым господом. такое впечатление создается, когда знакомишься с многими крупными мечетями, например, с мечетью в исфагане или куббат ас-сахра в иерусалиме, в которых затейливы арабески и геометрические узоры сходятся в центр свода. куда бы человек не бросал взгляд, его, в конце концов, приковывает к центру свода. внутри куполов некоторых мечетей, например, в соборной мечети города йезда свод украшен декоративными звездами, что напоминает небесный свод. и, конечно, это не только имитация видимого нами неба, но и намек на невидимый духовный, потусторонний мир. ведь видимый нами небосвод лишь аналогия заоблачных сфер.
основание купола бывает восьмигранным, чем символизируется трон аллаха и мир ангелов. квадратное же основание - отражение мира земного, материального, а изогнутые линии свода - отражение линий купола небесного, окружность которого опустилась на землю. внешняя форма купола - символ красоты, а минарет - знак божественного великолепия.
роль света и цвета
истинный и совершенный свет
- это аллах, всевышний и великий.
как он сам изрек в коране (сура
ан-нур, аят 35): «аллах есть свет земли
и неба». в исламской архитектуре
использование света - особый феномен.
двери галерей и айванов многих
иранских мечетей, мавзолея тадж-махал
- этих подлинных бриллиантов
мечеть - центр единения мусульман
исламское религиозное искусство, создающее материальные произведения, прежде всего проявило себя в архитектуре мечетей и каллиграфическом написании слова божьего. эти два вида священного художественного творчества имеют непосредственную связь с письмом и смыслом коранических изречений.
многочисленные и
Конструктивные элементы исламской архитектуры
Зодчие, возводившие культовые здания, брали за основу принципы построения столичных мечетей, наряду с которыми в различных областях халифата использовались местные строительные приемы и архитектурные формы. В результате получались неповторимые образцы сооружений одного и того же типа. В разные периоды, наряду с колонными, в арабских странах воздвигались четырехайванные, центрально-купольные и другие виды мечетей.Наиболее распространенными торговыми сооружениями были крытые рынки и караван-сараи, которые строились как в городах, так и непосредственно на торговых путях и предназначались для размещения на отдых караванов.Своеобразным типом архитектурных построек стали маристаны — госпитали, нередко представлявшие собой целые комплексы, которые включали помещения для больных, кухню, баню и т. п.В странах с сухим и жарким климатом сложились общие черты в типах жилых зданий. В планировке домов неизменно присутствовали внутренний двор и крытые галереи, где можно было спрятаться от изнуряющего зноя.Строительное искусство арабов в период Средневековья, так же как и культура в целом, было менее развито, чем во многих завоеванных ими странах. Это обстоятельство явилось основной причиной возникновения многообразных строительных приемов и конструкций, которые разрабатывались с опорой на опыт местных архитектурных школ.Первые культовые постройки Палестины и Сирии испытали на себе сильное влияние византийской архитектуры и раннехристианских храмов. В зодчестве Ирака, Египта и других граничащих с ними стран разрабатывались строительные приемы Древней Месопотамии. На территории Магриба до завоевания ее арабами находились римские колонии, поэтому первоначально сооружения здесь носили отпечаток древнеримской античности. Зодчие арабо-мусульманских стран многое заимствовали из архитектуры Сирии, сасанидского Ирана и древних строительных традиций Средней Азии.Для сооружения зданий арабы, согласуясь с местными условиями, использовали кирпич, бетон, камень, создавая с их помощью каркасзь-ные конструкции. Широко применялись арочные формы, которые вы- Ц ступали в сочетании с колоннами или столбами. Арки сначала были д« полуциркульными, а позднее распространились стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные формы, впоследствии ставшие ы традиционным элементом архитектуры стран Ближнего и Среднего с- Востока. Стрельчатая конструкция обладала рядом преимуществ. Благодаря ее применению в арке значительно уменьшались силы распора, чтс I, облегчало технику кладки без использования кружал. К тому же замок арки, состоящий из двух пересекающихся кривых, был более гибким, что по сравнению с аркой классической полуциркульной формы, придавало конструкции оптимальную устойчивость при воздействии подземны> толчков. Стремление к декоративности и необычности форм, присущее искусству всех арабо-мусульманских стран, нашло отражение в трехло пастных и подковообразных очертаниях арок.В Сирии, а позднее и в Египте материалом для строительства стрельчатых арок служил главным образом камень, а в Ираке, Сред ней Азии и Иране преобладал обожженный кирпич. Подковообразная форма арок была заимствована из архитектуры сасанидского Ирана и получила наибольшее распространение на Пиренейском полуострове. Трехлопастные и стрельчато-подковообразные арки применялись в основном в Испании и Магрибе. Кроме того, в Испании стремление к увеличению общей высоты конструкции и сохранению при этом малой высоты колонн привело к созданию разнообразных многоярусны и переплетающихся аркад.Сводостроение наибольшего размаха достигло в Иране, Средней Азии и Афганистане. Так, пролеты цилиндрических сводов, сооруженных среднеазиатскими архитекторами в XIV веке, составляли около 20 м. Самым большим из известных в истории архитектуры перекрытий цилиндрической формы стал свод пролетом в 30 м, возведенный над ай- ваном мечети Алишаха в Тебризе (Иран). Его размеры были превышены лишь с появлением металлических и железобетонных конструкций.Своды обычно возводились из поперечных рядов кирпича без использования кружал. В VIII—IX веках своды полуциркульной или параболической формы уступили место стрельчатым. Их возводили из обожженного кирпича на алебастре (ганче), а при небольших пролетах — из кирпича-сырца на лессовом растворе. Поскольку крестовые своды требовали обязательной опалубки из дефицитного дерева, Широко применялись арочные формы, которые выступали в сочетании с колоннами или столбами. Арки сначала были 1 полуциркульными, а позднее распространились стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные формы, впоследствии ставшие ы традиционным элементом архитектуры стран Ближнего и Среднего Ц Востока.I Стрельчатая конструкция обладала рядом преимуществ. Благодаря ее применению в арке значительно уменьшались силы распора, что облегчало технику кладки без использования кружал. К тому же замок арки, состоящий из двух пересекающихся кривых, был более гибким, что, по сравнению с аркой классической полуциркульной формы, придавало конструкции оптимальную устойчивость при воздействии подземных толчков. Стремление к декоративности и необычности форм, присущее искусству всех арабо-мусульманских стран, нашло отражение в трехлопастных и подковообразных очертаниях арок.В Сирии, а позднее и в Египте материалом для строительства стрельчатых арок служил главным образом камень, а в Ираке, Средней Азии и Иране преобладал обожженный кирпич. Подковообразная форма арок была заимствована из архитектуры сасанидского Ирана и получила наибольшее распространение на Пиренейском полуострове. Трехлопастные и стрельчато-подковообразные арки применялись в основном в Испании и Магрибе. Кроме того, в Испании стремление к увеличению общей высоты конструкции и сохранению при этом малой высоты колонн привело к созданию разнообразных многоярусных и переплетающихся аркад.Сводостроение наибольшего размаха достигло в Иране, Средней Азии и Афганистане. Так, пролеты цилиндрических сводов, сооруженных среднеазиатскими архитекторами в XIV веке, составляли около 20 м. Самым большим из известных в истории архитектуры перекрытий цилиндрической формы стал свод пролетом в 30 м, возведенный над ай- ваном мечети Алишаха в Тебризе (Иран). Его размеры были превышены лишь с появлением металлических и железобетонных конструкций.Своды обычно возводились из поперечных рядов кирпича без использования кружал. В VIII—IX веках своды полуциркульной или параболической формы уступили место стрельчатым. Их возводили из обожженного кирпича на алебастре (ганче), а при небольших пролетах — из кирпича-сырца на лессовом растворе. Поскольку крестовые своды требовали обязательной опалубки из дефицитного дерева, их строили крайне редко. В ряде построек использовались нервюрные конструкции, что облегчало возведение сводов и позволяло экономить опалубку.Наряду с традиционными сводами, в ряде стран появились оригинальные конструкции. Так, в Иране получил распространение монастырский свод, перед строительством которого возводили каркас. В отличие от западноевропейских образцов он строился без опалубки. В Средней Азии и отчасти в Иране квадратные в плане помещения перекрывали сводами — балхами. Кирпичная кладка при этом велась от углов помещений арками под углом 45 градусов по направлению к середине стен, где ряды кирпича соединялись «в елку».С XII века в Иране, Азербайджане и Средней Азии начали строить купола, состоящие из двух оболочек. Таковы купола мавзолея Олджей- ту Ходабенде в Султании (1305—1313 годы), мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (1404 год) и др. Большинство внешних куполов имели сфероконическую форму и иногда поднимались над внутренними на большую высоту. При этом оболочки соединялись между собой вертикальными ребрами с деревянными связями. Такая форма куполов была выбрана неслучайно: она способствовала повышению устойчивости всей конструкции и сводила к минимуму вероятность разрушения при землетрясениях.Подобно сводам, купола возводились без использования кружал. Для закрепления наклонных кирпичных рядов, которые располагались постепенно сужающимися кольцами, использовался алебастр. Пластические свойства этого материала придавали прочность купольно-сводча- тым конструкциям.Тектонические особенности архитектуры стран Ближнего и Среднего Востока во многом определялись приемами декорирования и орнаментирования отдельных элементов сооружений. Поскольку ислам запрещал изображать человека и животных, в архитектуре преобладал орнаментальный декор. Самыми древними его видами являются резьба по гипсу и фигурная облицовка стен обожженным кирпичом. В XII— XIII веках появились полихромный поливной керамический декор и резная терракота, а в XIV веке — изразцовая мозаика и майолика.Характер орнамента и его значение в композиции были различными. Например, в одних случаях он подчеркивал естественную фактуру материалов (мрамора, камня, ценных пород дерева), в других — ковер стука или резьбы по гипсу, полностью покрывавший стену, создавал особое ощущение ее легкости и богатства. В зависимости от характера узора существует три вида орнамента — растительный, геометрический 5ку и эпиграфический, воспроизводящий надписи из Священнописаний. *ги Зачастую все они выступают элементами оформления одного и того же здания.. При создании многообразных сводчато-купольных форм зодчие стре мились придать сооружениям торжественность, стройность и великоле- али пие. Большое значение также придавалось достижению гармоничного по- и оригинального сочетания конструкции и декора.В римский и византийский периоды в Сирии и Палестине развивалась местная архитектурная школа. После того как эти страны вошли нть в состав халифата, наряду с христианскими базиликами, в них продол- ей- жалось строительство купольных сооружений. В городах возводились -а- дворцы халифов и их приближенных, а вдали от городов — каменные ро- замки, окруженные мощными стенами с башнями. В плане они пред- ую ставляли собой квадрат. В центральной их части располагался обстро- ми енный помещениями двор. Наиболее значительным сооружением подобна ного рода был замок Хирбат ал-Марфджар, построенный в VIII веке F' неподалеку от Иерихона. Кроме жилого здания, на его территории на- я- ходились мечеть, монументальная баня и другие постройки. Все помещения были перекрыты кирпичными сводами. 1Я Среди других сооружений выделялась баня — многоколонный зал квадратной формы. Над центральной ее частью возвышался купол на парусах. Богатая отделка сочетала в себе античные и восточные элементы: капители коринфского ордера, резной стук, мозаику, облицовку из мрамора и т. п. 1 Во время правления династии Омейядов начал складываться типI колонной мечети. В 705—715 годах халиф ал-Валид построил большую мечеть в Дамаске, ставшую образцом для других сооружений подоб ного рода. В этот период зодчие еще во многом ориентировались на строительные и художественные приемы предшествующих эпох, в частности ранневизантийского и даже римского времени, что нашло свое отражение и в архитектурной композиции дамасской мечети, в которой, однако, план и интерьер христианской базилики получили несколько иную трактовку. Молитвенный зал мечети делится на три нефа. Устроенный в юж ной продольной стене михраб и высокий, просторный трансепт, ведущий к нему, расчленяют все нефы посередине и коренным образом изменяют ориентировку всего здания. Продольные колоннады распола-гаются поперек движения к михрабу. В результате перестановки колонн нефы стали равными по ширине. Северная продольная стена прорезана широкой открытой аркадой, благодаря которой создается впечатление плавного перетекания пространства двора в пространство молитвенного зала. Таким образом, базилика превратилась в колонную мечеть, тип которой стал каноном мусульманских культовых построек.
Архитектура арабских стран.
Архитектура. Искусство арабских стран сложно по своим истокам. На Ю. Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритского государств (1-е тыс. до н. э. — 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады которых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили средневекового арабского искусства формировались также на местной основе, испытывая некоторое воздействие иранской, византийской и других культур.
Архитектура. Основным культовым зданием
ислама стала мечеть, где собирались
для молитвы последователи
При Омейядах велось большое светское строительство: укреплялись города, возводились загородные дворцы и замки халифов (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср аль-Хейр аль-Гарби и Каср аль-Хейр аш-Шарки, Хирбет аль-Мафджар), украшенные круглой скульптурой, резьбой, мозаикой и стенными росписями.
При Аббасидах проводились большие
градостроительные работы. Багдад,
заложенный в 762, подобно Хатре и
Ктесифону, был городом, круглым
в плане; в центре его размещались
дворец и мечеть, а периметр был
охвачен двойным кольцом
Особую школу арабского
С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта
и Сирии было тесно взаимосвязано.
Велось большое крепостное строительство:
цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и
др. В монументальной архитектуре
этого времени пространственное
начало, доминировавшее на предшествующем
этапе (дворовая мечеть), уступило место
грандиозным архитектурным
Высокий расцвет пережила в 10—15 вв. арабская архитектура Магриба и Испании. В крупных городах (Рабате, Марракеше, Фесе и др.) строились касбы — цитадели, укрепленные мощными стенами с воротами и башнями, и медины — торговые и ремесленные кварталы. Большие колонные мечети Магриба с многоярусными, квадратными в плане минаретами отличаются обилием пересекающихся нефов, богатством резной орнаментики (мечети в Тлемсене, в Таза и др.) и пышно украшены резным деревом, мрамором и мозаикой из разноцветных камней, как и многочисленные медресе 13—14 вв. в Марокко. В Испании, наряду с мечетью в Кордове, сохранились и другие выдающиеся памятники арабской архитектуры: минарет «Ла Хиральда», воздвигнутый в Севилье зодчим Джебером в 1184—96, ворота в Толедо, дворец Альгамбра в Гранаде — шедевр арабского зодчества и декоративного искусства 13—15 вв. Арабское зодчество оказало воздействие на романскую и готическую архитектуру Испании («стиль мудехар»), Сицилии и других средиземноморских стран.
Захват арабских стран турками-османами
в 16 в. принёс формы османского зодчества,
особенно в культовую архитектуру.
Но в светской архитектуре продолжали
жить и развиваться местные