Проектирование школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:48, реферат

Описание работы

Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся полное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Часть 1. Исторические, типологические и функциональные особенности проектирования школ.
1. Классификация общеобразовательных школ........................................4
2. Размещение школ в населенных местах.................................................5
3. Архитектурно-планировочное решение и оборудование школьных зданий.......................................................................................................................6
4. Композиция школьных зданий................................................................9
5. Участок школы........................................................................................13
Часть 2. Энергосбережение в общеобразовательной школе...............14
Заключение..................................................................................................17
Список литературы.............................................................................

Файлы: 1 файл

ГАОУ АО ВПО.docx

— 40.15 Кб (Скачать файл)

Рекреационные помещения  следует проектировать в виде залов, что создает лучшие условия  использования их для кружковых  занятий, всевозможных подвижных и  тихих игр, выставок и зрелищных  мероприятий. Во всех случаях рекреации  не должны иметь ширину менее 2.8 метра.

К вспомогательным помещениям относятся вестибюль и гардероб, а в школах — интернатах, кроме  того, сушилки для одежды и комнаты  для чистки одежды и обуви. В зависимости  от принятого планировочного решения  вестибюли и гардеробы проектируют  централизованными или раздельными  для учащихся младшего, среднего, и  старшего возраста. В отечественной  и особенно зарубежной практике широко экспериментируется устройство гардеробов поэтажных при рекреации и  даже по классам.

В группу служебных помещений  входят учительская и комната  учебных пособий, кабинет директора  и заведующего учебной частью, канцелярия комната технического персонала  и хозяйственная кладовая, в школах — интернатах к этой же группе относятся  кабинет старшего воспитателя и  комнаты дежурных воспитателей. Канцелярия и кабинет директора должны располагаться  на первом этаже, желательно вблизи вестибюля, комната технического персонала  — у входа в школу.

Медицинский пункт в школе  состоит из медицинской комнаты  и кабинета зубного врача, в школе - интернате — из кабинета врача  и зубного врача, процедурной  и изолятора, включающего палаты для заболевших детей, изоляционные палаты с отдельным входом и санузлом, буфет — раздаточную, ванную и  санитарный узел с умывальником в  шлюзе.

Изолятор должен располагаться  на первом этаже с отдельным входом. Кабинеты врачей и процедурная в  школе интернате должны быть смежными и иметь сообщение как с  группой спальных помещений, так  и с изолятором.

В состав хозяйственных помещений  школ — интернатов входят: кастелянская и комнаты для починки белья, одежды и обуви, кладовые для сезонной одежды и обуви, для индивидуального  спортинвентаря. Эти помещения могут  располагаться в подвалах.

Спальные комнаты следует  проектировать, как правило, 8 — 10 мест для учащихся 1 -3 классов и на 4 -6 мест для учащихся 4 классов и  выше. Для учащихся 1 - 3 классов за счет площади спальных помещений (по 0.5 метра квадратного на ученическое  место) желательно выделять комнаты  для игр при спальных комнатах. При планировке и оборудовании спальных комнат и веранд следует иметь  в виду, что они кроме дневного и ночного сна предназначаются  также для индивидуальных занятий  и отдыха, тихих игр, чтения и т. д.

Помещения школ и школ —  интернатов должны иметь непосредственное естественное освещение. Допускается  освещение вторым светом коридоров, не являющихся рекреационными помещениями, умывален, а также раздевальных при  спортивных залах. Только искусственный  свет могут иметь актовые залы, гардеробные, бельевые и душевые  для персонала столовых, коридоры столовых, хозяйственные и инвентарные  кладовые, радиоузел и дикторская, снарядные и душевые при спортивных залах. Направленность основного светового  потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащихся. Допускается устройство дополнительных световых проемов справа и сзади, а также устройство дополнительного  верхнего света.

Интерьер школьного здания представляет собой сложную пространственную систему, состоящую из большого числа  различных по назначению помещений: классов, кабинетов и лабораторий, рекреационных залов, вестибюлей и  гардероба, крупных помещений столовой, актового и гимнастических залов, многочисленных подсобных и обслуживающих помещений. Важную роль в решении интерьера  играет организация движения учащихся в школе и развитие пространства, применение осветительной арматуры, мебели, оборудования, использование  фактуры и цвета отделочных материалов.

 

4. Композиция  школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая  организация коллектива учащихся и  группировка помещений по их функциональному  назначению.

Ступенчатая организация  коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:

  • разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных особенностей и развития индивидуальных способностей,
  • объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы  является класс, в котором должны быть созданы все необходимые  условия для нормального учебно — воспитательного процесса и  гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой возрастной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных  ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гардеробная.

Учебная секция должна иметь  хорошую связь с общешкольными  учебными и вспомогательными помещениями  и достаточную изоляцию от учебных  секций других возрастных групп. В школе  интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или  учебно — жилые секции (учебные  секции, дополненные спальными помещениями).

Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в  блоки помещений для учащегося  младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в  состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному  назначению в группы:

  • общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
  • учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой работы,
  • помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения административно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими  на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим  раз­нообразием.

В настоящее время в  отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним  расположением классов и зальной  рекреацией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для  младшего и среднего возраста.

Для старшего возраста более  приемлема учебная секция с односторонним  расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответствует кабинетной системе  обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учебных секций:

  • класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для младших школьников,
  • секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьников,
  • классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаимного  расположения учебных секций оптимальной  является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону  горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьного здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учебных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различно ориентированных участках.

В зависимости от вместимости  и общей планировочной структуры  школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах  с высокой плотностью населения  и на затесненных участках допускается  строительство четырехэтажных школьных зданий), спальные корпуса школ —  интернатов — до четырех этажей.

В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтажными, одно и двухкомплектных  средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные  — трех, четырехэтажными.

Школьные здания и комплексы  большей вместимости часто имеют  смешанную этажность: учебные блоки  младших классов — двухэтажные, средних классов — трехэтажные, старших — четырехэтажные.

Это отражает дифференцированный подход к определению этажности  в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.

В связи с тем что  в нашей практике в школьном строительстве  применяются, как правило, тяжелые  капитальные конструкции (кирпич, сборный  железобетон), увеличение этажности  обеспечивает большую экономичность  в строительстве. В то же время  снижение этажности позволяет создать  лучшие условия для учащихся и  педагогов, облегчить связи с  участком.

Однако улучшение функционально  — технологических качеств школьных зданий при снижении этажности имеет  свои пределы: в определенных условиях коммуникации в малоэтажных зданиях  большей вместимости могут чрезмерно  удлинится. Нахождение оптимального решения  во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении  этажности зданий школ и школ —  интернатов.

Существенным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи  между отдельными функциональными  груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:

  • централизованные,
  • блокированные,
  • павильонные.

Здание школы или школы  — интерната централизованного  типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой  корпус, к которому могут примыкать  зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных  для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции —  экономичность в строительстве  и эксплуатации, минимальная площадь  охлаждения, компактность и небольшая  площадь застройки (что весьма существенно  при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между  отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время  наиболее распространенными, состоят  из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учебно — жилых, зальных  и др.) связанных между собой  теплыми перехоами или непосредственно  примыкающих друг к другу. Такая  композиция обычно применяется при  проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства  в средней полосе (II и III строительно  — климатические районы), а также  зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Достоинством этой композиции является возможность:

  • хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педагогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно коротких связей между отдельными группами помещений,
  • обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органически присущее ей планировочно — конструктивное решение,
  • добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей композиции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных  сейсмических районах и районах  с крутопадающим рельефом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и  отрицательные качества:

  • положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов и т. п.,
  • отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства  встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокированной  композиции в отдельные павильоны  выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов  и т. д.

Таким образом, современное  школьное здание представляет собой, как  правило, сложную, развитую объемно  — пространственную структуру, которая  должна обеспечить как оптимальные  функционально — технологические  качества, так и архитектурно —  художественную выразительность здания.

 

5. Участок  школы.

Участок школы и школы  — интерната имеет важнейшее  значение для проведения нормальной учебно — воспитательной и оздоровительной  работы со школьниками, и поэтому  его планировке и благоустройству  следует уделять большое внимание.

Информация о работе Проектирование школ