Анализ автоматизированных банковских систем на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Когда-то в среде разработчиков бытовало мнение, что достаточно пяти человек для создания банком системы комплексной автоматизации. Каждый банк, отдел автоматизации, которой сколько-нибудь амбициозен, занимался разработкой своей АБС. Сегодня, когда фирмы разработчики, выделяют под специализированные проекты громадные коллективы (более 100 разработчиков) и тратит много времени на создание и сопротивление сложных многоцелевых систем, банки начинают избавляться от "дешевой левизны" и в основном перешли на программные варианты АБС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………...4
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………................................5
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИТ…………………………………………………………...8
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕШЕНИЯ БАНКОВСКИХ ЗАДАЧ………………………………………………………………………………..11
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АБС………………………………………….12
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………………………13
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА "STEM"…………………....15
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИБС…………………………………………………….15
ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА РЕАЛИЗАЦИИ ИБС……………………………………………………………………………………18
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА «STEM».ЯДРО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖЕР СЧЕТОВ (ACCOUNT MANAGER)…………………………………21
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ЯДРОМ ИБС……………………………………………………………………………………21
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СЧЕТОВ………………………………………………………………………………23
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ЦЕЛОСТНОСТИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ………………………………………………………………………….26
ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ……………………………….....................................................................28
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИБС "STEM"…………………………………28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

123.docx

— 75.27 Кб (Скачать файл)
  • Информационная обрабатывающая связь;
  • Декомпозиция;
  • Непрерывное развитие АБС, предусматривающее обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и технологий управления;
  • Совместимость с другими АБС;
  • Стандартизация и унификация при создании и развитии АБС;
  • Автоматизация информационных потоков и документооборота, достигающая путем исполнения технических средств для сбора, регистрации, обработки данных.
  • Эффективность (выбор наиболее рациональных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АБС).

Технологическая платформа АБС  - вся совокупность аппаратных средств, сетевых и телекоммуникационных устройств и протоколов, ОС и СУБД, на которых функционирует АБС.

Создание  новой технологии помимо общесистемных  принципов требует учета особенностей структуры банковских систем и специфики  банковской деятельности.

 

Информационное обеспечение АБС

Информационное обеспечение АБС - информационная модель банка бывает двух видов.

1) Внемашинное ИО - вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков.

2) Внутримашинное ИО - предоставление данных на машинных носителях в виде разнообразных по созданию, по назначению и специфическим обработкам органических массивов (файлов), БД и их информационных связей.

Современные системы банковских показателей  складываются из показателей видов  банковских услуг и банковской деятельности, которая отражает рассчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерских, нормативный, законный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

Спецификой  деятельности банков является широкий  диапазон их клиентуры - это предприятия  и организации всех отраслей экономики, в т.ч. страховые органы, бюджетные  и внебюджетные структуры, а только население и, следовательно, большое разнообразие показателей.

Автоматизация банковских операций требует приведения всего множества показателей  в единую целостную систему, установления четкой взаимосвязи между ними. Значительная роль при этом игровая классификация  и кодирование, позволяющее обеспечить сжатие призрачной части показателей, уменьшить объём и время на поиск информации, облегчить обработку  информации.

Значительную  долю внемашинного ИО занимает документация. Унифицированные типовые документы в банковской системе увеличивают эффективность автоматизации (платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера и др.).

Современные АБС предоставляют возможность  получения информации в различных  формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в  текстовом, табличном и графическом  виде.

Информационные потоки внемашинного ИО - это направленное стабильное движение документов от источников формирования информации к её положениям. Отражают организационно-функциональную структуру банка.

Внутримашинное  ИО формирует информационную среду  для удовлетворения разнообразных  профессиональных потребностей пользователей  банковской системы. Информация представляется в виде файлов (массивов), БД-х, банков данных. По содержанию документы адекватно отражают реальную деятельность банка и его подразделений, т.е. конкретную предметную область.

К внутримашинному ИО банковских систем представляется ряд требований:

· Система должна предоставлять возможность  экспорта-импорта данных в текстовом  и DBF-форматах, что позволит обмениваться информацией со специализированными  прикладными программами, электронной  таблицей, текстовыми редакторами и  т.д., а экспортируемый из системы  документ может быть послан по электронной  почте;

· Документы реализуются в режиме реального масштаба времени, при  котором изменения в данных, произведенные  одним пользователем, сразу должны становиться доступны остальным  пользователям банковской системы;

· Безопасность хранения банковской информации. Это достигается ограничением доступа  пользователей к различным функциональным подсистемам, регламентацией работы с  информацией и т.п.;

· Система должна обеспечить сохранение целостности информации при отказе аппаратуры (дублирование информации сервера БД).

Техническое оснащение  решения банковских задач

Предоставление  банковских услуг на основе комплексных  систем может представлять в виде 3-х уровней:

1) Различные банковские услуги, предусматривающие исполнение автоматов-кассиров, пластиковых карточек и систем расчета в торговых точках, а только услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.

2) Услуги по управлению денежными  операциями и их контролю.

3) Деятельность РКЦ, автоматизированных  расчетных палат, межбанковских  расчетных палат, клиринговых  центров, создаваемых несколькими  банками для обеспечения и  ускорения взаиморасчетов.

Одним из показателей развития отечественной  банковской системы можно считать  быстрое распределение электронных  расчетов между банками и клиентами. В условиях обострения конкуренции  и на финансовом рынке наличие  в банке электронной системы  расчетов является весомым фактором для привлечения клиентов.

Система "клиент-банк" позволяет банку и его клиентам обмениваться подписями и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи. Она состоит из модуля "Банк", который устанавливается на коммуникационной ПЭВМ в банке, и модуля "Клиент", установленным на компьютере клиента.

Клиенту банка эта система дает возможность, не покидая офиса, проводить стандартные банковские операции и постоянно поддерживать с банком оперативную связь (оформление рублевых и валютных платежных поручений, получение выписок по счетам и отправка банку сообщений сводного формата путем электронной почты; формирование заявки на продажу-покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами и т.д.). Кроме того, предоставляется достаточно обширный справочный материал.

Программное обеспечение АБС

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших  объёмов данных в сжатые сроки. При  этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим объёмам данных без потери производительности.

Наличие в спектре базовых средств  сетевых функций - непременный атрибут  современных АБС (обеспечивается многоуровневость, возможность объединения различных программных платформ (DOC, "NetWare", Windows NT, UNIX и прочие)).

Основным  свойством АБС с точки зрения прикладных потребительских средств  является достаточная широта функционального  набора.

Прикладные  характеристики АБС, кроме того, должны отвечать требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваемости системы.

Полномасштабное отражение банковских процессов  позволит приблизить автоматизацию  ИТ к проблемам принятия оптимальных  решений в среднем и верхнем  звене управления, построить ПУ на базу моделирования и прогнозирования  экономических ситуаций.

Конфигурируемость означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последним расширением путей введения дополнительных модулей). )

Настраиваемость необходима для адаптации к технологиям конкретного банка.

Недолгая  история развития отечественных  систем показывают, что в функциональном плане в целом, они соответствуют  развитию банковского дела в стране. Большинство эксплуатируемых в  настоящее время систем являются DOS-комплексами. Эти системы отражают средний уровень развития банковской практики в стране (приемлемый компромисс малой стоимости и ограниченных возможностей).

В качестве ступени, следующей за DOS-комплексами, можно рассматривать системы, построенные  в архитектуре "Клиент-сервер", в рамках "Novell Net Ware". Под сервером понимается логическая процедура, которая обеспечит обслуживание поступивших к нему запросов. Клиентами сервера являются процедуры ПЭВМ, посылающие серверу запросы на тот или иной вид обслуживания. Задачей клиента является :

  1. Установление связи с сервером;
  2. Формирование запроса конкретного вида на обслуживание;
  3. Получение результатов;
  4. Подтверждение окончательного процесса обслуживания.

Например, такой технологии: сетевые базы данных с реализацией стандартного структурированного языка запросов SQL.

 

 

 

Интегрированная Банковская Система

Общие требования к ИБС

Необходимым компонентом Банковской Системы  является Программное обеспечение  или Интегрированная Банковская Система (ИБС или IBS). Далее в курсовом проекте будут сформулированы некоторые  требования, которые необходимо учитывать, рассматривая ИБС как один из аспектов комплексного решения для банков. Это поможет принимать правильные решения в вопросах развития банка  в целом и использования компьютерных технологий в частности.

1. Многопользовательская система  реального времени. 

Одновременная работа пользователей системы на едином информационном пространстве позволяет  оперативно получать новую информацию, своевременно обновлять и удалять  устаревшую, избегать ненужного дублирования, обмениваться сообщениями. Обеспечение  удаленного доступа гарантирует  оперативность и быстрое реагирование на происходящие события. Все это  позволяет экономить средства и  время.

Это условие необходимое, но недостаточное. Накапливающуюся информацию необходимо обрабатывать, обобщать и представлять в новом, удобном для восприятия виде. Для банковской сферы деятельности введение каждого документа должно сопровождаться совершением банковской операции, пересчетом баланса, подготовкой  сообщений и, при наличии каналов  связи, подготовкой данных в соответствующих  форматах. ИБС, позволяющая обрабатывать информацию и преобразовывать ее в соответствии с заданным алгоритмом, является системой реального времени  и обеспечивает доступ к актуальной информации для всех основных показателей  по банку (с учетом филиалов) в любой  момент времени в течение дня. Её возможностей вполне достаточно, поскольку  подготовленная информация предоставляется  всегда по запросу. Например, при подписании кредитного договора можно просмотреть  ресурс на текущий момент; если нужна  отчетность в течение дня - можно  точно и оперативно составить  баланс. Для решения перечисленных  задач нет необходимости использовать более сложные системы, например, ИБС, управляемые событиями. Они  в этих случаях оказываются избыточными  и приводят к существенному удорожанию, хотя и обеспечивают более развитый сервис.

2. Защита информации.

Соответствие  системы международным требованиям  по защите информации обеспечивается следующим образом.

· средствами аппаратного обеспечения: использование систем аппаратного  шифрования, аппаратной идентификации  и аутентификации (подлинности), электронных  ключей и т.д.;

· средствами операционной системы: использование  ОС с сертифицированными средствами защиты информации и разграничения  доступа (UNIX, VMS);

· средствами СУБД: использование профессиональных СУБД с сертифицированными средствами разграничения доступа к информации и средствами аудита и журнализации;

· прикладным программным обеспечением: разграничение доступа к информации, ведение журнала всех операций, контроль работы активных пользователей системы, электронная подпись и средства криптографической защиты данных;

· организационными мероприятиями: инструктаж пользователей, технология порождения и передачи ключевой информации.

3. Целостность информации.

Система должна соответствовать международным  требованиям по сохранности и  целостности информации. Этот вопрос также должен решаться на нескольких уровнях:

· средствами аппаратного обеспечения: системы безаварийной работы, применение RAID-технологии, применение кластерных технологий и т.д.;

 

· средствами СУБД: использование профессиональных СУБД с двухфазовыми механизмами  транзакций, с возможностью on-line-резервирования;

· организационными мероприятиями: инструктаж пользователей, резервирование информации.

4. Гибкость и настраиваемость системы. 

Деятельность  разных банков, несмотря на кажущееся  сходство, отличается по многим параметрам. Во-первых, это уровень подготовки сотрудников и диапазон решаемых ими вопросов. Во-вторых, ведение  учета финансовой деятельности. В-третьих, распределение объема и характера  работ в соответствии с организационной  структурой. В результате банки имеют  уровень ответственности, круг решаемых задач, требуют различного объема информации и степени компьютеризации работы служащих. Так, в небольших банках с малочисленным персоналом один служащий может решить весь спектр вопросов по какому-то направлению. Рост и развитие банков сопровождаются организацией дополнительных рабочих мест и сужением специализации сотрудников.

Принимая  во внимание то, что основой банковской деятельности являются финансовые юридические  документы, ИБС должна позволять  без перепрограммирования вносить  изменения в технологическую  схему банковского документооборота. При этом параметризация должна быть интуитивно понятной, логически связанной  с функциональной структурой системы  и не предъявлять завышенных требований к уровню квалификации персонала. Эксплуатация и сопровождение ИБС должны быть возможны без участия разработчиков.

Информация о работе Анализ автоматизированных банковских систем на территории РФ