Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:33, дипломная работа
Цель: исследовать методику изучения темы: «Алгоритмы и алгоритмические структуры», позволяющую соблюдать целостность учебного материала на уроках информатики в школе.
Для реализации целей исследования необходимо решить следующие задачи:
• Сформулировать представление о понятии алгоритма, алгоритмической структуры и алгоритмического мышления;
• Изучить происхождение данных понятий, их классификацию, способы представления алгоритмических структур;
• Выявить методические особенности изучения темы: «Алгоритмы и алгоритмические структуры», как необходимый компанент в учебном процессе для соблюдения целостности учебного материала на уроках информатики в школе и развития алгоритмического мышления.
Введение………………………………………………………………..................3
Глава I. Алгоритмы и алгоритмизация в школьном курсе
информатики.
1.1. Определение алгоритма…………………………………………..…..5
1.2. Свойства алгоритмов………………………………………………....6
1.3. Виды алгоритмов и их реализация…………………………………..9
1.4. Методы изображения алгоритмов………………………………….13
1.5. Роль алгоритмов, программирования и решения задач
в школьном курсе информатики…………………………………....19
1.6. Роль решения задач в базовом курсе информатики,
как основного способа развития алгоритмического мышления…………………………………………………….............24
1.7. Развитие алгоритмического мышления…………………………….26
Глава II. Структурированный конспект занятий по темам
раздела «Алгоритмы и алгоритмические структуры»
в школьном курсе информатике
2.1. Базовый структурированный конспект тем раздела «Алгоритмы и алгоритмические структуры»………………….....30
2.2. Главная цель курса информатики в школе развитие алгоритмического мышления…………………………………...…..46
2.3. Развитие алгоритмического мышления на уроках информатики в школе…………………………………...………………………….....52
2.4. Диагностика и анализ влияния изучения тем раздела «Алгоритмы и алгоритмические структуры» на развитие алгоритмического мышления…………………………………….....55
Заключение….………………………………………………………………......61
Список литературы………………………………………………………..…...63
Процесс решения задач используется
психологами различных
Исследование информационных процессов и выход на проблему информатизации общества нашли своё отражение в таком быстро прогрессирующем интегральном направлении современной науки, как информатика, в эволюции понимания её предмета. Информатика обслуживает науку, технику, производство и другие виды человеческой деятельности путём создания и передачи в общество информационных технологий. Сегодня для правильного понимания сути и предмета информатики важно соотнести формирование самой информатики с потребностями общества, с возможностями её влияния на жизнь и деятельность человека, осмыслить её роль и значение для социального развития. Целенаправленный характер является важнейшей отличительной чертой информационных процессов в обществе. Цель в этом плане - тот конечный результат, на достижение которого направлен информационный процесс.
Процесс компьютеризации обучения, познавательная деятельность в системе "человек - компьютер" требует обоснованных рекомендаций для эффективной организации интеллектуальных решений взаимодействующего с компьютером человека. Компьютер как средство интеллектуальной деятельности предъявляет особые требования к организации мышления человека. Интеллектуальная деятельность человека в её компьютеризованных формах специфична по отношению к некомпьютеризованным формам мышления. Это явление объясняется превращением данного вида деятельности в самостоятельную профессию с её специальными задачами и умственными средствами18.
В информатике можно различать следующие типы взаимодействия: "человек - человек", "человек - машина", "машина - человек", "машина - машина", "человек - машина - человек", "машина – человек - машина". Второй и третий типы коммуникации определяют, прежде всего, возможности человека при взаимодействии с машиной. Эффективность такого общения зависит от знания человеком возможностей ЭВМ для решения некоторого класса задач и его психологической готовностью к осуществлению такого рода взаимодействия. К сожалению, современное образование не даёт в достаточном объёме систематических знаний о сущности человеческого фактора в технике, закономерностях распределения функций между человеком и компьютером, о возможностях и ограничениях механизмов приёма и переработки информации человеком при принятии решений. Однако такого рода знание сегодня не только желательно, но и совершено необходимо, так как конфронтация между человеческой психикой и информационной технологией может привести к серьёзной деформации эмоциональной сферы и стиля мышления человека.
В диалоге с человеком компьютер способен активизировать человеческую мысль, сообщать её новые, неожиданные перспективы. И в этом его принципиальное отличие от любого другого технического устройства. Технические средства служат "усилителями" абстрактного мышления и способствует эффективному практическому применению его результатов. Одновременно происходит перестройка деятельности, использующей информацию. Действительно, компьютеризация и автоматизация интеллектуальных процедур ведут не просто к новым способам переработки и хранения информации, меняется сама деятельность и мышление... В области педагогики встаёт важная задача обучения новым формам деятельности и мышления, претерпевшим развитие под влиянием указанных процессов.
Работа с компьютером заставляет людей всё больше и больше совершенствовать алгоритмический стиль мышления. Всевозможные классификации по различным основаниям и алгоритмические методы формирования понятий составляют значительную часть методов, используемых при таком стиле мышления.
Используя опорный структурированный конспект учителю очень удобно составить свой план – конспект 19. Мы попробовали составить, базируясь на некоторые структуры, такие конспекты и действительно это оказалось не очень сложно. Также к конспектам мы подготовили презентации, чтобы сделать урок наглядным, они представлены в приложении №1
Некоторые из них мы хотим представить в нашей работе:
1.
План – конспект
Тема: «Понятие алгоритма»
Цели:
Ход урока:
Представление и приветствие. Список присутствующих. Требования к учебным принадлежностям. Вспомним технику безопасности.
В основе работы вычислительных машин лежит программный принцип управления. Это означает, что для решения самой сложной задачи пользователю необходимо составить перечень инструкций или команд, следуя которым ЭВМ выдаст необходимый результат.
Таким образом, чтобы решить задачу на ЭВМ, ее необходимо сначала алгоритмизировать.
Прежде, чем перейти к изучению алгоритма, разберем понятие – исполнитель.
- Исполнитель – это кто-то или что-то, кто может выполнить определенный набор действий.
В качестве исполнителя может выступать человек, животное, техническое устройство.
Вся человеческая деятельность связана с алгоритмами. Это и правила для учащихся, инструкции по технике безопасности, схемы электронных устройств, чертежи деталей и т. д.
- Итак, алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение цели или на решение поставленной задачи 20.
Понятие алгоритма является фундаментальным понятием в информатике, т.е. таким, которое не определяется через другие, более простые понятия.
В физике таким понятием является пространство и время, в математике – точка, в химии – вещество.
Свойства алгоритмов.
Например, на пачках с хлопьями написан способ приготовления на 7 языках, чтобы сделать понятным исполнителю из Америки, России, Франции и т.д.
В алгоритмах не могут встречаться указания типа: «посолить по вкусу», «жарить до готовности», «насыпать 2-3 ложки сахарного песку». Понятные для человека эти предписания могут поставить в тупик ЭВМ.
Или вспомним фразу: «Казнить нельзя помиловать», в которой пропущена запятая. А от различной трактовки фразы зависит жизнь человека.
Например: необходимо решить квадратное уравнение х2+4х+3=0. но ведь можно составить алгоритм решения любого квадратного уравнения вида ах2+bх+с=0.
Например, требуется преобразовать обыкновенные дроби в десятичные:
7 =1,75 ; 5 =1,66666
4
Для первого случая алгоритм задает конечную последовательность действий, а для второго – бесконечную. Тогда, чтобы удовлетворить свойству конечности, накладывают ограничения, например, выполнять деление до 15 знаков после запятой.
Свойство конечности желательное, но не обязательное свойство алгоритма.
Например, в алгоритме деления двух чисел необходимо учитывать деление на 0. программа должна выдавать результат «Деление на ноль невозможно».
Отрицательный результат тоже результат.
3. Задания для закрепления
Задания:
Как из 1 получить 100 за меньшее число шагов?
Исполнитель может перемещать две рядом стоящие монеты, не трогая другие, либо вправо, либо влево.
Как за меньшее число шагов
а получить дроби а-b , а+b , b
b
Как получить из 1 дробь 1 ?
2 4
Решение:
1.
1) Подойди к двери.
2) Возьми ключ.
3) Просунуть ключ в замочную скважину.
4) Поверни ключ 3 раза по часовой стрелке.
5) Вытащи ключ.
6) Открой дверь.
(понятность, однозначность, конечность, результативность, правильность)
2.
Способ №1 1) 1+1=2 2) 2+1=3 3) 3*2=6 4) 6*2=12 5) 12*2=24 6) 24*2=48 7) 48+1=49 8) 49+1=50 9) 50*2=100 |
Способ №2 1) 1+1=2 2) 2+1=3 3) 3*2=6 4) 6*2=12 5) 12*2=24 6) 24+1=25 7) 25*2=50 8) 50*2=100 |
3.
4.
1) 1 b 2
=
2 a 1
2) 2 a+b 2+1 3
= =
1 b 1 1
3) 3 a+b 3+1 4
= =
1 b 1 1
4) 4 b 1
=
1 a 4
2.
ТЕМА: «Построение алгоритмов»
Цели:
Ход урока:
Информация о работе Алгоритмы и алгоритмизация в школьном курсе информатики