Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа
Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.
Си́нтез иску́сств – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусстваили видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства, времени и другие, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятиечеловека. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности.
Уровни осуществления синтеза искусств
Выделяют два уровня синтеза искусств:
Внутри вида искусства (например, использование отрывков лирического текста в эпосе)
Между видами искусства
(например, создание кинематографического
Соотношение между участвующими в синтезе искусствами
Один вид может
полностью доминировать над другим
(например, подчинение древнеегипетской архитектурой
Всеобщее значение может приобрести качество, присущее одному из искусств (например, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в барокко)
Виды искусства могут срастаться между собой (архитектура и скульптура готики)
Виды искусства способны ярко контрастировать друг с другом (архитектурные сооружения двадцатого века)
Два вида искусства могут дополнять друг друга без слияния в одно целое (искусства в эпоху Возрождения)
Формы синтеза искусств
В мировой эстетике
известны концепции Ф.Шеллинга,
На всех этапах
развития общества архитектура зависит
от уровня развития производительных
сил, от формы производственных отношений.
В антагонистических классовых
обществах произведения архитектуры
в основном создаются с учётом
требований правящего класса. При
социализме цель архитектуры - максимально
полное удовлетворение материальных и
духовных потребностей всех слоев общества.
Развитие архитектуры тесно связано
с прогрессом науки и техники,
определяющим её реальные возможности.
Со своей стороны архитектура
стимулирует развитие ряда отраслей
знания (например, строительная механика,
учение о строительных материалах),
выдвигая перед наукой и техникой
новые практические задачи. На всём
протяжении своего исторического развития
архитектура создала
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие
архитектуры напрямую зависит от
времени, не всегда стили сменяют
друг друга последовательно, известно
одновременное сосуществование
стилей как альтернативы друг другу
(например, барокко и классицизм, модерн и эклектика
Понятие архитектурного стиля
Понятие стиля
в научное искусствознание было
введено в середине XVIII века немецким
археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом.
Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была
ориентирована на исследование природы
самого явления и механизмов стилеобразования
в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспек
Общепринятого определения
архитектурного стиля не существует.
Так, «Энциклопедический словарь Брокгауза
и Ефрона», изданный в 1890—1907 годах,
понимал архитектурный стиль двояко: как
пространственную (территориальную) и
как временнýю характеристику архитектурного
языка. В пространственном аспекте выделялись
стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвям
Возникновение архитектурных стилей
В истоках возникновения
архитектурных стилей лежит непреодолимое
стремление человечества к прекрасному.
На формирование архитектурных стилей
сильное влияние всегда оказывали
религиозные воззрения, стиль мышления
и государственного устройства, национальные
особенности и окружающая среда,
природа. Но прежде всего развитию архитектуры
как художественного явления
способствовал рост технических
возможностей человечества. После того
как появлялись новые технологии,
возникали предпосылки для
Вплоть до середины XII в., находясь
в синтезе с живописью,
Принято выделять архитектурные стили глобального значения:
· Доисторическая архитектура
· Античная архитектура. VIII в. до н. э. — V в. н. э.
· Романский стиль. X — XII вв.
· Готика. XII — XV вв.
· Возрождение. Нач. XV — нач. XVII в.
· Барокко. Кон. XVI века — кон. XVIII в.
· Рококо. Нач. XVIII — кон. XVIII в.
· Классицизм, в т.ч. палладианство, ампир, неогрек. Сер. XVIII — XIX в.
· Эклектика. 1830-е — 1890-е гг.
· Модерн. 1890-е — 1910-е гг.
· Модернизм. Нач. 1900-х — 1980-е гг.
· Конструктивизм. 1920-е — нач. 1930-х гг.
· Постмодернизм. С сер. XX в.
· Хай-тек. С кон. 1970-х гг.
· Деконструктивизм. С кон. 1980-х гг.
"Стиль эпохи" (романский
стиль, готика и ренессанс)
возникает преимущественно в
те исторические периоды,
Великие стили
- романский, готика, ренессанс, барокко,
классицизм, ампир /вариация позднего
классицизма/- обычно признаются
равноправными и равнозначными.
Развитие
стилей асимметрично, что внешне
выражается в том, что каждый
стиль постепенно изменяется
от простого к сложному, однако
от сложного к простому он
возвращается только в
В пределах готики затем зреет ренессанс. Элементы освобождения личности, пока в пределах религии уже налицо в готике, особенно поздней. И, тем не менее, готика и возрождение, резко различные стили. То, что зрело в готике, потребовало затем резкой смены всей системы стиля. Новое содержание взорвало старую форму и вызвало к жизни новый стиль – ренессанс (или возрождение).
С возникновением
ренессанса снова наступает
Как и всякая
наука, теория архитектуры обладает
своим понятийно-категориальным аппаратом. Категориями называю
Композиция (как действие, процесс) — сочинение, составление, разработка[5].
Архитектурная композиция — такое расположение частей и форм здания или комплекса и соотношение их между собой и с целым, которое:
определяется в первую очередь многообразным содержанием архитектуры, а также окружающими условиями;
строится на законах науки и искусства;
служит целям
создания реалистического произведения,
отвечающего одновременно функциональным,
технико-экономическим и
Виды архитектурной композиции
В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.
Выбор того или
иного композиционного решения
диктуется не только эстетическими принципам