Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат
1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.
Планировка его повторяет
От полного разрушения тимпан был спасен
реставраторами, закончившими работу
в 1962 году. Исследователи собирали декор
по мельчайшим фрагментам. Там, где не
сохранилась мозаика, фиксировались гнезда
от выпавших кусочков, оставшиеся части
с одной половины тимпана накладывались
на другую так, чтобы рисунок был симметричным.
Возраст Бухары превышает 2500 лет. В древности она входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура.
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими великолепными настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.
С приходом арабов в VIII веке в Бухаре распространился ислам. С этого времени начали возводиться мечети и минареты, медресе и культовые комплексы. Более тысячи лет восхищает своей красотой, безупречностью пропорций и гениальным замыслом мавзолей Саманидов. Архитектурные ансамбли Пои Калян, Ляби-хауз, Гаукушон и другие являются лучшими образцами творений средневековых зодчих. В Бухаре сохранилось также множество памятников жилой архитектуры и дворцов, бань и торговых сооружений. Особую прелесть таят в себе загородные архитектурные ансамбли Бахавуддин, Чор-Бакр, Тошмачит и др.
Этот удивительный город не выходил
за пределы своей городской крепос
Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI—XVII веках, когда были построены большинство из его изумительных мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До наших дней сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян XII века, медресе Кукельдаш и Улугбека XI—XVI веков, Ляби-Хауз XVI—XVII веков, мавзолей Исмаила Самани IX—X веков), удивительные кварталы и узкие улочки старого города.
В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы, свидетельствующей о незаурядном мастерстве бухарских зодчих.
В 1500 году было образовано Бухарское ханство, которое в 1756 году было переименовано в Бухарский эмират. В 1868 году он попал в вассальную зависимость к Российской империи и получил статус её протектората.
Согласно письменным источникам, в 1900 году в Бухаре насчитывалось 365 жилых кварталов и 60 внутригородских базаров.
2 сентября 1920 года РККА в результате трехдневного штурма захватила Бухару. Значительная часть города была разрушена.14 сентября были образованы Всебухарский революционный комитет, Совет народных назиров (комиссаров). 8 октября того же года Бухара стала столицей Бухарской народной советской республики, которая в 1924 году по национальному признаку была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской АССР.
С 15 января 1938 года является центром Бухарской области Узбекистана.
Крепость. Традиционно –
АРК. Построена еще в раннем средневековье.
Выдержала не одну осаду и никогда не была
взята. До 1920 года. Именно по ней фугачили
тяжелые мортиры Красной Армии и сбрасывали
зажигательные бомбы с аэропланов красные
авиаторы. Крепость сильно горела. Много
древностей, составлявших достояние человечества,
сгинуло в этом пожаре. Орудующие же в
нем красноармейцы хватали далеко не таланы
Александра Македонского. Кстати о них.
После пожара из большой коллекции таланов
их уцелело 3 штуки, древнейших монет сохранивших
чеканенный профиль Александра. Как вы
думаете? Что с ними сделали? Не поверите.
Переплавили с другим добром и отправили
в запасники Наркомфина возглавляемые
одесским ростовщиком Гершелем Сокольниковым
(это псевдоним). Дикость! Варварство! Сокольничество! |
Архитектура Арзербайджана
Архитектура Азербайджана — комплекс строительных сооружений на территории современного Азербайджана, представляющих архитектурно-историческую значимость. Архитектура Азербайджана включает как архитектуру тюрков (азербайджанцев), так и архитектуру других народов, проживавших и проживающих на территории страны. По разновидности используемых строительных материалов архитектурные сооружения Азербайджана можно разбить на две группы: группу строений, сооруженных из камня — в Баку, Шемахе и их окрестностях, и вторую группу — в Нахичевани, Гяндже, Барде и других районах, где в основном использован кирпич.
Мегалитические и
Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи, строительство которых относят к IX—X векам. Ханегяхи служили прибежищем для суфиев, не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров. По совершенству архитектурно-пространственного решения и солидности функциональной нагрузки среди ханегяхов Азербайджана заметно выделяется ханегях Пир Гусейн, представляющий собой памятник общенационального значения. Он находится в селе Губалыбалоглан Хаджигабулского района, на берегу р. Пирсаатчай, и связан с именем знаменитого суфийского шейха XI века Пир Гусейна Равани (Ширвани), младшего брата великого суфийского поэта и философа Мухаммеда Бакуви (948—1050), который был известен на Ближнем Востоке под именем Баба Кухи и похоронен в Ширазе[7][8].
Храмы и церкви
Свидетельством толерантности и веротерпимости народов Азербайджана, является большое количество храмов и церквей, сохранившихся на ее территории, и представляющих значительный вклад в архитектурное наследие Азербайджана.
Храм огнепоклонников Атешгях, (XVII-XVIII века) — святыня зороастрийцев в Сураханах, сооружён проживавшей в Баку индусской общиной. [9][10][11]
Церковь в селе Киш.
Православный Собор Рождества Пресвятой Богородицы в г. Баку.
Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана. Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита. Конструктивная схема и архитектурная структура мостов обуславливалась строительными возможностями материала, природными условиями и размещением. В строительстве пользовались разнообразными способами кладки из камня и кирпича — комбинированной кладкой, подбором материалов по цвету, облицовкой тесаным камнем. В кладках мостов из булыжника и колотых валунов применяли каркасы. Часто под устои моста применяли и естественные выхода скал, что значительно увеличивало их устойчивость от воздействия вешних вод. Все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролётов, которые отличались друг от друга очертаниями и размерами арок. В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек. Число пролётов длиной до 200 м от одного до пятнадцати.
Худаферинские мосты на реке Аракс
Джугинский мост на реке Аракс, неподалёку от Джульфы
3 моста на Гянджачае (остатки; XII—XIII века)
Архитектура восточно-христианской традиции
Одной из характерных особенностей
восточно-христианской культовой архитектуры
является своеобразная форма" завершений,
фиксирующая во внешней композиции
храма центрично-купольное
В целом ряде историко-культурологических
и архитектурно-исторических работ раскрыта
взаимообусловленность становления религиозно-мифологических
символов и архитектурных форм пространства
соответствующей культуры. Вместе с тем
вопрос культурно-исторического значения
символики такой композиционно значимой
формы восточно-христианской культовой
архитектуры, как формы завершения храма,
не получил развернутого исследования.
Многообразие форм завершений различных
региональных вариантов восточно-христианского
храма основано на единой исходной форме
завершения византийского крестово-купольного
прототипа. Формообразование крестово-купольного
прототипа генетически связано со становлением
новой христианской символики вообще
и символики купольной формы пространства
в частности. Символика купола как небесного
свода ведет свое происхождение из античной
архитектуры, но в византийской архитектуре
мифологическое значение купола как космического
неба трансформируется в христианский
символ потустороннего, божественного
неба и имеет различное композиционно-формальное
выражение в архитектуре центрично-купольных
храмов VI-VII веков и крестово-купольных
храмов Х-ХП вв.
Впервые наиболее полно новый христианский
символ "небесного свода" воплощается
в архитектуре грандиозного купола св.
Софии в Константинополе и аналогичных
центрично-купольных храмов (например,
в церкви св. Ирины в Константинополе).
Это символическое значение купола во
внутреннем пространстве храма актуально
в восточно-христианской архитектуре
на протяжении всего средневековья, а
в России вплоть до начала XVIII в.
Но при сохранении базисной символики
купола небесного свода происходят существенные
изменения как самой купольной формы,
так и ее композиционной роли и семантики
во внутреннем и внешнем пространстве
храма. На смену грандиозным пологим куполам
константинопольской школы VI в. в Х-ХП
веках приходят купольные завершения
на высоком барабане, характерные для
всей средне-византийской архитектуры.
Купольное завершение св. Софии и аналогичных
центрично-купольных храмов VI в., являясь
композиционной доминантой внутреннего
пространства храма, рассчитано фактически
на восприятие изнутри, тогда как внешняя
пологая форма купола из-за перспективных
искажений при близких точках зрения в
затеснённой застройке города фактически
исключается из активного плана архитектурно-художественного
восприятия. Исключение составляют дальние
точки зрения, но здесь купол, будучи включен
в силу этно-плоскостную панораму, не может
быть воспринят во всем объеме своих архитектурно-пространственных
характеристик. На наш взгляд, внешняя
форма купола храмов VI в. как бы автоматически
вырастает из тектоники внутреннего пространства
и не требует специальной архитектурно-художественной
разработки и дополнительного религиозно-символического
осмысления. Иная ситуация складывается
в отношении к купольному завершению в
средневизантийском крестово-купольном
типе храма. Уменьшение объемов храма
приводит к усилению роли и значения его
внешней формы. Архитектура храма получает
два относительно самостоятельных плана
восприятия: план восприятия внутреннего
пространства и план восприятия внешнего
пространства, что требует специального
архитектурно-символического и формально-композиционного
выражения.
Как точно отмечает Н.И. Брунов, купол св.
Софии, простираясь над всем огромным
пространством храма, фактически изображает
небесный свод, тогда как средневизантийский
купол, покрывая меньшую часть храма и
будучи высоко поднятым над его основным
пространством на самостоятельном объеме
барабана, в силу этого весьма условно
изображает небо, т. е. средневизантийский
купол гораздо более символичен, чем изобразителен
.
Архитектура Византии. Примерно до конца 8 в. восточная часть Римской империи со столицей в Константинополе оставалась главной хранительницей традиций европейской цивилизации.
Главную проблему ранневизантийской
архитектуры обычно формулируют
следующим образом: как поставить
купол Пантеона на базилику Максенция?
Чтобы перекрыть куполом
Заказчиком храма св. Софии и
нескольких церковных построек в
Равенне был император
Примерно через полтора века
после расцвета при Юстиниане
Восточная церковь оказалась
ареной иконоборческих споров: запрет
на создание священных образов нанес
огромный урон византийскому изобразительному
искусству: новые иконы не писались,
а старые разрушались. В архитектуре
положение было лучше (запреты ее
не коснулись), но общая ситуация не
способствовала размаху строительной
деятельности. В 9 – первой половине
11 вв. при Македонской династии наблюдается
художественное возрождение. Широкое
распространение получил