История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

 

  1. синтез архитектуры и дизайна с другими видами искусств

Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусстваили видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятиечеловека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.

Уровни осуществления  синтеза искусств

Выделяют два  уровня синтеза искусств:

Внутри вида искусства (например, использование отрывков лирического текста в эпосе)

Между видами искусства (например, создание кинематографического образа на основе сценария,написанного по мотивамлитературного произведения)

Соотношение между  участвующими в синтезе искусствами

Один вид может  полностью доминировать над другим (например, подчинение древнеегипетской архитектурой скульптуры иживописи)

Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко)

Виды искусства  могут срастаться между собой (архитектура  и скульптура готики)

Виды искусства  способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)

Два вида искусства  могут дополнять друг друга без  слияния в одно целое (искусства  в эпоху Возрождения)

Формы синтеза  искусств

В мировой эстетике известны концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина, в которых подчеркивалось, что синтез искусств предоставляет художественному творчеству новые резервы и дополнительные возможности в освоении мира, в создании качественно новых художественных ценностей. Поэтому в мировой истории искусства существуют разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, создавая архитектурно-художественный синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя собственные задачи, также расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство(средствами которого создаётся предметная среда, окружающая человека), а также нередко произведения станкового искусства. Синтезвременных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех жанрах вокальной и вокально-театральной музыки (песня,романс, кантата, оратория, опера и др); своеобразной формой синтеза музыки и поэзии являются многие произведения программной инструментальной музыки. Потребность в новых творческих резервах рождала такие виды искусства, как театр, кино и родственные им временно-пространственные искусства, которые синтетичны по своей природе. Они объединяют творчество драматурга (сценариста), актёра, режиссёра, художника, а в кино также оператора; в музыкальном театредраматическое искусство выступает в единстве с вокальной и инструментальной музыкой, хореографией и т. д. искусство режиссёра эстетически объединяет компоненты художественного театрального или кинематографического произведения в новое целое.

 

  1. синтез архитектуры и дизайна с наукой и техникой

На всех этапах развития общества архитектура зависит  от уровня развития производительных сил, от формы производственных отношений. В антагонистических классовых  обществах произведения архитектуры  в основном создаются с учётом требований правящего класса. При  социализме цель архитектуры - максимально  полное удовлетворение материальных и  духовных потребностей всех слоев общества. Развитие архитектуры тесно связано  с прогрессом науки и техники, определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектура  стимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика, учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые практические задачи. На всём протяжении своего исторического развития архитектура создала разнообразные  типы сооружений, оперируя большим  количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые запечатлены  в архитектурном наследии различных  эпох и народов, отражая особенности  их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники, преобладание тех  или иных строительных материалов и  т. д. К основным типам архитектурных  сооружений относятся жилища, административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные  культовые здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки. Аархитектура включает также ряд  инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенных комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в целостные или исторически  сложившиеся ансамбли. Важным качеством  архитектуры является также ее связь  с естественной природной средой, служащая воплощением представлений  о взаимоотношении человека с  окружающей его природой.         

  1. архитектурный стиль: дефиниция и история

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Единство архитектурной  композиции подразумевает единство стиля.

Характерные черты  определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы  и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных  стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют  друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование  стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и Арт-Деко).

 

Понятие архитектурного стиля

Понятие стиля  в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом,  системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля.

Общепринятого определения  архитектурного стиля не существует. Так, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется "чистым", если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или "нечистым", когда в него введены элементы других стилей».

Возникновение архитектурных  стилей

В истоках возникновения  архитектурных стилей лежит непреодолимое  стремление человечества к прекрасному. На формирование архитектурных стилей сильное влияние всегда оказывали  религиозные воззрения, стиль мышления и государственного устройства, национальные особенности и окружающая среда, природа. Но прежде всего развитию архитектуры  как художественного явления  способствовал рост технических  возможностей человечества. После того как появлялись новые технологии, возникали предпосылки для нового архитектурного стиля, а вместе с  ним менялся облик храмов, общественных зданий и частных домов. Но, как  правило, новый стиль не был абсолютным отрицанием прошлого, он наследовал некоторые  его признаки, в то же время порождая еще никогда не существовавшие формы  художественного. Лишь в новейшей истории  человечества возникает ряд архитектурных  стилей, явившихся полным отрицанием предшествующего тысячелетнего  художественного наследия, старых правил и методов архитектуры.

 

  1. стилевая панорама в истории архитектуры

 

     Вплоть до середины XII в., находясь  в синтезе с живописью, скульптурой,  декоративным искусством и занимая  среди них главенствующее положение,  архитектура определяла собой  стиль, причем ее развитие шло  от "стиля эпохи", единого для  всех видов искусства и для  всего своего времени, эстетически  подчиняющего себе науку, мировоззрение,  философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец  - индивидуальных авторских стилей. 

Принято выделять архитектурные стили глобального значения:

·           Доисторическая архитектура

·           Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.

·           Романский стиль. X — XII вв.

·           Готика. XII — XV вв.

·           Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.

·           Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.

·           Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.

·           Классицизм, в т.ч. палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII — XIX в.

·           Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.

·           Модерн. 1890-е — 1910-е гг.

·           Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.

·           Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.

·           Постмодернизм. С сер. XX в.

·           Хай-тек. С кон. 1970-х гг.

·           Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.

 

 

           "Стиль эпохи" (романский  стиль, готика и ренессанс)  возникает преимущественно в  те исторические периоды, когда  восприятие произведений искусства  отличается сравнительной негибкостью,  когда оно еще легко приспосабливается  к переменам стиля.          

 Великие стили  - романский, готика, ренессанс, барокко,  классицизм, ампир /вариация позднего  классицизма/- обычно признаются  равноправными и равнозначными.  На самом же деле великие  стили охватывают то большую,  то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными  искусствами, то подчиняют себе  все искусства или даже все  главные стороны культуры - сказываются  в науке, богословии, быте. Они  могут определяться то более  широкой, то менее широкой социальной  средой, то более значительной, то  менее значительной идеологией. При этом ни один из великих  стилей не определял полностью  культурное лицо эпохи и страны.             

 Развитие  стилей асимметрично, что внешне  выражается в том, что каждый  стиль постепенно изменяется  от простого к сложному, однако  от сложного к простому он  возвращается только в результате  некоторого скачка. Поэтому смены  стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному и  резко - от сложного к простому. Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль. Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей - первый. Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля. Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении. Ее устремленность ввысь может выражать религиозность католицизма и ересей.             

 В пределах  готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение).             

 С возникновением  ренессанса снова наступает период  идеологических исканий, появления  цельной системы мировоззрения.  И вместе с тем опять начинается  процесс постепенного усложнения  и распада простого. Ренессанс  усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир. 

 

  1. архитектурный метод: дефиниция и практика

Как и всякая наука, теория архитектуры обладает своим понятийно-категориальным аппаратом. Категориями называются основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны действительности или отдельные явления, связи и отношения предметов. Только совокупность всех категорий даёт нам возможность представить предмет в целом, логику его построения, законы его развития[5].

Композиция (как  действие, процесс) — сочинение, составление, разработка[5].

Архитектурная композиция — такое расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым, которое:

определяется  в первую очередь многообразным  содержанием архитектуры, а также  окружающими условиями;

строится на законах  науки и искусства; 

служит целям  создания реалистического произведения, отвечающего одновременно функциональным, технико-экономическим и идейно-эстетическим требованиям;отличается гармоничностью, органическим единством, согласованностью частей и целого во всех их связях и  взаимоотношениях

Виды архитектурной  композиции

В основе архитектурной  композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в  соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или  иного композиционного решения  диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностьютребований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими

Информация о работе История архитектуры