Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:33, реферат
В начале века авангардисты в попытках создать что-то новое все время "натыкались" на то, что уже когда-то кем-то было создано в дрейвнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии. Но если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Так же появлялось "новое искусство" в архитектуре, дизайне. Так, например, минимализм интерпретировал в европейском варианте японский дзен-буддизм, утверждавший, что сдержанность - высшее проявление красоты.
Михаи́л Доримедо́нтович (Дормидонтович) Быко́вский (29 октября (10 ноября) 1801 — 9 (21) ноября 1885) — московский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах — идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Московского архитектурного общества. Автор усадьбы Марфино, Ивановского монастыря, собора Спасо-Бородинского монастыря и других памятников. Отец К. М. Быковского.
Содержание
|
Родился в Москве, сын резчика по дереву — мастера по иконостасам. Получил хорошее по тем временам домашнее образование,[1] с 1816 года — в учениках у Доменико Жилярди. В 1817—1823 — помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе.[1] C помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). С 1823 года преподавал в Московском дворцовом училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу. В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена — начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе.
Вернувшись в Москву, Быковский принял пост архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 также принял должность архитектора Воспитательного дома. Среди его гражданских построек 1830-х — 1840-х годов — знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский Совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания. Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах.[2] В 1839—1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Воскресенский монастыри московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е).
В 1830-х годах Быковский продолжал преподавать в училище, а в 1836—1842 — возглавил его. В 1834 выступил с кафедры училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах».[3] Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы — и мы ее оставили, забыли, как будто чужую»)[4] и деятельностью К. А. Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона. Если искусство Тона — цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным со тветствие архитектуры назначению сооружений».[5]
В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского — готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах).[6] Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.
С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы. Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII — начала XIX века.
<< назад |
вперед >> |
См. также в других словарях:
Площадь Оперы и проспект того же названия представляют собой архитектурный ансамбль, созданный во второй половине прошлого столетия – в период, когда классическая архитектура уже выдохлась и ушла в прошлое, а до начала «Прекрасной эпохи» оставалась ещё добрая четверть века. Период этот во всей европейской архитектуре был временем подспудного накопления сил, и потому выразился в постройке сравнительно удобных, но «лица не имеющих» зданий.