Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:33, реферат
В начале века авангардисты в попытках создать что-то новое все время "натыкались" на то, что уже когда-то кем-то было создано в дрейвнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. Но если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Так же появлялось "новое искусство" в архитектуре, дизайне. Так, например, минимализм интерпретировал в европейском варианте японский дзен-буддизм, утверждавший, что сдержанность - высшее проявление красоты.
|
| ||
|
Наиболее очевидной
особенностью эклектики было, на первый
взгляд, усиление подражательности. Но
более серьезный анализ убеждает в обратном.
После нескольких веков безраздельного
господства эстетического идеала, корни
которого неизменно уходили в античность,
вдруг обнаружились некоторые сомнения
в правомерности такого положения. Люди
впервые за долгое время усомнились в
том, что античность — вечное, всеобщее,
единственное мерило прекрасного. Она
сохраняет обаяние. Но XIX в. восхищается
не только искусством древних греков,
римлян и эпохи Возрождения. РАВНОЗНАЧНОСТЬ-« Как и в предшествующие
периоды, «полезное» (тело здания) в эклектике Архитектура Санкт-Петербурга Эклектика Постепенно поздний классицизм приобрёл черты казённости и официальности. В условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений на смену ему пришла эклектика (эклектизм). Она базировалась на свободном выборе и произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочных решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определённым единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России. Ранний этап эклектики (1830-1860 гг.) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко. Одним из первых зодчих, перешедших к стилизаторству, был А.П.Брюллов. Ведущий мастер середины XIX века А.И.Штакеншнейдер продемонстрировал в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная плпстика. Оформление фасадов многих зданий выполнил скульптор Д.И.Иенсен. Другие видные зодчие этого периода - архитектор театральных зданий А.К.Кавос, приверженцы неоренессанса Н.Е.Ефимов и А.И.Кракау, утончённые стилисты Г.А.Боссе, Н.Л.Бенуа, И.А.Монигетти, мастер промышленной архитектуры Р.Б.Бернгард. Особое место среди различных стилизаторских направлений занимал русский стиль. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглошали К.А.Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А.М.Горностаева. Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий. Архитектура зрелой эклектики тяготела к подчёркнутой репрезентативности форм, богатству и насыщенности декора. Эти качества символизировали благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. В одной композиции, на одном фасаде теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металические, а затем и железобетонные конструкции - широко внедрялись в строительство периода эклектики. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.
| ||
Развитие эклектики совпадает в России со временем реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Процесс переосмысления и обновления древнерусского наследия приобретает новые формы. Храмовое строительство, хотя по-прежнему ведется широко, но по своему значению отодвигается на задний план. Применявшиеся раньше преимущественно в культовом строительстве формы древнерусского зодчества широко входят в практику гражданской архитектуры. В частности, в пореформенные десятилетия был осуществлен уникальный в своем роде опыт реконструкции исторического центра древней столицы в формах национального, древнерусского зодчества. Начинает меняться патриархальный облик Москвы. Она становится крупнейшим железнодорожным узлом и торговым центром. Обновляется застройка улиц, начинают увеличиваться размеры и этажность домов, широко входят в жизнь типы зданий, рожденные бурным темпом урбанизациии развития капитализма, - пассажи, банки, конторские здания. Меняются и стилевые черты архитектуры В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (арх. К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры. Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральный фасад Московского Политехнического музея, арх-ры И. Монигетти, Н. Шохин). Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве - здание Исторического музея ( арх-ры В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в. С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и технические открытия в промышленном производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов, фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых зданий и т. д. |
|
| |
Михаил Доримедонтович Быковский | |
Годы жизни | |
Гражданство |
Российская империя |
Дата рождения |
29 октября (10 ноября) 1801 |
Место рождения |
Москва |
Дата смерти |
9 (21) ноября 1885 |
Место смерти |
Москва |
Работы и достижения | |
Работал в городах |
Москва, усадьбы Подмосковья |
Архитектурный стиль |
ранняя эклектика |
Важнейшие постройки |
Марфино, Ивановский монастырь |
Реставрация памятников |
Чудов и Воскресенский монастыри в московском Кремле (не сохранились) |
Михаил Доримедонтович Быковский на Викискладе |