Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:48, реферат
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся полное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.
Введение.........................................................................................................3
Часть 1. Исторические, типологические и функциональные особенности проектирования школ.
1. Классификация общеобразовательных школ........................................4
2. Размещение школ в населенных местах.................................................5
3. Архитектурно-планировочное решение и оборудование школьных зданий.......................................................................................................................6
4. Композиция школьных зданий................................................................9
5. Участок школы........................................................................................13
Часть 2. Энергосбережение в общеобразовательной школе...............14
Заключение..................................................................................................17
Список литературы.............................................................................
Рекреационные помещения следует проектировать в виде залов, что создает лучшие условия использования их для кружковых занятий, всевозможных подвижных и тихих игр, выставок и зрелищных мероприятий. Во всех случаях рекреации не должны иметь ширину менее 2.8 метра.
К вспомогательным помещениям
относятся вестибюль и
В группу служебных помещений входят учительская и комната учебных пособий, кабинет директора и заведующего учебной частью, канцелярия комната технического персонала и хозяйственная кладовая, в школах — интернатах к этой же группе относятся кабинет старшего воспитателя и комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала — у входа в школу.
Медицинский пункт в школе состоит из медицинской комнаты и кабинета зубного врача, в школе - интернате — из кабинета врача и зубного врача, процедурной и изолятора, включающего палаты для заболевших детей, изоляционные палаты с отдельным входом и санузлом, буфет — раздаточную, ванную и санитарный узел с умывальником в шлюзе.
Изолятор должен располагаться на первом этаже с отдельным входом. Кабинеты врачей и процедурная в школе интернате должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с изолятором.
В состав хозяйственных помещений школ — интернатов входят: кастелянская и комнаты для починки белья, одежды и обуви, кладовые для сезонной одежды и обуви, для индивидуального спортинвентаря. Эти помещения могут располагаться в подвалах.
Спальные комнаты следует проектировать, как правило, 8 — 10 мест для учащихся 1 -3 классов и на 4 -6 мест для учащихся 4 классов и выше. Для учащихся 1 - 3 классов за счет площади спальных помещений (по 0.5 метра квадратного на ученическое место) желательно выделять комнаты для игр при спальных комнатах. При планировке и оборудовании спальных комнат и веранд следует иметь в виду, что они кроме дневного и ночного сна предназначаются также для индивидуальных занятий и отдыха, тихих игр, чтения и т. д.
Помещения школ и школ —
интернатов должны иметь непосредственное
естественное освещение. Допускается
освещение вторым светом коридоров,
не являющихся рекреационными помещениями,
умывален, а также раздевальных при
спортивных залах. Только искусственный
свет могут иметь актовые залы,
гардеробные, бельевые и душевые
для персонала столовых, коридоры
столовых, хозяйственные и инвентарные
кладовые, радиоузел и дикторская,
снарядные и душевые при
Интерьер школьного здания
представляет собой сложную пространственную
систему, состоящую из большого числа
различных по назначению помещений:
классов, кабинетов и лабораторий,
рекреационных залов, вестибюлей и
гардероба, крупных помещений столовой,
актового и гимнастических залов, многочисленных
подсобных и обслуживающих
4. Композиция школьных зданий
Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая организация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.
Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных кабинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная.
Учебная секция должна иметь
хорошую связь с общешкольными
учебными и вспомогательными помещениями
и достаточную изоляцию от учебных
секций других возрастных групп. В школе
интернате следует
Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.
Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим разнообразием.
В настоящее время в
отечественной практике наиболее распространена
четырехклассная секция с односторонним
расположением классов и
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе обучения в старших классах.
В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций:
В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.
В зависимости от вместимости
и общей планировочной
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы
большей вместимости часто
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), увеличение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педагогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение
Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными группами школьных помещений.
По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строительства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.
Блокированные школьные здания,
являющиеся в настоящее время
наиболее распространенными, состоят
из ряда отдельных корпусов — блоков
(учебных, учебно — жилых, зальных
и др.) связанных между собой
теплыми перехоами или
Достоинством этой композиции является возможность:
Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов и т. д.
Таким образом, современное
школьное здание представляет собой, как
правило, сложную, развитую объемно
— пространственную структуру, которая
должна обеспечить как оптимальные
функционально —
5. Участок школы.
Участок школы и школы
— интерната имеет важнейшее
значение для проведения нормальной
учебно — воспитательной и оздоровительной
работы со школьниками, и поэтому
его планировке и благоустройству
следует уделять большое