Застройка и архитектурные особенности в строительстве крупных городов мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Планировка и застройка городов, их архитектурно-художественный облик складываются постепенно, в результате длительного коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное градостроительство требует творческой преемственности и градостроительной дисциплины в осуществлении общих целей, общих архитектурных и инженерных замыслов, заложенных в генеральных планах развития городов и проектах застройки отделов городских районов. Ведущая роль в градостроительства принадлежит главным архитекторам городов, которые осуществляют творческое и организационно-техническое руководство их планировкой и застройкой.

Содержание работы

Раздел I. Теоретическая часть……………………………………………..……..2
Введение…………………………………………………………………….…..…2
1. Общие понятия планировки и застройки………………………..……………4
1.1. Основы планировки и застройки городов…..………………………..….….4
1.2. Нормативное регулирование по планировке и застройке…..…….....……7
1.3. Ограничения на застройку в крупных городах мира……………….….…12
2. Планировка в крупных городах мира………………………………..……19
2.1. Классификация методов планировки городов………………………….…19
2.2. Формы планировки крупных городов мира………………………….……21
2.3. Ландшафтная композиция в планировке городской среды……….…...…23
3. Застройка и архитектурные особенности в строительстве крупных городов мира………………………………………………………………………….……25
3.1. Типы и элементы планировочной структуры при застройке городов…..25
3.2. Функциональное зонирование территории при застройке…………….…27
3.3 Архитектура в крупных городах мира……………………………….….…31
Заключение………………………………………………………………….……40
Список использованных источников……………………………………...……

Файлы: 1 файл

Курсовой проект градостроительство.docx

— 2.64 Мб (Скачать файл)

     Для аэропорта устанавливается зона ограничения высотной застройки.

     Граница зоны ограничения высотной застройки аэропорта, в состав которого входит аэродром класса А, определяется как объединение проекций полос воздушных подходов на земную или водную поверхность и окружностей радиусом 15 километров от центров взлетно-посадочных полос.

     Порядок определения границы зоны ограничения  высотной застройки аэропорта, в  состав которого входит аэродром класса Б – Е либо неклассифицированный аэродром, устанавливается федеральным  органом исполнительной власти в  области гражданской авиации.

     Граница зоны ограничения высотной застройки  отражается на схеме территориального планирования размещения аэропорта, а  также на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации (для аэропорта федерального и  регионального значения), в соответствующих  документах территориального планирования муниципальных образований (для аэропорта местного значения).

     В пределах зоны ограничения высотной застройки запрещается размещение и реконструкция без согласования с главным оператором аэропорта  любых объектов недвижимости [4].

     Ограничения по высоте объектов капитального строительства  в границах зоны ограничения высотной застройки устанавливаются главным  оператором аэропорта в порядке  и на основании методики, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской  авиации.

             Территории, где ограничено или запрещено строительство домов:

  1. Полоса у края воды (бечевника). Вода – подразумевается река, озеро или другой водоём. Если рассматривать стандарты, то ширина составляет двадцать метров. На этом участке земли запрещено какое-либо строительство, более того, такой участок нельзя брать в аренду и приватизировать. По установленному законодательству, любой человек должен иметь свободный доступ к водоёмам для отдыха.
  2. Прибрежная полоса от 20 до 130 метров (точный размер определяют местные органы самоуправления). Так же, как и в первом случае, запрещены любые виды построек, но есть право брать этот участок в аренду. (разрешаются небольшие подсобные постройки, так же разрешено землю использовать под сад)
  3. Зона санитарной охраны источника воды, пригодной для водоснабжения (в среднем не менее 100 метров). Эту территорию устанавливают в соответствии с учётом природных условий. Запрещены любые виды построек.
  4. Санитарная зона автомобильных и железных дорог. Учёт зоны определяет категория и тип дороги. Средние размеры запретной территории под постройки от 25 до 500 метров.
  5. Санитарно-промышленные зоны (Очистные сооружения, кладбища, автозаправочные станции, газопроводы, электростанции) Территория определяется от 100 до 2000 метров.
  6. Объекты культурного наследия. Территория охраняемой зоны от любых построек определяется индивидуально и рассматривается каждый отдельный случай.
  7. Водоохранные зона. Сооружение частных построек разрешено. При строгом условии экологической и санитарной службы и соответствующих разрешений, норм и правил (обязательное подключение индивидуального дома к  
    водоснабжению и канализации) Размеры определяются индивидуально и зависят от характеристики водоёма – от 50 до 500 метров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Планировка в крупных  городах мира

2.1. Классификация планировки 

     Предположим, есть прямоугольный участок. Рассмотрим возможные примеры планировок.

     Исходя  их геометрических планированных элементов, можно составить список некоторых  основных приемов плоскостного проектирования городов и городских районов:

     а) симметрия (преимущества – удобство расположения зданий и сооружений относительно друг друга, недостатки – большая зависимость от рельефа);

     б) асимметрия (преимущества – возможность быстрого расположения зданий и сооружений в соответствии с уже имеющимися различными планами для постройки домов и др. объектов, недостатки – сложность расположения домов относительно друг друга);

     в) подчинение принципам диагональности;

     г) формы, тяготеющие к кругам;

     д) шести -, и восьмиугольные элементы;

     е) абстракция;

     ж) свободная — пейзажная планировка (преимущества – возможность свободного проектирования застройки);

     з) минимализм (преимущества – простота застройки, недостатки – типичное строительство). 

     Симметрия на примере прямоугольного участка

     Устойчивая  планировочная симметрия больше всего подходит для прямоугольных, квадратных и тяготеющих к прямоугольнику но форме участкам (например, «парадные партеры» в некоторых парках эпохи Классицизма, Рококо. Барокко) [6].

     В качестве примера рассмотрим Версальский  парк под Парижем, построенный придворным ландшафтным архитектором и садовником Ленотром во времена правления короля Людовика XIV («Короля-Солнце»).

     Основополагающим  элементом такого сада являлся принцип симметрии. Здесь следует отметить, что, по науке о психологии восприятия, человеку свойственно стремление к симметрии в организации среды, в парности элементов, что связано с бинокулярностью зрения.

     Планировочная ось начиналась от центра главного здания, в данном случае дворца, который  имеет симметричные пропорции (что характерно для архитектуры Возрождения и Классицизма). Эта ось визуально и физически делит на две симметричные части главные элементы паркового ансамбля: партер, водоемы, цветники, лужайки, газоны и т.п.

     Впоследствии, еще около 2-х веков, «мода» на строгую  симметрию владела умами многих Монархов, а также и их придворных ландшафтных архитекторов. Образцы  регулярных парков сохранились идо наших дней.

     По  прошествии времени в Европе интерес  к эстетике «регулярности» прошел, на смену ему пришел новый стиль «пейзажности», естественности, сохранения природного ландшафта [3].

     Большую роль в этом процессе сыграли английские ландшафтные архитекторы. В частности, это были: Вильям Гилпин, Уотли, Вобурн, Юведейл Прайс, Генри Рептон и др.

     Начиная с ХIХ века, многие ландшафтные архитекторы Англии, Германии, Франции, Австрии и других Европейских стран работали в стиле пейзажных планировок.

     Эстетика  регулярных симметричных садов оказала  все же такое значительное влияние  на общую культуру ландшафтного искусства, что и в наше время интерес к ней не только не пропадает, но и растет.

     Таковым, например, является современный парк, созданный декоратором с мировой славой. Жаком Гарсия, который приобрел в Нормандии старинный замок, бросив при этом свою дизайнерскую практику. Он восстановил обширнейший окружающий парк в стиле «регулярных» проектов Ленотра.

     В теории композиции еще существует такое  понятие, как асимметрия. Дословно с  греческого это слово переводится  как «несоразмерность отдельных  частей формы в целом относительно центральной оси или точки». При разработке композиции в асимметричном контексте необходимо учитывать психологический фактор восприятия.

     Психофизиологи  утверждают, что человеческий глаз устроен так, что всегда стремится к зрительному равновесию. Человеческому глазу необходим устойчивый «объект», от которого начинается точка отсчета «зрительной картины».

     Для того чтобы несимметричная композиция зрительно была сбалансирована, необходимо ввести в нее определенное композиционное равновесие.

     Ассимметричная  композиция воспринимается как равновесная  в то случае, если зрительный центр, («баланс»), фокусная точка, уравновешивает неравновесные части [9]. 

     2.2. Формы планировки  крупных городов  мира 

     Исторически сложилось так, что большие города  мира хоть и отличаются друг от друга, но имеют общие формы по планировке зданий, проезжих частей, парков улиц и  пр. И хотя все города построены  в разных частях света и разных климатических условиях, на разном рельефе, все имеют формы планировки зданий.

     Подобно тому, как стены, опоры и балки  определяют тектонику здания, улицы и дороги формируют планировочную структуру города. Три основные формы городской планировки – центрическая, линейная и решетчатая. Многообразие сочетаний и композиционные модификации чаще всего встречаются в районах крупных мировых городов, таких как Москва, Нью-Йорк, Рио-де-Жанейро, Париж, Токио, однако в геометрическом виде встречаются редко [12].

     Развитие  планировочной композиции в геометрической интерпретации условно представляется следующим образом:

  1. Точка, центр, круг – не имеют направлений развития, их композиция статична.
  2. Линия, полоса, ряд – развиваются в двух противоположных направлениях, их композиция динамична.
  3. Квадрат, решетка – развиваются в нескольких, взаимно поперечных направлениях, их композиция нейтральна или сочетает в себе элементы статики и элементы динамики.

     Формы планировки больших городов:

  1. Центрично-круговые формы (см. приложение 1). Стихийное разрушение границ и безудержное кольцевое наращивание городской территории выявляют два главных недостатка, присущих развивающемуся центрическому плану города – лучевые направления (по мере роста, расходятся на слишком далекие расстояния, и связи с ними нарушаются), центр города оказывается запертым со всех сторон и не имеет резервной территории для своего расширения;
  2. Линейно-полосовые формы. Общая закономерность построения линейного плана основана на дифференциации видов городского движения – в продольном направлении следует транспорт, в поперечном пешеход. Линейная композиция, в силу своей динамичности, часто используется в своем градостроительном проектировании (см. приложение 2);
  3. Линейно-кольцевые формы. Данная форма в силу своей замкнутости лишена возможности продольного роста. Если возникает потребность дальнейшего территориального развития, то оно может быть достигнуто путем примыкания новых колец и создания многопетлевой планировочной композиции (см. приложение 3);
  4. Ветвистая форма. Название указывает на растительную аналогию – от магистрали, как от ствола, отходят ветви местных дорог, которые заканчиваются автостоянками у жилых домов подобно листьям (см. приложение 4);
  5. Квадратно-решетчатые формы. Простой квадратный план города сочетает в себе удобство прямого угла с максимальной компактностью. При ограниченных размерах его лаконичная композиция воспринимается зрительно как единое целое (см. приложение 5).
 

2.3. Ландшафтная композиция в планировке городской среды 

     Естественно развиваясь, город занимает легко  осваиваемые территории, избегая лесов, болот и крутых склонов. В речной долине или горном ущелье его план приобретает форму ленты, а на равнине – форму пятна, расплывающегося вдоль дорог. Ландшафтная структура должна соответствовать его проектному размеру и численности населения. Малый город композиционно воспринимается  как единое целое в окружении природы, средний – как равновесие природы и городской территории, а крупный – как отдельные вставки природы и городской территории в урбанизированную среду. Oсновные приемы композиционного включения природного ландшафта в структуру городского плана можно свести к следующим трем формам:

  1. Открытое пространство примыкает к городскому центру, образуя внутренний зеленый массив, но не разделяет территорию города на открытые части;
  2. Открытое пространство не составляет единой зоны, а вкраплено в селитебную территорию отдельными клиньями зелени, связанные с пригородной зоной.
  3. Отдельные открытые пространства включают в себя реки, овраги, крутые склоны, к которым примыкают школы, спортивные площадки и места отдыха [14].

     Характер  такой архитектурно-ландшафтной  композиции может варьировать между двумя крайними выражениями:

  1. «Активный», если выразительность характерных мест ландшафта усиливается архитектурными средствами, застройкой;
  2. «Пассивный», если сохраняется природное своеобразие отдельных элементов ландшафта свободных от застройки, в естественной их неприкосновенности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Застройка и архитектурные  особенности в  строительстве крупных  городов мира

3.1. Типы и элементы планировочной структуры при застройке городов 

     На  решение планов городов оказывают  влияние следующие факторы: место  города в системе расселения; природно-климатическая  характеристика выбранной территории; профиль и величина градообразующей  группы предприятий; условия функционального  зонирования городской территории; организация транспортных связей между  жилыми районами и местами приложения труда; учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; условия  инженерного оборудования территории; требования экономики строительства; архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение  в планировочной структуре застройки  города, т.е. в сочетании жилой  застройки с местами массового  посещения, связанных сетью магистральных  улиц и площадей.

Информация о работе Застройка и архитектурные особенности в строительстве крупных городов мира