Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа
Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.
В отличие от Ассирии и позднего Вавилона, Анатолия, где живут в это время хетты, а затем фригийцы и лидийцы, не может похвастать столь монументальным стилем архитектуры. Города Передней Азии в III-II тыс. до н. э. небольшие и застраиваются в зависимости от местного рельефа. Дома могут быть как одно — так и двухэтажными, однако каждый город обладает дренажной системой, а каждая улица засыпается гравием. Постройки жителей состоят из нескольких помещений, возведенных вокруг внутреннего дворика и, чаще всего, не имеют окон, а если они есть, то окна пробиваются ближе к потолку. Как правило, крыша сооружения делается плоской из сплетенных веток, обмазанных глиной. Архитектуре хеттов характерны простота форм и некоторая монументальность стиля. Очень важной характеристикой является ее слитность с местностью со скалистым рельефом.
Архитектура Древневавилонской империи (II тыс. до н. э.)На рубеже III и II тысячелетий до н. э. Южное Двуречье завоевали семитические племена вавилонян, которые восприняли духовную культуру Шумера и усвоили традиции шумерского искусства.После захвата территории Месопотамии семитским народом амореями, во II тыс. до н. э. возникает Вавилонское царство (Древневавилонское царство), столицей которого был город Вавилон. Наиболее известен из правителей государства - царь-законодатель Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э. - хронология спорная, существуют и другие даты, например 2123-2081 гг. до н.э.).К эпохе правления первой древневавилонской династии (2100-1900 гг. до н.э.) относится активное строительство города Ура (III тыс. до н. э. - VI вв. до н. э.). В городе раскопан и исследован целый жилой квартал, относящийся к этому периоду. В целом план города неправильных очертаний, приближенный к овалу, окруженный стенами с башнями. В центре Ура расположен обширный священный участок, заложенный ранее. Религиозно-административный центр города был обнесен отдельной крепостной стеной. Знаменитый колоссальный зиккурат, святилища и двор, были, в свою очередь, обнесены двойной стеной.Жилые дома квартала периода Первой Вавилонской империи все многокомнатные, построенные из кирпича, как правило двух- (или более)ярусные, т.к. в большинстве домов присутствовала кирпичная лестница в одном из внутренних помещений. В центре дома расположен мощенный кирпичом внутренний двор, иногда в центре двора помещался бассейн. В домах не было окон, комнаты освещались через дверные проемы, выходящие во внутренний двор.В середине II тыс. до н.э. территория Двуречья была завоевана горными племенами касситов, что стало причиной общего упадка культуры на много столетий. Об касситском искусстве на данный момент неизвестно практически ничего, не обнаружено их влияния на последующий этап развития цивилизации в этом регионе, вероятно по причине того, что ни в целом находились на более низкой стадии развития, по сравнению с местными жителями. Вероятным исключением является храм царя Караиндаша в Уруке (XV в. до н.э.). В отличие от традиционно сложившегося типа месопотамского храма, в нем отсутствует внутренний двор, а также скульптура используется как декоративный элемент, но стены с вертикальным членением, как принято в шумерских храмах. Однако изменения традиционной храмовой планировки и декоративного оформления зала не закрепились в архитектуре последующего времени. Архитектура Ассирии (I тыс. до н.э.)В 1742 г. до н. э. племена касситов завоевали территории Двуречья, создав кассито-аморейское государство Хана, или Кардуниаш, достигшее своего расцвета в XV—XIV вв. до н. э.В IX—VII вв. до н. э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. Ее цари завоевали Южное Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину, Юго-Западный Иран. К VII в. до н.э. Ассирийская держава охватила почти весь Ближний Восток. Образовалась, вероятно, первая в истории Ассирийская империя (VIII—VII вв. до н. э.), созданная ассирийцами, завоевавшими в первом тысячелетии до н. э. Двуречье. Столицей нового государства становится Ниневия.Ассирийские войска часто совершали грабительские набеги на территории Аравии, Малой Азии и Армянского нагорья. Несметные богатства покоренных народов стекались в главные города Ассирии — Ашшур, Кальху, Ниневию. Постоянное общение с разными народами, вливание культур завоеванных стран привели к тому, что ассирийское искусство изначально было эклектическим, н постепенно из разнородных элементов сложилось своеобразное искусство. Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. В результате более поздней перестройки эти города приобрели регулярную структуру перпендикулярно пересекающихся улиц. Правители следили за соблюдением правил городской застройки. Дворец правителя занимал господствующее положение. Он или располагался в центре города, или включался в систему городских оборонительных сооружений. Ниневия была окружена прочными стенами около 33 м высотой и несколько метров шириной по верху с 1500 башнями.Сохранился указ о планировке Ниневии, выданный царем Синаххерибом, согласно которому ширина главной улицы города, по которой проходили процессии и парады, составляла 52 локтя (ок. 26 м). Нарушителю грозила смертная казнь - насаживание на кол на крыше собственного дома, стены которого выступили за пределы регламентированной ширины улицы.Как и в Древнем Двуречье, жилые дома возводились из сырцовых кирпичей, прямоугольные в плане, с плоской крышей. В культовом ансамбле древних ассирийских городов важную роль играл зиккурат, заимствованный у шумерийцев, но более геометризированный, по сравнению с южными. Обычно ассирийский зиккурат строили семиярусным (в древности 7 полагали магическим числом). В одном городе могло быть несколько зиккуратов, посвященным разным божествам, иногда возводили сдвоенные зиккураты (храм Ану и Адада в Ашшуре, относящийся к XI в. до н.э.). Как и в городах-государствах Древнего Двуречья, в Ассирийском царстве распространились и "нижние" храмы.Образцом для большого числа ассирийских дворцов и храмов был хеттский тип зданий "бит-хилани". Бит-хилани - это отдельный жилой дом, включающий несколько комнат, расположенных друг за другом, с широким главным залом. Фасад оформлен двумя башнями, между которыми размещалась открытая терраса, кровля которой опиралась на 2-4 круглых деревянных столба.Благодаря археологическим исследованиям в Ашшуре, проведенных В. Андре, мы можем видеть реконструкцию архитектурного облика этого великолепного города в VIII-VII вв. до н.э.Городская стена, с зубцами по верхнему краю, была сложена из сырцового кирпича, и достигала в высоту 15-18 м и ок. 6 м в толщину. В фундамент стен были уложены крупные каменные глыбы. Наружная часть стен была полностью покрыта глиняной обмазкой, сверху тянулись зубцы из поливных кирпичей. На внешней стороне стены примерно каждые 20 м были сооружены башни-контрфорсы. Наружные ворота крепости с двух сторон окружали башни, за ними располагалось вытянутое помещение внутренних ворот с несколькими отсеками. В Ашшуре, судя по всему, было три башни-зиккурата - зиккурат главного божества города Ашшура и двойной храм Ану и Адада (XI в. до н.э.). В Месопотамии, где часто происходили наводнения, строительство велось на насыпных террасах. В середине XIX в. французским археологом Ботта была раскопана древняя столица Дур-Шаррукин с грандиозным дворцовым комплексом, бывшая летняя резиденция царя Саргона II (VII вв. до н. э.), возведенная на искусственной огромной по площади платформе. Руины этого города, окруженного крепостными стенами, дают представление о характере ассирийской архитектуры.В северной Месопотамии в Тиль-Барсибе (соврем. Телль-Ахмар) находился дворец ассирийского наместника, напоминавший дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Он также был возведен на высоком холме. Во дворце располагалось множество обширных внутренних дворов и больших залов (наибольший из них - 60 х 25 м). Также была устроена сложная дренажная и канализационная система, имелись ванные. Парадные залы были декорированы искусными настенными росписями, в основном батальными и охотничьими сценами с участием царя, Для росписей использовались синяя, красная, черная краски по белому фону. По живости изображения эти росписи относят к числу лучших памятников ассирийского искусства. Стены во дворцах ассирийских царей украшали золотом и эмалями, а также высеченными на тонких алебастровых плитах бесконечными рядами рельефов и клинописи, описывавшими победы царя. Подобно летописям, они повествуют о войнах и сражениях, осаде городов и казнях пленников. Видное место занимают религиозные церемонии и эпизоды охоты. И всюду главным героем выступает ассирийский царь. Стремление прославить его могущество и доблесть определяет круг сюжетов, которые привлекают внимание скульпторов. На плоских крышах дворцов устраивались сады. Для Сирии и Малой Азии, в отличие от шумерско-вавилонской традиции, типично введение в архитектуру элементов монументальной скульптуры и рельефа, именно ассирийские мастера начали применять облицовку рельефами внутренних помещений, и не только по низу стен, как у хеттов, а также используют большие по размеру тематические панно (батальные сцены, царская охота). Причем ассирийскому искусству характерно изображение идеализированного и обобщенного изображения царя-победителя, как в статуях, так и в рельефах. Однако тщательно прорабатывались отдельные детали - мускулатура, прическа, одеяние, украшения, оружие.Развитая строительная техника Ассирии и Нового Вавилона основывалась на традициях древней Месопотамии и на опыте соседних стран хеттов, урартов и других, близких по условиям климата и наличию строительных материалов. От них ассирийцы научились обработке и применению камня, который употребляли экономно, в основном для фундаментов и цоколей, вымосток и облицовок, но основным материалом оставался кирпич-сырец. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, при строительстве дворцов, храмов и особо ответственных оборонных сооружений. Как и в древнейшей Месопотамии, в качестве вяжущего материала ассирийцы и вавилоняне пользовались битумом; применялись известь и гипс.Сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки - одна из важнейших черт ассиро-вавилонского строительного искусства. Тщательно отесанные каменные квадры перевязывались с сырцовой кладкой. Каменные стены покрывались рельефом, также широко применялась штукатурка из смеси извести и гипса, а также глиняная орнаментация и различные виды керамической облицовки, развивавшей приемы древнейшей Месопотамии.В Ассирии и Новом Вавилоне продолжают развитие и месопотамские арочно-сводчатые конструкции, возводимые бескружальной техникой (без использования опалубки). Сводами перекрывали пролеты сравнительно небольших размеров. Основным видом перекрытия жилых помещений оставались деревянные балочные настилы.
Персия — первая из стран Востока,
испытывающая воздействие культур
Египта и Ассирии. Персия представляет
собою ряд глинистых
Оригинальной чертой персидской архитектуры
является то широкое распространение,
которое приобретает
В истории персидского
СВОДЫ
Коробовые своды. — Персидские коробовые своды разительно схожи с египетскими. У них одинаковы не только структура, но и профиль. Коробовые своды в Фирузабаде, обследованные Дьелафуа, сложены так же, как своды в Рамессеуме — из наклонных поперечных отрезков. И, как в Рамессеуме, их профиль похож на ручку корзины, построенную при помощи так называемого египетского треугольника (рисунок 81, А). Подобное совпадение говорит за то, что эта форма была занесена в Персию извне. По-видимому, Персия получила из Египта если не самый принцип построения свода, то во всяком случае его геометрическую форму.
Древнейшие памятники исторической Индии датируются IV столетием до н. э. Лишь в это время архитектурные конструкции были перенесены из дерева в камень,— вот почему даже и в последующие эпохи, до определенного момента, когда камень как строительный материал берет верх, количество памятников не столь велико.
В истории искусства
Индии мы имеем три основных периода.
Во-первых, период империи Маурья, большой
централизованной восточной деспотии.
Затем — эпоху Гупта, время
большой феодальной монархии, и, наконец,
период небольших национальных государств.
Все три периода не переходят
непосредственно один в другой, а
временные промежутки между ними
следует рассматривать как
Период Маурья — это время, когда удается под единой властью объединить почти все территории полуострова (конец IV — начало III вв. до н. э.). Буддизм, выгодный торговым слоям города, становится государственной религией. В это время создаются те архитектурные формы, которые, видоизменяясь, найдут себе применение впоследствии. Это, во-первых, ступа — положенное на циркульное основание полусферическое тело, увенчанное небольшим, прикрытым находящимися на шпиле зонтами павильоном, где помещается реликварий. Ступа охвачен концентрическим забором с четырьмя входами, ориентированными по странам света. Знамениты ступа в Санчи (III — I вв. до н. э.) и в Бархуте (IV — III вв. до н. э.). (Теперь все сохранившееся от оград ступа в Бархуте находится в Калькутском музее).
Другой архитектурной формой является чайтья — здание продолговатой формы, с закругляющейся противоположной от входа стороной (меньшей), перекрытое килевидной двускатной крышей. Внутри абсидального закругления чайтья помещается ступа, впоследствии — статуя Будды. Очень известны чайтья в Карли (I в. до н. э.), в Бхадже II в. до н. э.), в Бедсе (II в. до н. э.). Но все эти памятники дают образцы скальной архитектуры, являясь как бы повторениями в массиве скалы свободно стоящих строений, тогда как последние не сохранились.
Наконец, рядом
с этим существуют кельи и монастыри
— вихары исанхарамы, в которых
кельи располагаются покоем со входами
внутрь помещенного в середине двора.
Значительную роль играет колонна, часто
со сферической кампанулообразной
капителью, аналогичной базой и
в большинстве случаев
Представляя собой феодальную монархию, империя Гупта опиралась, однако, в значительной степени на торговые слои. Это блестящий период в истории страны, период расцвета придворной поэзии и эпоса в частности, время процветания изобразительных искусств и театра. При Гупта рядом с буддизмом мы находим брахманизм, который к концу периода и в последующие века все сильнее и сильнее вытесняет религию Будды.
Типы культовых зданий остаются теми же, но претерпевают некоторые видоизменения. Так, у ступа тело постепенно начинает вытягиваться и принимает форму цилиндра, увенчанного сферическим сегментом, заборы исчезают, заменяясь высокой платформой, имеющей лестницы, ориентированные по четырем координатам. Самое тело стула покрыто орнаментальными рельефами. Примером такого памятника может служить ступа Дхамек в Сарнатхе (VI в. н. э.).
Внутреннее устройство
чайтья и вихара остается тем же,
но сильно развивается декорация
здания. Перегруженность архитектурно-
Еще в период Гупта формируются типы брахманистских храмов; строго говоря, их два: шикхара — северный тип, и вимана — южный. В храмах обоих типов здание делится на три части: мантапам — крутую галерею, антарала — открывающийся за ней притвор и гарбха-гриха— самый храм. Гарбха-гриха увенчана перекрытием: на севере — высокого башнеобразного типа с выпуклыми ребрами, называемым шикхара; на юге — идущим уступами вимана (от этих частей и типы храмов получили свое название).
Архитектура КитаяРазвитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.
По-видимому, первые месопотамские жилища была сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Месопотамии нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Месопотамии, а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.
Характер и
система построения здания во все
периоды переднеазиатской архитектуры
остаются одни и те же, и все зависит
лишь от тех изменений, которые происходят
в социальной жизни. Для древнейшего
периода уже характерно применение
платформ, играющих роль фундамента здания.
Уже налицо основные формы культовых
строений — храм в таком виде,
как мы его встречали впоследствии,
и примыкающий к нему зиккурат—
башнеобразное сооружение, предназначенное,
как некоторые предполагают, для
культовых астрологических