Современная эклектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:33, реферат

Описание работы

В начале века авангардисты в попытках создать что-то новое все время "натыкались" на то, что уже когда-то кем-то было создано в дрейвнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. Но если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Так же появлялось "новое искусство" в архитектуре, дизайне. Так, например, минимализм интерпретировал в европейском варианте японский дзен-буддизм, утверждавший, что сдержанность - высшее проявление красоты.

Файлы: 1 файл

Современная эклектика.docx

— 955.63 Кб (Скачать файл)

особых правил и предпочтений. Доверьтесь своей интуиции. Пробуйте,

экспериментируйте, сочетайте -и вы обязательно найдете свою золотую серединку. И не

забывайте про советы профессиональных дизайнеров.

 

Эклектика. Еще один из наиболее популярных стилей в дизайне интерьера. Он

характеризуется смешением различных стилей. Если Вам нравится прямолинейность

японского стиля, классическая хрустальная люстра и шторы с африканским рисунком, то

этот стиль именно для Вас. Но конечно нельзя перегибать палку. Нужно совмещать

именно родственные стили дизайна интерьера: минимализм и хай-тек, классика и ампир.

Однако, очень интересно смотрятся классические кресла и люстра в минималистичес-

ком интерьере. Главное все это грамотно сочетать!

 

Кантри. Этот стиль характеризует сельское жилище. Его часто называют деревенским.

Оно воспринимается по-домашнему уютным. В таком дизайне интерьера применяются

натуральные, приближенные к природе материалы. Часто используется плетеная или

сосновая мебель, на потолках могут быть деревянные балки, возле кровати может лежать

ковер. В текстиле используются кружева, цветочные яркие мотивы, рюшечки и бантики.

Говоря о таком дизайне интерьера, нельзя не упомянуть о живых растениях. Это могут

быть и вьюнки на стенах, и цветы в горшках на подоконниках, а также деревья в больших

катках на полу. Такой дизайн не требует больших капиталовложений.

 

Минимализм. Характерными признаками такого дизайна интерьера являются простые

геометрические формы, минимальное количество предметов и цветов. Насыщенность и

выразительность достигается большими объемами и формами. Особое значение придается

применению контраста в цвете, фактуре, материале. Акцентам, привлекающим внимание,

уделяется особое внимание. Стены чаще окрашены в однотонный светлый цвет. На окнах

могут применяться жалюзи. Вообщем все очень просто, лаконично и без излишеств.

 

Хай-тек. Такой дизайн чем-то напоминает космический корабль, наполненный

передовыми технологиями. Отблеск металлических поверхностей, сияние стекла, стена из

необработанного кирпича, пластик - все это принадлежит этому ультромодному, даже

можно сказать молодежному стилю в дизайне интерьера Современная бытовая техника с

легкостью вписывается в такой дизайн. Цветовая гамма - все оттенки серого, включая

белый и черный. Этот интерьер очень мобильный и удобный, основанный на высоких

технологиях.

 

Японский стиль. Этот прямолинейный, четкий и строгий дизайн очень распространен в

наше время. Цветовая гамма приближена к натуральной, природной. Для поверхности

стен и мебели характерна однотонная гладкая структура. Японские иероглифы могут быть

нанесены на любой предмет интерьера: светильники, посуду, текстиль. Мебель

невысокая, часто из бамбука. Говоря об этом стиле невозможно не вспомнить о «бонсаи»

- японском карликовом  дереве. Он прекрасно оживляет строгий минималистический

японский дизайн.

 

Африканский стиль. Этот дизайн в интерьере присущий людям, которые испытывают

страсть к экзотике. Оттенки преобладают природные, натуральные, мягкие и теплые. Игра

правильно подобранного контраста всегда смотрится натурально. Это сравнительно

недорогой интерьер, но очень ярко выраженный и самодостатонный. Он насыщен большим

количество предметов интерь

Декорирование участка

Эклектика

 

Исторически сложившиеся и общепринятые направления ландшафтного искусства — регулярная и свободная планировка — вовсе не ограничивают появление новых форм и идей садового дизайна. Накопленный опыт и знания вызывают желание воплотить в одном саду примеры садоводства разных эпох и народов, что и наблюдалось в целом ряде усадеб России, начиная с XIX в. Кроме того, ландшафтное искусство, как и любое другое, использует доступные ему средства. Так, классический французский стиль в чистом виде предполагает освоение огромных территорий с открытыми, уходящими вдаль перспективами, массивами лесов, водными каскадами. Английский романтический сад также открыт и естественным образом переходит, сливается, даже включает в себя окрестный пейзаж. Итальянский сад потребует высококвалифицированного садовника для постоянной стрижки бесконечных боскетов, живых изгородей и шпалер. Все это мало приемлемо для современного человека. Поэтому возникает смешение стилей — эклектика. Например, голландский сад носит четко выраженный сельский пейзажный характер, в саду модерн просматриваются заимствования из японских и китайских садов, а партер с его геометрическими формами стриженых растений — явная разновидность классических французских парков и регулярных итальянских.

 

Стилистическое решение малых участков ограничивается и впрямую зависит от их размеров и конфигурации, которая нередко бывает весьма замысловатой и неожиданной. Нестандартные случаи требуют и нестандартных решений. В этом тоже есть своя прелесть, поэтому вполне возможно совмещение в одном саду нескольких стилистических идей.

 

Первое, что приходит в голову, — это выделить на участке определенные функциональные зоны (парадная зона, зона отдыха, хозяйственная зона, детская площадка, сад, огород и т. д.) и оформить каждую из них по желанию хозяев самым оригинальным образом. Например, перед домом устроить правильной формы партерный газон и обрамить его рабаткой из ковровых летников или низко стриженной живой изгородью из кизильника блестящего. А на участке за домом разместить свободными пейзажными группами плодовые деревья и кустарники, дополнив их декоративными растениями. Имеет право на существование и другое решение: высадить перед домом цветастый миксбордер из полевых цветов или густой мавританский газон, похожий на заросший цветами луг. Хозяйственную зону лучше отделить высокими решетчатыми трельяжами, увитыми каприфолью, клематисами или девичьим виноградом. За аналогичными трельяжами можно спрятать и площадку с барбекю.

 

Овощные растения, особенно зелень, можно выращивать на огороде в виде декоративного партера, а можно устроить из них миксбордер. Плодовый сад, украшенный цветниками из полевых цветов, не потребует сложного ухода, при этом не стоит высаживать деревья и ягодные кустарники ровными рядами — в группах они будут смотреться более декоративно. Ковровые рабатки под окнами дома прекрасно дополняет альпийская горка или рокарий, разбитый на фоне партерного газона. Понравится и взрослым, и детям удобный уголок отдыха в романтическом стиле у небольшого, заросшего ирисами декоративного водоема. Ничто не мешает устройству в одном саду участка пряных трав, французского партера и небольшого японского садика. Аналогичных примеров можно привести очень много.

 

Однако не следует путать использование разных стилистических приемов с полным отсутствием на территории какого-то стилистического решения вообще. Нелепо выглядят грядки, чередующиеся с цветочными клумбами, розарий по соседству с компостной кучей и хаотичные посадки на партерном газоне даже самых декоративных кустарников.

 

Еще более осторожно следует относиться к подбору садовых аксессуаров, так как часто именно они придают саду тот или иной облик. В мавританском саду неуместны голландские мельницы, гномы и китчевые фигурки утят, лягушек, кошек, как бы мило они ни выглядели в магазине. Античные вазы, скульптуры — вот на что следует обратить внимание при устройстве внутреннего дворика в греческом стиле, итальянского патио или византийского сада. Напротив, помпезный фонтан с резными завитками никак не вписывается в пейзаж сельского сада или сада модерн.

 

Использование в саду растений, выращенных в контейнерах, достаточно удобно и вполне оправданно. В этом случае контейнеры сами по себе являются декоративным элементом небольшого участка сада — украшением террас, патио, площадок с барбекю, беседок. Хорошо, если все емкости выполнены в едином стиле или, как минимум, объединены единой формой или цветом.

 

Натуральные цвета — терракота, травяной, охра, лазурь, белый, свинцовый — удовлетворят самому взыскательному вкусу и не будут диссонировать с посаженными в них растениями. Кроме того, если контейнеры с растениями зимуют на улице, а не в помещении, необходимо обратить внимание на материал, из которого они изготовлены. Прекрасно выглядит специальная (предназначенная для улицы) керамика, но если подбор керамики вызывает затруднения, то лучше отказаться от нее и использовать контейнеры из дерева.

 

 

 
 

 

 

Наиболее очевидной особенностью эклектики было, на первый взгляд, усиление подражательности. Но более серьезный анализ убеждает в обратном. После нескольких веков безраздельного господства эстетического идеала, корни которого неизменно уходили в античность, вдруг обнаружились некоторые сомнения в правомерности такого положения. Люди впервые за долгое время усомнились в том, что античность — вечное, всеобщее, единственное мерило прекрасного. Она сохраняет обаяние. Но XIX в. восхищается не только искусством древних греков, римлян и эпохи Возрождения. 
Теперь научились видеть прекрасное и в пряной изысканности восточного зодчества, пышности и драматизме барокко; распознав типологическое родство и специфику зодчества западного и восточного средневековья (Древней Руси), представлявшего принцип организации, основанный на неразъединимости несводимых друг к другу начал полезного и прекрасного, научились ценить и его красоту. 
Это был первый шаг на пути к освобождению от господства античной традиции и ориентации на нее. В нем следует видеть первый зародыш современной архитектуры. 
Разностильность эклектики сделала явным то, что ранее не воспринималось столь очевидно — изначальную двойственность архитектурной системы нового времени, как и любой другой. По мере приближения ее к своему концу декоративное, «прикладное» понимание архитектуры стало давать антихудожественные плоды. 
Трудно согласиться с И.А.Бартеневым, утверждающим, что «различие между изобразительностью в архитектуре классицизма и архитектуре XIX века лишь в том, что в последней использовались в качестве архитектурных тем не только формы античного происхождения, но и декоративные элементы иных стилей»13. 
Разница, вероятно, глубже. Иллюзорно-тектоническая система архитектуры нового времени существует и функционирует как жизнеспособная и художественная только пока механистичность связи полезного и прекрасного компенсируется зрительным единством, воплощенным в монизме ордерной формы и симметрично-осевой композиции, иными словами пока сохраняет жизнеспособность иерархический тип ее организации. 
 
* Бартенев И. А. Указ, соч., с. 21. 
 
Отказ от них разрушает систему, обязательные для нее градации значительного и незначительного, главного и второстепенного.

РАВНОЗНАЧНОСТЬ-«СТИЛЕОБРАЗУЮЩИИ ПРИНЦИП»

Как и в предшествующие периоды, «полезное» (тело здания) в эклектике  
украшается «прекрасным» — архитектурными формами, заимствованными ЭКЛЕКТИКИ из прошлого. Сохраняется фронтальность, осевая симметрия как средство гармонизации композиции, заданность формы объема, в которую «вписывается» внутренняя планировочно-пространственная структура здания. 
Но интерпретация этих соотношений качественно иная, чем в классицизме. На смену визуальному единству ордерных форм приходит «много-стилье». Последовательно выдерживаемый прием подчинения второстепенных элементов главному сменяется равнозначностью акцентов, отсюда невыявленность главной оси и главной точки зрения. Показательно, что новые приемы и новые средства выражения традиционных отношений распространяются прежде всего на область, определяющую выбор стилевых форм и способ организации ими плоскости стены (точка зрения на здание и здания), иначе говоря на принципы стилеобразования, не затрагивая формообразующих основ: механистичности типа связи полезного и прекрасного, внешнего и внутреннего объема, здания и среды. 
В итоге смысл всех происшедших в эклектике перемен в трактовке традиционных принципов сводится к одному — утрате единства, целостности, которая в архитектуре нового времени соответствует зрительной целостности, достигавшейся путем последовательно выдерживаемой иерархичности. Эклектика принадлежит архитектуре нового времени по характеру формообразующего отношения. Однако особенности его функционирования изобличают разрушение, декомпозицию иллюзорно-тектонической системы, а не просто кризисное состояние. В этом принципиальное отличие эклектики от других периодов архитектуры после Возрождения. Равнозначности разных стилевых форм: все красивы, все хороши, все допустимы — соответствует аморфность, деструктурность композиций эклектики — они непостроенны, случайны, незамкнуты. 
Исчезает деление архитектурных форм на главные и второстепенные: «конструкцию», украшение и нейтральный фон. «Функциональная» неоправданность некоторых деталей вносила в облик зданий классицизма праздничную нарядность, не многочисленностью подчеркивалась их значительность. Утратив видимую полезность, с одной стороны, и в такой же мере превратившись в чистое украшение, декор эклектики утратил дифференциацию архитектурных форм классицизма на «полезные» и «бесполезные», а тем самым — чувство меры, благородную простоту, приподнятость и видимую систематичность. 
Дело в том, что новаторство эклектики частично и ограничивается лишь «внешней» архитектурной формой. Почти все приемы, широко и разнообразно использовавшиеся в зодчестве эпох, служивших источником для эклектики (фактурная и цветовая выразительность материалов, контраста и нюанса, ритма и пропорций, силуэта), были преданы забвению, поскольку общее, целостность, была принесена в жертву частному — детали. Эклектика — классический пример стилевой системы, где частное преобладает над общим. Силу воздействия многочисленных средств архитектурной выразительности эклектика пытается заменить и компенсировать декоративными деталями, превратившимися в основного носителя красоты и идейного содержания.

Архитектура Санкт-Петербурга

Эклектика

Постепенно поздний классицизм приобрёл черты казённости и официальности. В условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений на смену ему пришла эклектика (эклектизм). Она базировалась на свободном выборе и произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочных решениями. Использование всего архитектурного наследия прошлого не означало, однако, что в зодчестве наступила пора бесстилья или всестилья. При внешней пестроте эклектика в целом обладала определённым единством основных принципов и художественного языка. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России.

Ранний этап эклектики (1830-1860 гг.) связан с романтическим стилизаторством. Суть его - в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко.

Одним из первых зодчих, перешедших к стилизаторству, был А.П.Брюллов. Ведущий мастер середины XIX века А.И.Штакеншнейдер продемонстрировал в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная плпстика. Оформление фасадов многих зданий выполнил скульптор Д.И.Иенсен.

Другие видные зодчие этого периода - архитектор театральных зданий А.К.Кавос, приверженцы неоренессанса Н.Е.Ефимов и А.И.Кракау, утончённые стилисты Г.А.Боссе, Н.Л.Бенуа, И.А.Монигетти, мастер промышленной архитектуры Р.Б.Бернгард.

Особое место среди различных стилизаторских направлений занимал русский стиль. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглошали К.А.Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А.М.Горностаева.

Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпадает с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий.

Архитектура зрелой эклектики тяготела к подчёркнутой репрезентативности форм, богатству и насыщенности декора. Эти качества символизировали благосостояние нового заказчика и потребителя - буржуазии. В одной композиции, на одном фасаде теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Разнообразные инженерно-технические новшества - прежде всего металические, а затем и железобетонные конструкции - широко внедрялись в строительство периода эклектики. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались "за кулисами" архитектуры.

Среди видных представителей эклектики, которые ориентировались на европейские стили, следует назвать А.И.Резанова и М.Е.Месмахера. П.Ю.Сюзора и Л.Н.Бенуа, Р.А.Гедике и А.Ф.Красовского, М.А.Макарова и А.В.Иванова. Продолжателями русского стиля выступали А.И.Томишко, В.А.Косяков, Н.Н.Никонов и А.А.Парланд, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию "русского ренессанса", то есть возрождения форм допетровского зодчества XVII века.

Новые идеи "рациональной архитектуры" получили претворрение в "кирпичном стиле". Лидеры этого направления В.А.Шретер и И.С.Китнер отказывались от штукатурного декора, оставляя открытой кирпичную кладку стен или применяя долговечную облицовку из керамической плитки.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКЛЕКТИКА (историзм)

 

 
 
Слева направо: Храм Христа Спасителя в Москве, уничтожен в 1931 г. Королевский павильон в городе Брайтоне, графство Восточный Суссекс, Англия (индо-сарацинский стиль). Исаакиевский собор, Петербург. Бель эпок, 1900 год, здание правительства провинции, Бельгия (неоготика). Саграда Фамилия, Гауди, Испания (неоготика). Особняк Морозова на Воздвиженке, Москва, Россия (мавританский стиль).

 
 
Эклектика (от греч. ekiektikos — способный выбирать, выбирающий) - соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древне-римском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.  
 
В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины—2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавший формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.); характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его "свободой выбора" архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля "модерн". В сфере изобразительного искусства эклектизм наиболее типичен для салонного искусства.  
 
Широкое распространение эклектические тенденции получили в западно-европейской и американской культуре с середины 20 в. в связи со становлением постмодернизма и модой на "ретроспективизм" художественного оформления, копирующего те или иные стилистические направления прошлого (в том числе и эклектизм 19 в.). 
 
Эклектика – это сочетание или смешение стилей. Это понятие сформировалось во второй половине XIX века, когда появились первые признаки глобализации – активный информационный обмен и взаимопроникновение культур.  
Эклектика - это время, когда в обществе и искусстве нет одного основного стиля, но появляется возможность использовать все, что рождено эволюцией к данному моменту. 
Эклектика – это искусство находить гармоничные сочетания, в которых традиционные стили приобретают новое звучание. 
В европейской архитектуре наступает время выбора стилевых направлений: теперь архитекторы свободно апеллируют к разным эпохам, беря из них лучшие достижения. 
 
Архитектура 
В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей. Этот стиль получил название Эклектизм (Историзм). Эклектика (историзм) - направление в архитектуре 1830—90-х гг. Эклектика противопоставляет строгой нормативности и единообразию композиционных решений позднего классицизма разнообразие, широкую свободу выбора стилевых прототипов. 
 
XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, омантизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д. Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного».  
 
Лишь недавно этот стиль был реабилитирован и получил сейчас еще одно название – «Историзм».  
 
Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода, как архитекторов, так и заказчиков. 
 
Термин «историзм» не несет в себе оттенка оценочного, осуждающего, как это было с термином «эклектика», гораздо более принятым для определения стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства в 1830-1880 гг. Историзм «говорит» лишь о том, что искусство этого периода обратилось за темами и образами к истории.  
 
Любой исторический период или стиль могли отныне стать прообразом для будущей постройки, в том числе и классика, но наравне со всеми. В этом и заключалось историческое значение этого стиля и его «революционная» сила. Ордер перестает быть единственным и обязательным инструментом архитектора. Различные художественные (а иногда антихудожественные) вкусы заказчика начинают играть определяющую роль в сложении архитектурного образа здания. 
 
Архитектура наделяется новыми качествами — иллюстративностью и повествовательностью, проявляющиеся на уровне деталей.  
 
Самым признанным и продуктивным архитектором эклектизма («историзма») в России был К. Тон. Именно по его проекту был построен храм, имевший столь скандальную и трагическую судьбу — храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883). Он строился недалеко от Кремля как памятник героической победе русского народа над Наполеоном, которая сейчас оценивается как победа православия. Для выражения общей идеи были выбраны формы, напоминавшие византийскую архитектуру. С художественной точки зрения нельзя сказать, что храм Христа Спасителя был шедевром архитектуры, т.к. в нем намешано слишком много стилей. 
 
Этим же свойством, к сожалению, грешит и большинство псевдоисторических построек США, хотя идеи, которыми они были вызваны к жизни, вполне ясны: при отсутствии исторических корней на новом континенте оставалось только их создать искусственно или, попросту, создать иллюзию присутствия истории с помощью архитектурных сооружений в формах, позаимствованных из античности, классики, готики, Возрождения и т.д. (см. часть VII Неоготика). 
 
В России, а также в других странах, уставших от надоевших однообразных «римлян и греков», новый демократичный стиль, предлагавший свободу выбора, оказался очень популярным.  
 
С созданием огромных европейских колониальных держав восточные мотивы (мавританские, китайские, индийские, египетские) стали особенно модными.  
 
Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне (Англия), в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Построенный для отдыха на берегу моря в курортном городе на юге Англии павильон не претендует на серьезность.  
 
Действительно, никаких конкретных стилей Д. Нэш не воспроизводит. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Это павильон-сказка, дворец-фантазия, легкая и жизнерадостная, призванная доставлять удовольствие. 
 
Классические формы стали использоваться наравне с другими, архитекторы обращались к ним, как к историческим архитектурным формам классических эпох. Примером такого обращения к архитектурным образам ренессанса и французского классицизма стал Исаакиевский собор в Петербурге (1817), построенный по проекту Огюста Монферрана, первоначально созданному вполне в ампирном духе. Однако в процессе 40-летнего строительства (собор был закончен в 1857 г.) и его стиль, и отдельные архитектурные детали, и внутренняя отделка претерпели определенные изменения в соответствии с изменившимися вкусами и стилем эпохи. 
 
Архитектура историзма сыграла в истории архитектуры огромную роль. Она освободила зодчих от тяжелых пут ордера, сковывавших их фантазию и ограничивавших их возможности. Она продемонстрировала необыкновенное богатство раскрепощенной фантазии и то, что исторические формы могут вполне уживаться и между собой, и с современными планировочными решениями.  
 
Формальный язык практически всех архитектурных стилей и эпох был введен в строительную практику. Во всех странах было реабилитировано принижаемое ранее национальное наследие и велись поиски национального языка архитектуры как протест против универсального и наднационального языка классических архитектурных форм.

Эклектика 
(2 половина 19 века) 

Развитие эклектики совпадает в России со временем реформ, важнейшей из которых была отмена крепостного права. Процесс переосмысления и обновления древнерусского наследия приобретает новые формы.

Храмовое строительство, хотя по-прежнему ведется широко, но по своему значению отодвигается на задний план. Применявшиеся раньше преимущественно в культовом строительстве формы древнерусского зодчества широко входят в практику гражданской архитектуры. В частности, в пореформенные десятилетия был осуществлен уникальный в своем роде опыт реконструкции исторического центра древней столицы в формах национального, древнерусского зодчества.

Начинает меняться патриархальный облик Москвы. Она становится крупнейшим железнодорожным узлом и торговым центром. Обновляется застройка улиц, начинают увеличиваться размеры и этажность домов, широко входят в жизнь типы зданий, рожденные бурным темпом урбанизациии развития капитализма, - пассажи, банки, конторские здания. Меняются и стилевые черты архитектуры

В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (арх. К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок (центральный фасад Московского Политехнического музея, арх-ры И. Монигетти, Н. Шохин).

Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве - здание Исторического музея ( арх-ры В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в.

С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и технические открытия в промышленном производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов, фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых зданий и т. д.

 
 
 

 

Быковский, Михаил Дормидонтович

Михаил Доримедонтович Быковский

Годы жизни

Гражданство

Российская империя

Дата рождения

29 октября (10 ноября) 1801

Место рождения

Москва

Дата смерти

9 (21) ноября 1885

Место смерти

Москва

Работы и достижения

Работал в городах

Москва, усадьбы Подмосковья

Архитектурный стиль

ранняя эклектика

Важнейшие постройки

Марфино, Ивановский монастырь

Реставрация памятников

Чудов и Воскресенский монастыри в московском Кремле (не сохранились)

Михаил Доримедонтович Быковский на Викискладе

Информация о работе Современная эклектика