Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 23:48, реферат
Описание работы
Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».
Содержание работы
Введение История Достижения в архитектуре, предшествовавшие появлению Романского стиля Каролингское возрождение Оттоновское искусство Оценка общего фона. Комплексы, ансамбли, архитекторы Объекты, города, комплексы, строительные материалы, приемы, конструкции Строительные приемы, тектоника. Здания и архитектурные комплексы. Архитектура романского стиля в странах Европы Франция Нормандия Англия Испания Италия Принципы объемно-пространственной композиции Детали декора Интерьер Характерные черты Цветовая гамма Материалы Мебель Основные представители романской архитектуры. Заключение Приложения Список литературы Список иллюстраций
Неф
церкви состоит из двух ярусов: над аркадами
расположены галереи, а сверху – цилиндрический
свод, как в церквях на паломнических дорогах.
Разумеется, масштабы здесь другие, и тройные
проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн.
Ни в одной из четырех монастырских церквей
нет клирестория. В этих церквях отсутствует
вертикальное членение стен. В Сен Нектер,
самой древней из этой группы церквей,
полное отсутствие вертикального членения
стен можно было бы объяснить использованием
круглых столбов. Однако в Нотр-Дам в Клермон-Ферране
– квадратные столбы с тремя полукруглыми
полупилонами, но ни один из них не обращен
в центральный неф. Полупилоны встроены
только во вторую пару столбов с западной
стороны и заканчиваются на уровне галереи.
То же повторяется в Сент Остремуан и в
Сен Поль: в обеих церквях в центре нефа
стоит пара столбов с полупилонами, но
ни в одной нет поперечной арки под цилиндрическим
сводом. Создается впечатление, что в центральном
нефе вертикальное членение умышленно
не использовалось, хотя оно присутствует
в боковых. Возможно, зодчие пытались создать
особый пространственный эффект и поэтому
обратились к двум различным традициям,
вольно адаптировав их для собственных
архитектурных целей.
Принципы
строительства монастырских церквей в
Оверни очень своеобразны и лучше видны
во внешнем убранстве, чем в организации
интерьера. Алтарная апсида лишь слегка
возвышается над крышами деамбулатория
с капеллами и кажется поэтому приземистой.
Крыша крыльев трансепта находится на
той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект
скрещивающихся крыш в восточной области
нарушается выступающими центральными
травеями трансепта, образующими массивную
каменную массу, из которой вырастает
башня. Этот цельный блок стоит между хором
и нефом и доминирует в восточной области
храма. Его ступенчатость, кульминацией
которой становится центральная башня,
подчеркивается односкатными крышами.
Этот мотив встречается во всех четырех
церквях, как и смещение четырех радиальных
капелл относительно центральной оси.
Памятники
северных районов Франции более просты
и строги. Наиболее крупные сооружения
здесь обычно базиликальные, трехнефные,
двухъярусные, перекрытые цилиндрическим
сводом в главном нефе и крестовыми - в
боковых. Украшающий фасады мотив аркатуры
приобретает вертикальную устремленность,
предвосхищая характер декоративного
убранства готики (церковь Тринита в Кане,
1070 г.)
Церковь
с крестовыми сводами – Сент Этьенн в
Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический
деамбулаторий, который заменил алтарь
с эшелонированными капеллами. Строительство
церкви началось около 1060-1065 годов. Она
имеет массивный двухбашенный западный
фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным
строением и трансепт без боковых нефов,
который сохранился в первоначальном
виде. Строительство нефа началось после
1070 года. Впоследствии были возведены
шестичастные нервюрные своды и перестроен
клиресторий. Однако аркады были сохранены,
как и почти такие же большие проемы галереи
над ними. Сложные столбы центрального
нефа состоят из полупилонов и полуколонн
и образуют чередование «сильных» и «слабых»
опор. Полупилоны, которые прежде поднимались
почти до плоских перекрытий нефа, также
чередуются, но в настоящее время они доходят
только до границы свода.
Архитектурное
членение стены в области галереи и клирестория
сделало невозможным возведение цилиндрического
свода, но, с другой стороны, привнесло
своеобразные черты в интерьер храма.
Конечно, стена еще не обладала легкостью
последующей готической архитектуры,
но членение клирестория явилось большим
шагом в этом направлении. Центральный
неф и окончание алтаря теперь были хорошо
освещены, просторны, а арки, число которых
в верхней части собора возросло, лежали
на изящных колонках, подсвечиваясь сзади
потоками света.
Романские
храмы рейнской и особенно саксонской
школ отличаются особой массивностью
и простотой форм. Среди них выделяются
церковь Михаила (ХI в.) и церковь Годерхардта
(ХII в.) в Гильдесгейме, соборы в Шпейере
(ХI-ХII вв.), Майнце (ХI-ХIII вв.), Вормсе (ХI-ХIII
вв.) и др.
Собор
в Вормсе - базилика, перекрытая крестовыми
сводами. Каждому пролету центрального
нефа собора соответствуют два пролета
боковых нефов. Эта система, получившая
название связанной, в архитектуре Германии
имела особое распространение. Фасады
здания отличаются монументальной простотой
с четким выявлением в композиции внутренней
структуры. В сдержанном декоре господствует
мотив арки.
Полной
противоположностью суровой простоте
германских храмов были многие романские
постройки Италии, часто отличавшиеся
пластичностью и нарядной легкостью форм.
Здесь в наибольшей степени на архитектуру
воздействовало античное наследие. В разработке
фасадов и интерьеров применялись классические
формы (аркады, колоннады, античные детали
и т.п.), иногда использовался в облицовке
мрамор с орнаментальной инкрустацией
различных цветов, получили многообразную
разработку легкие арочные галереи и т.п.
Наряду с базиликальными зданиями (церковь
Сан Миниато во Флоренции, 1013 г.; собор
в Пизе, начат в 1063 г.) широкое распространение
получили центрические здания баптистериев
(баптистерий Сан-Джованни во Флоренции,
1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г.).
В
романскую эпоху формируются монастырские
комплексы, включавшие помимо храмов сакристии
(помещения для облачения духовенства),
трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные
дома, пекарни, конюшни и другие здания
и помещения. Все основные здания группировались
вокруг внутреннего двора - клуатра, обычно
примыкавшего к боковому фасаду церкви.
Монастырские комплексы оказывали прямое
воздействие и на градостроительную структуру,
особенно если они возводились на окраине
старых городов. Однако активное развитие
самых укрепленных городов в основном
началось в следующую, готическую эпоху
(с ХIII в.).
В
течение всего европейского Средневековья
параллельно существовало несколько практически
независимых культурных потоков. Разнообразие
их было обусловлено многообразием и замкнутостью
жизни в средневековом мире.
Весьма
редкие города со своей нарождавшейся
городской культурой располагались среди
обширных, частично обработанных пространств,
где сельская крестьянская культура была
основной.
Такими
же редкими островками были рыцарские
замки, в которых шла своя жизнь. В средневековом
рыцарском замке формируется новый тип
культуры, светский по своему характеру.
Жизнь
в седле, постоянные набеги и сражения
наложили свой отпечаток и на архитектуру
рыцарского средневекового замка-крепости,
сооружавшегося в хорошо защищенных местах,
чаще всего на возвышенности качестве
основы замка феодалы использовали оставшиеся
от римского времени сторожевые башни
и небольшие римские лагерные стоянки.
Поэтому
основной постройкой в замке - жилищем
сеньора - являлся донжон (башня посреди
двора).
Нижний
этаж донжона занимали кладовые, второй
- жилье владельца, на третьем этаже находилось
помещение для слуг и охраны, подземелье
было занято тюрьмой, а крыша оставалась
свободной для дозорных.
Поскольку
донжон часто был последним убежищем обитателей
замка, то вход в него устраивали сразу
на втором этаже (до 15 метров от земли),
куда вела легкая, поднимаемая при осаде,
лестница.
Комплекс
замка включал также отдельную капеллу
для молений и массу хозяйственных построек
во дворе. Дома феодалов получались особенно
пышными у синьоров королевской крови.
Это были целые дворцы. Такой дворец состоял
в основном из большого прямоугольного
зала с большими сдвоенными арочными окнами,
который располагался на втором этаже.
На первом - кухни и хозяйственные помещения,
на третьем - небольшие отапливаемые жилые
комнаты (их называли тогда caminata по каминам,
там устраивавшимся). Такое расположение
помещений по этажам скоро становится
традиционным настолько, что и в XVIII веке
(в эпоху классицизма) дворянские особняки
будут планироваться так же.
Романский
стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности,
и поэтому функциональное назначение
романской архитектуры - оборона. Девиз
романского стиля, «Мой дом - моя крепость»,
в равной мере определял архитектурные
особенности как светских, так и культовых
построек и соответствовал образу жизни
западноевропейского общества того времени.
Становлению романского стиля способствовала
большая роль монастырей как центров паломничества
и очагов культуры, распространяющих единые
художественные формы. При монастырях
возникают первые мастерские со специалистами
разного профиля, необходимыми при строительстве
храма или собора. Первые строительные
артели были монашескими. Их обмирщение
началось к концу романского периода,
когда по всей Европе началось строительство
городов.
Основным
типом светских архитектурных сооружений
можно считать феодальный замок, в котором
доминирующее положение занимал донжон
- дом-башня прямоугольной или многогранной
формы. На первом этаже донжона располагались
хозяйственные помещения, на втором - парадные
комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев
замка, на четвертом - жилище охраны и слуг.
Внизу обычно находились подземелье и
тюрьма, на крыше-сторожевая площадка.
Для
обеспечения максимальной обороны замки
строились на вершине горы, в излучинах
рек, на острове и в других малодоступных
местах. Замок был окружен высокими каменными
(зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным
водой. Подъемный мост был единственной
связующей нитью с внешним миром.
Во
дворе замка располагались хозяйственные
постройки и замковая церковь-часовня.
Планировка замка обусловливалась рельефом,
и при строительстве главной задачей была
функциональность. Менее всего преследовались
художественно-эстетические цели. Но мало-помалу
складывалась традиционная замковая архитектура,
и городские дома крупных землевладельцев
строились по тем же принципам, некоторые
из них потом распространились на монастырское
и городское строительство: крепостные
стены, дозорные башни, городские (монастырские)
ворота. Средневековый город, а вернее
его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
На их пересечении находились рыночная
или соборная площадь - средоточие общественной
жизни горожан. Остальное пространство
застраивалось стихийно, однако застройка
имела преимущественно центрально-концентрический
характер, вписываясь в городские стены.
При сооружении домов преследовался принцип
утилитарности. Городские крепостные
стены романской архитектуры сохранились
лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин
(Эстония).
Архитектура
романского стиля в странах Европы
Романский
период европейского Средневековья начинается
в X веке, когда после многочисленных междоусобных
войн наступил период некоторого затишья.
К этому времени из обширной империи Карла
Великого уже складываются отдельные
европейские государства, которые еще
не успели приобрести культурную самостоятельность
и своеобразие, и культура каждого их них
была лишь вариацией на общеевропейскую
тему.
Франция.
Франция в большей степени, чем Германия,
пострадала от краха империи Каролингов
и сопровождавших его вторжений викингов,
мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась
междоусобицей и борьбой мелких, враждовавших
между собой провинций. В связи с этим
сложился ряд региональных школ романского
стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией
на севере, располагались в центральных
и южных регионах. Бургундия на востоке,
Аквитания на юго-западе, Овернь в центре,
Пуату на западе, и Прованс на юго-востоке,
через них проходили важные паломнические
пути с их особой архитектурой.
Самой
большой силой во Франции, без сомнения,
была церковь, в частности, два ведущих
ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев,
- крупные монастыри которых, Клюни и Сито,
оказывали огромное влияние на религиозную
жизнь, архитектуру и искусство всего
западного христианского мира.
Франция
внесла значительный вклад в развитие
романской архитектуры, прежде всего в
организацию пространства и планировку
восточной стороны (так называемой алтарной
части) церковных зданий. Так, например,
историки архитектуры объясняют возникновение
венца капелл тем, что среди священников
и монахов установился обычай ежедневно
читать мессу; в то же время росла популярность
паломничества и поклонения святым. Для
того чтобы паломники в таких церквях,
как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко
от апсиды на востоке хора располагалась
чтимая гробница святого, могли посещать
ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг
апсиды была проведена галерея. К ней были
пристроены дополнительные капеллы с
алтарями в форме маленьких полукруглых
апсид. Такая восточная галерея вокруг
хора с радиальными часовнями стала широко
распространенной в иконографии французского
романского стиля и готики.
Одним
из самых ранних сохранившихся примеров
галереи с венцом капелл является церковь
бенедиктинского монастыря Сен-Флибер
в Турню в Бургундии, строительство которой
продолжалось примерно с 1008 года и до середины
11 века с расширениями, сделанными примерно
в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная
апсида здесь, как на уровне Крипты, так
и на нижнем этаже, окружены венцом капелл.
Благодаря отсутствию утонченной орнаментики
или профилированных карнизов, Сен-Флибер
демонстрирует строгую простоту раннего
французского романского стиля.
С
другой стороны, различные части здания
по-разному и по-новому покрыты каменными
сводами. Это напоминает о том, что Бургундия,
страдая в первой половине 10 века от вторжения
мадьяр, которые сжигали и грабили города
и здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми
сводчатыми конструкциями.
Крупный
бенедиктинский монастырь Клюни был не
только самым значительным сооружением
в Бургундии, но и одним из самых влиятельных
объединений в средневековой Европе. Он
был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым,
герцогом Аквитанским, с привилегией не
подвергаться никакому вмешательству
извне со стороны церкви или светской
власти. В ходе последующих трех столетий
здесь был оптимально реализован возникший
примерно около 820 года Сан-Гелленский
план-проект идеального монастырского
комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской
традицией, согласно которой каждый монастырь
управлялся самостоятельно, и осуществлял
непосредственный контроль над 1450 клюнийскими
монастырями.