Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 23:48, реферат
Описание работы
Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».
Содержание работы
Введение История Достижения в архитектуре, предшествовавшие появлению Романского стиля Каролингское возрождение Оттоновское искусство Оценка общего фона. Комплексы, ансамбли, архитекторы Объекты, города, комплексы, строительные материалы, приемы, конструкции Строительные приемы, тектоника. Здания и архитектурные комплексы. Архитектура романского стиля в странах Европы Франция Нормандия Англия Испания Италия Принципы объемно-пространственной композиции Детали декора Интерьер Характерные черты Цветовая гамма Материалы Мебель Основные представители романской архитектуры. Заключение Приложения Список литературы Список иллюстраций
«Оттоновское
искусство» – искусство «Священной
Римской империи» 10 – 11 вв. Название происходит
от династии, основанной Оттоном Великим.
Об этом периоде известно в основном по
изобразительному и прикладному искусству.
На церковную архитектуру Оттоновского
искусства оказал большое влияние каролингский
стиль: базилики строились с восточным
и западным хорами и трансептами или с
тщательно разработанной западной апсидой,
украшались мозаиками и фресками. Башни
и массивные стены с маленькими окнами
делали эти базилики похожими на крепости.
Оттоновское искусство оказало значительное
влияние на все европейское искусство
и явилось основой для романского стиля.
Это
краткий период (в конце Х в.) подъёма культурной
жизни в Германии при императорах Саксонской
династии — Оттонах. При дворе Оттона
I возродилась Академия, где собирались
просвещённые люди. Здесь развивалась
литературная деятельность, переписывались
рукописи, предпринимались попытки распространения
знания классической латыни и римской
литературы. При дворе и некоторых соборах
возникли школы. Среди учителей этих школ
особенно выделялся учёный монах Герберт
(950—1003) — человек незнатного происхождения,
один из образованнейших людей эпохи:
философ, математик, музыкант, астроном.
Он оставил ряд математических, философских,
литературных и исторических сочинений,
был учителем Оттона III, архиепископом;
в 999 г. император возвёл Герберта на папский
престол под именем Сильвестра II (999—1003).
Образование
распространилось не только среди клириков,
но и среди мирян, причём его могли получить
и мальчики, и девочки. Многие знатные
дамы говорили и читали на латыни и славились
своей учёностью. Наиболее известной поэтессой
была Хросвита Гандерсгеймская (вторая
половина X века). При Оттоне II, женатом
на византийской принцессе Феофано, усилилось
греческое влияние. Особую пышность и
утончённость приобрёл быт двора и феодалов.
Для «Оттоновского Возрождения» характерно
усиление культурных связей с Византией.
Это особенно сказалось на расцвете книжного
дела и миниатюристики, главным центром
которых стал монастырь Райхенау.
Это
было возрождением во всех возможных смыслах,
кроме согласованной попытки возродить
античность. Пропитанное религиозным
пылом клюнийской реформы, оно провозглашало
христоцентрическую направленность духовной
энергии, глубоко чуждую универсалистской
установке, которая во времена Карла Великого
и Карла Лысого пыталась перекинуть мост
через пропасть, разделявшую «эру, подчинённую
Благодати», от «эры, подчинённой Закону»,
а последнюю от «эры до закона».
Оценка общего
фона. Комплексы, ансамбли, архитекторы
Принципы
архитектуры романского периода получили
наиболее последовательное и чистое выражение
в культовых комплексах. Главным монастырским
зданием была церковь; рядом с ней помещался
внутренний дворик, окруженный открытыми
колоннадами. Вокруг располагались дом
настоятеля монастыря (аббата), спальня
для монахов (так называемый дормиторий),
трапезная, кухня, винодельня, пивоварня,
хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения
для работников, дом врача, жилища и специальная
кухня для паломников, училище, больница,
кладбище.
Храмы,
типичные для романского стиля, чаще всего
развивают старую базиликальную форму.
Романская базилика — трехнефное (реже
пятинефное) продольное помещение, пересекаемое
одним, а иногда и двумя трансептами. В
ряде архитектурных школ получила дальнейшее
усложнение и обогащение восточная часть
церкви: хор, завершаемый выступом абсиды,
окруженный радиально расходящимися капеллами
(так называемый венок капелл). В некоторых
странах, главным образом во Франции, разрабатывается
хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются
за трансептом и огибают алтарную абсиду.
Такая планировка позволяла регулировать
потоки паломников, поклонявшихся выставленным
в абсиде реликвиям.
Следует
подчеркнуть, что феодальная раздробленность,
слабое развитие обмена, относительная
замкнутость культурной жизни и устойчивость
местных строительных традиций определили
большое разнообразие романских архитектурных
школ.
В
романских церквах четко разделяются
отдельные пространственные зоны: нартекс,
т. е. притвор, продольный корпус базилики
с его богатой и детальной разработкой,
трансепты, восточная абсида, капеллы.
Такая планировка вполне логично продолжала
мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских
базилик, начиная с собора св. Петра: если
языческий храм считался жилищем божества,
то христианские церкви стали домом верующих,
построенным для коллектива людей. Но
этот коллектив не был единым. Священнослужители
были резко противопоставлены «грешным»
мирянам и занимали хор, то есть находящуюся
за трансептом ближнюю к алтарю, более
почетную часть храма. Да и в части, отведенной
мирянам, выделялись места для феодальной
знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое
значение различных групп населения перед
лицом божества, их разное место в иерархической
структуре феодального общества. Но в
храмах романского времени было и более
широкое идейно-эстетическое содержание.
В строительном и в художественном отношении
они представляли важный шаг вперед в
развитии средневекового зодчества и
отражали общий подъем производительных
сил, культуры и человеческих знаний. Более
совершенная техника обработки камня,
ясное понимание архитектурного целого,
продуманная система пропорций, осознание
художественных возможностей, заложенных
в строительной конструкции,— все это
отличало романское зодчество от сооружений
предшествовавшего периода. В романской
архитектуре, вопреки ложным религиозным
иллюзиям, наглядно воплотились и суровая
сила духовного мира людей того времени
и представление о мощи человеческого
труда, борющегося с природой.
При
постройке церквей наиболее трудной была
проблема освещения и перекрытия главного
нефа, так как последний был и шире и выше
боковых. Различные школы романской архитектуры
решали эту проблему по-разному. Проще
всего было сохранение деревянных перекрытий
по образцу раннехристианских базилик.
Кровля на стропилах была относительно
легкой, не вызывала бокового распора
и не требовала мощных стен; это давало
возможность расположить под кровлей
ярус окон. Так строили во многих местах
Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской
школе во Франции.
Однако
преимущества деревянных перекрытий не
остановили зодчих в поисках других решений.
Для романского стиля характерны перекрытия
главного нефа массивным сводом из клинчатых
камней. Такое нововведение создавало
новые художественные возможности.
Раньше
всего появился, видимо, цилиндрический
свод, иногда с подпружными арками в главном
нефе. Распор его снимался не только массивными
стенами, но и креотовыми сводами в боковых
нефах. Так как у зодчих раннего периода
не было опыта и уверенности в своих силах,
то средний неф строили узким, относительно
невысоким; не решались также ослабить
стены широкими оконными проемами. Поэтому
ранние романские церкви внутри темны.
С
течением времени средние нефы стали делать
выше, своды приобретали слегка стрельчатые
очертания, под сводами появлялся ярус
окон. Впервые это произошло, вероятно,
в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.
Для
интерьера многих романских церквей типично
ясное членение стены среднего нефа на
три яруса (рис. на стр. 236). Первый ярус
занимают полуциркульные арки, отделяющие
главный неф от боковых. Над арками тянется
гладь стены, предоставляющая достаточное
место для живописи или же декоративной
аркады на колонках — так называемого
трифорня. Наконец, окна образуют верхний
ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное
завершение, то боковая стена среднего
нефа представляла собой три яруса аркад
(арки нефа, арки три-фория, арки окон),
данных в четком ритмическом чередовании
и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Приземистые арки нефа сменялись более
стройной аркадой трифория, а та, в свою
очередь,— редко расположенными арками
высоких окон.
Часто
второй ярус образуется не трифорием,
а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся
в главный неф галлереи, размещенной над
сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал
или из центрального нефа, или, чаще, из
окон в наружных стенах бокового нефа,
к которым и примыкали эмпоры.
Зрительное
впечатление от внутреннего пространства
романских церквей определялось простыми
и ясными числовыми отношениями между
шириною главного и боковых нефов. В некоторых
случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное
представление о масштабах интерьера
путем искусственного перспективного
сокращения: уменьшали ширину арочных
пролетов по мере их удаления к восточной
части церкви (например, в церкви Сен Трофим
в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.
Для
внешнего вида романских церквей характерны
массивность и геометричность архитектурных
форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр,
конус, пирамида). Стены строго изолируют
внутреннее пространство от окружающей
среды. В то же время всегда можно подметить
усилия зодчих возможно более правдиво
выразить во внешнем облике внутреннюю
структуру церкви; снаружи обычно отчетливо
различаются не только разная высота главного
и боковых нефов, но и деление пространства
на отдельные ячейки. Так. столбам-устоям,
членящим интерьер нефов, соответствуют
контрфорсы, приставленные к наружным
стенам. Суровая правдивость и ясность
архитектурных форм, пафос их незыблемой
устойчивости составляют главное художественное
достоинство романского зодчества.
В
11 —12 столетиях одновременно с архитектурой
и в тесной связи с ней развивалась монументальная
живопись'и возродилась монументальная
скульптура после нескольких веков почти
полного его забвения. Изобразительное
искусство романского периода было почти
целиком подчинено религиозному мировоззрению.
Отсюда его символический характер, условность
приемов и стилизация форм. В изображении
человеческой фигуры пропорции часто
нарушались, складки одеяний трактовались
произвольно, независимо от реальной пластики
тела.
Однако
как в живописи, так и в скульптуре наряду
с подчеркнуто плоскостным декоративным
восприятием фигуры широкое распространение
получали изображения, в которых мастера
передавали материальную весомость и
объемность человеческого тела,— правда,
в схематичных и условных формах. Фигуры
типично романской композиции находятся
в пространстве, лишенном глубины; нет
ощущения расстояния между ними. Бросается
в глаза их разномасштабность, причем
размеры зависят от иерархической значимости
того, кто изображен: так, фигуры Христа
намного выше фигур ангелов и апостолов;
те, в свою очередь, крупнее изображений
простых смертных. Кроме того, трактовка
фигур находится в прямой зависимости
от членений и форм самой архитектуры.
Фигуры, помещенные в середине тимпана,
крупнее находящихся по углам; статуи
на фризах обычно приземисты, а у статуй,
расположенных на столбах и колоннах,
пропорции удлиненные. Такое приспособление
пропорций тела, способствуя большей слитности
архитектуры, скульптуры и живописи, вместе
с тем ограничивало образные возможности
искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного
характера рассказ ограничивался лишь
самым существенным. Соотношение действующих
лиц и места действия рассчитано не на
создание реального образа, а на схематическое
обозначение отдельных эпизодов, сближение
и сопоставление которых часто носит символический
характер. В соответствии с этим разновременные
эпизоды помещали бок о бок, часто в одной
композиции, а место действия давалось
условно. Романскому искусству присуща
подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Эти характернейшие черты романского
изобразительного искусства часто приводили
к утрировке жеста. Но в рамках средневековой
условности искусства неожиданно появлялись
и верно схваченные живые детали — своеобразный
поворот фигуры, характерный тип лица,
иногда бытовой мотив. Во второстепенных
частях композиции, где требования иконографии
не сковывали инициативу художника, таких
наивно реалистических деталей довольно
много. Однако эти непосредственные проявления
реализма носят частный характер. В основном
в искусстве романского периода господствует
любовь ко всему фантастическому, часто
сумрачному, чудовищному. Она проявляется
и в выборе сюжетов, например в распространенности
сцен, заимствованных из цикла трагических
видений Апокалипсиса. В области монументальной
живописи фреска преобладала всюду, за
исключением Италии, где сохранялись и
традиции мозаичного искусства. Широко
распространена была книжная миниатюра,
отличавшаяся высокими декоративными
качествами. Важное место занимала скульптура,
в особенности рельеф. Основным материалом
скульптуры был камень, в Центральной
Европе — преимущественно местный песчаник,
в Италии и некоторых других южных областях
— мрамор. Литье из бронзы, скульптура
из дерева и стука также применялись, но
далеко не повсеместно. Произведения из
дерева, стука и камня, не исключая монументальной
скульптуры на фасадах церквей, обычно
раскрашивались. О характере раскраски
судить довольно трудно вследствие скудости
источников и почти полного исчезновения
первоначальной раскраски сохранившихся
памятников. Некоторое представление
о впечатлении, производимом такой раскраской,
дает скульптурная капитель из Иссуара,
изображающая тайную вечерю.
В
романский период исключительную роль
играло орнаментальное искусство с чрезвычайным
богатством мотивов. Его источники весьма
разнообразны: наследие «варваров», античность,
Византия, Иран и даже Дальний Восток.
Проводниками заимствованных форм служили
привозные изделия прикладного искусства
и миниатюра. Особенной любовью пользовались
изображения всевозможных фантастических
существ, в которых на все лады сочетаются
человеческие формы с образами животного
мира. В тревожности стиля и динамичности
форм этого искусства явственно чувствуются
пережитки народных представлений эпохи
«варварства» с его примитивным мироощущением.
Однако в романский период Эти мотивы
как бы растворялись в величавой торжественности
архитектурного целого. Известное развитие
подучили и художественные ремесла, хотя
их подлинный расцвет относится к готическому
времени.
Романская
монументальная скульптура, фресковая
живопись и в особенности архитектура
сыграли важную прогрессивную роль в развитии
западноевропейского искусства, подготовили
переход к более высокой ступени средневековой
художественной культуры — к искусству
готики. Вместе с тем суровая экспрессия
и простая, монументальная выразительность
романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного
синтеза определяют и неповторимость
вклада романского искусства в художественную
культуру человечества.
Объекты, города,
комплексы, строительные материалы, приемы,
конструкции.
Строительные
приемы, тектоника.
Деревянные
перекрытия ранних базилик разрушались
из-за частых пожаров, поэтому их замена
сводчатыми конструкциями являлась одной
из насущных задач совершенствования
строительства. В перекрытии главного
нефа на смену деревянной конструкции
приходят цилиндрические своды. Крестовые
своды использовались главным образом
в боковых нефах и лишь с начала ХII в. они
начинают применяться для перекрытия
главного пролета. Как и в Византии, романский
крестовый свод почти всегда делается
вспарушенным, что придает ему большую
жесткость. Купола, иногда возводимые
на пересечении главного нефа и трансепта,
опирались на четырехгранное основание
с помощью парусов или тромпов.
С
переходом к цилиндрическим сводам массив
стеновых опор стал резко возрастать.
Важным шагом в преобразовании конструктивной
системы было сосредоточение усилий с
помощью крестовых сводов и подпружных
арок в отдельных точках и расчленение
стены на собственно стену и столбы - контрфорсы,
устанавливаемые в местах наибольшего
действия распорных усилий. Эта конструктивная
схема явилась основным итогом развития
романского зодчества и стала основной
для развития готической системы.