Романская архитектура: Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 23:48, реферат

Описание работы

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Содержание работы

Введение
История
Достижения в архитектуре, предшествовавшие появлению Романского стиля
Каролингское возрождение
Оттоновское искусство
Оценка общего фона. Комплексы, ансамбли, архитекторы
Объекты, города, комплексы, строительные материалы, приемы, конструкции
Строительные приемы, тектоника.
Здания и архитектурные комплексы.
Архитектура романского стиля в странах Европы
Франция
Нормандия
Англия
Испания
Италия
Принципы объемно-пространственной композиции
Детали декора
Интерьер
Характерные черты
Цветовая гамма
Материалы
Мебель
Основные представители романской архитектуры.
Заключение
Приложения
Список литературы
Список иллюстраций

Файлы: 1 файл

Романский стиль.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.

В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано. Церковь представляла собой пример фантастического синтеза высокочтимых памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху.

Нормандия. Принявшие христианство викинги норманны создали по обе стороны Ла-Манша государства с четкой организацией. Церковь аббатства Нотр-Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. В 1037 году было начато ее строительство, и 30 лет спустя она была освящена Вильгельмом завоевателем после его триумфального возвращения из побежденной Англии. Для впечатляющего западного фасада были применены обычные в начале 11 века в Германии парные башни, завершения которых имели оригинальную октогональную форму. Высоких неф интересен характерной сменой опор в парном ритме: цилиндрические пилоны чередуются в многосоставными столбами, проецирующимися на стену с виде лопаток.

Более поздние романские и готические церкви перекрывались каменными сводами, покоившимися на таких сложных опорах, но в это время еще не существовало решений для проблем, возникающих при высоких каменных сводах. Потолки в Жюмьеже имели деревянную конструкцию. В поперечном нефе мы впервые видим типично норманнскую кладку из двух рядов камней. Здесь стена настолько массивна, что образует самостоятельное строительное сооружение с первым этажом аркад и широкими внутренними хорами над ним.

Несколько позднее возникли две аббатские церкви с более сильным давлением: Санте-Трините, начатая в 1062 году церковь женского монастыря, и Сен-Этьен, более роскошная церковь мужского аббатства, начатая тоже в 60-е годах. В то время как нефы обеих церквей первоначально имели плоские деревянные потолки, которые около 1105 – 1115 гг. были заменены на каменные своды, в алтарном помещении церкви Санте-Трините, вероятно, уже в 80-е годы 11 века был установлен большой двухпролетный крестовый свод. При этом речь идет о самом раннем европейском примере крестового свода, перекрывающем такое широкое помещение.

Вероятно, его можно сравнить с крестовым сводом Шпейерского собора, заменившим деревянный потолок над средним нефом около 1082 – 1106 гг. Характерной особенностью романских церквей являлось усиление сводов подпружными арками, разделяющими каждый пролет нефа.

 

 Англия. Похоже, что в конце 11 века инициатива в строительстве сводов довольно неожиданно перешла к Англии, где норманнский стиль был введен королем Эдуардом Исповедников в Вестминстерском аббатстве даже еще до завоевания Англии норманнами.

Политика созидания вместо разрушения, которую норманны вели после завоевания 1066 года, без сомнения, была беспримерной по масштабам и эффективности. Типами зданий, которые норманны изобрели в качестве символов нового культурного и политического единства, были церковь и замок.

На примере Вестминстерского аббатства с тремя апсидами на востоке, парными башнями на западе и башней средокрестия, становится ясно, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, даже если бы не случилось завоевания. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Перечень новых крупных только в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский, Уинчестерский соборы (Рисунок 3), а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Эти церкви были частично перестроены в позднем Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.

Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.

Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 - 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.

Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Белая башня Тауэра является первым тому примером. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Вильгельм приказал построить башню – в плане прямоугольник – на Темзе, практически с внутренней стороны существующей римской городской стены Лондона. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Для того чтобы оценить впечатление, производимое этим зданием на саксонскую Англию, необходимо учитывать, что ко времени норманнского завоевания в стране, вероятно, имелось очень немного каменных строений. Эта трехэтажная башня со стенами, которые в основании имели толщину 3,6 метра, должно быть являлась самым впечатляющим сооружениям Англии тех времен.

Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой скале над петлей реки. Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году; поскольку собор принадлежал к последним в ряду величественных соборов 11 века, архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли. Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи совершенно разными по форме, тем не менее, практически идентичны в визуальном восприятии. Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Возможно, этот собор является первым в Европе сооружением, предвосхитившем готический стиль.

Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии, с течением времени становился все более роскошным и декоративным, пока в 70-е годы 12 века не уступил место готическому стилю, причем первые готические формы появились в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей хорошо прослеживается на примере собора в Или, строительство которого было начато в 80-е годы 11 века. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля.

Испания. В 11 и 12 вв. христианское королевство на севере Испании в ходе борьбы против мавров смогли увеличить свою территорию более чем вдвое. На архитектуру Испании влияло наличие паломнических путей из Франции. На испанской стороне Пиренеев пути сходились в Пуэнте-ля-Рейна, а оттуда вела одна дорога в монастырь Сантьяго де Кампостела. Вера в то, что нем похоронен апостол Иаков, имела такую силу, что монастырь превратился в самое знаменитое из средневековых место паломничества после Рима и Иерусалима.

Внешний вид монастыря в Сантьяго (около 1075 – 1150) был изменен в эпоху барокко. Архитекторы, перестраивавшие церковь в 30-е годы 18 века, сохранили не только романское оформление интерьеров, также части и западного фасада, закрытого великолепным новым фасадом.

Воинственный дух испанского католицизма нигде не проявляется лучше, чем в укрепленной церкви с монастырем в Лоарре, которая могла служить крепостью, и датирована концом 11 века, а так же возведенной примерно в это же время городской стене Авилы.

Влияние мосарабской архитектуры и использование труда мусульманских ремесленников превращает испанский романский стиль в особо интересный предмет для изучения. В монастыре Санто Доминго де Силос (около 1085 – 1100), в котором находятся некоторые из самых знаменитых образцов испанской монументальной скульптуры, угловые пилоны украшены тонко сработанными рельефными пластинами по образцу романской резьбы по слоновой кости и мосарабских иллюминированных рукописей.

Старый собор Саламанки конца 12 века можно рассматривать как кульминацию развития испанской архитектуры романского стиля, Опирающийся на два этажа аркад монументальный купол имеет богатый наружный декор, он восьмиугольный, с выпуклым профилем и покрыт каменными пластинами с орнаментом в виде рыбьей чешуи. Несущие фронтоны и башенки с коническими крышами способствуют созданию жизнерадостного общего впечатления и сложной архитектурной полифонии.

Италия. Так же как и во Франции, архитектура романского стиля в различных регионах Италии отличается местным своеобразием. Борьба за власть между отдельными государствами, а так же между папой и императором препятствовала формированию единого стиля.

Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Он возник с освоением техники кирпичного строительства и под влиянием немецкой дворцовой архитектуры и французского романского стиля. Ломбардские архитекторы многое заимствовали из романской архитектуры Саксонии и Рейнской области. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Они часто имеют мощные фасады с аркадами, объединенными, единственным широким фронтоном, карликовые галереи под карнизом, ставшие характерным признаком ломбардского стиля, а так же порталы со свободными колоннами, стоящими на спинах статуй животных.

Города Флоренция, Пиза разработали очень жизнерадостные, неповторимые стили, которые невозможно ни с чем спутать. В Тоскане было легче достать камень и мрамор, подтверждением служит архитектура монументального восьмиугольного Флорентийского баптистерия. Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются типично флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Она резко отличается от романского стиля Северной Европы, который ориентирован на массу, вес и пластическую монументальность.

Тот же вид мраморной облицовки в сочетании с рядами открытых колоннад является особенностью мощного Пизанского собора (Рисунок 2). Представляют интерес аркады с античными римскими гранитными колоннами, привезенными сюда с Эльбы. Капители варьируются по стилю: от имперских римских до византийских, а стены украшены мраморными инкрустациями с римскими рельефами и надписями. Собор в сочетании с баптистерием 12 века, «Падающей башней» кладбищем Кампо Санто 13 века образует один из самых живописных ансамблей.

Принципы объемно-пространственной композиции

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания гармонируют с природным окружением, их компактные формы и четкие силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен суровой силы; в создании такого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами, а также башни, которые в романском стиле стали одним из элементов архитектурных композиций.

 

Детали декора

Старинные рыцарские замки с их романтической атмосферой - вот основные источники вдохновения для создания интерьера в романском стиле. Каждый декоративный элемент должен подчеркивать это особое настроение и быть словно изготовленным в ту славную эпоху. Характерно использование барельефов, деревянных вставок, больших зеркал, обрамленных позолоченными рамами. Отлично подойдут чучела животных, статуэтки из бронзы, декоративные рыцарские доспехи и коллекция оружия. Большой камин, массивная люстра и многочисленные подсвечники придадут уют и гармонично впишутся в общую картину. Интересной деталью интерьера, создающей нужный колорит, станет полукруглое декоративное окно на стене, похожее на элемент древней крепости. В качестве материала для штор необходимо выбирать тяжелые плотные ткани с богатой отделкой.

К обязательным составляющим интерьера в романском стиле можно отнести активное использование разноцветных витражей, которые можно применять в оформлении окон, межкомнатных дверей, и других элементов обстановки.

Информация о работе Романская архитектура: Италии