Анализ автоматизированных банковских систем на территории РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Когда-то в среде разработчиков бытовало мнение, что достаточно пяти человек для создания банком системы комплексной автоматизации. Каждый банк, отдел автоматизации, которой сколько-нибудь амбициозен, занимался разработкой своей АБС. Сегодня, когда фирмы разработчики, выделяют под специализированные проекты громадные коллективы (более 100 разработчиков) и тратит много времени на создание и сопротивление сложных многоцелевых систем, банки начинают избавляться от "дешевой левизны" и в основном перешли на программные варианты АБС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………...4
ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………................................5
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИТ…………………………………………………………...8
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РЕШЕНИЯ БАНКОВСКИХ ЗАДАЧ………………………………………………………………………………..11
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АБС………………………………………….12
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………………………………13
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА "STEM"…………………....15
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИБС…………………………………………………….15
ВЫБОР ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА РЕАЛИЗАЦИИ ИБС……………………………………………………………………………………18
ИНТЕГРИРОВАННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА «STEM».ЯДРО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖЕР СЧЕТОВ (ACCOUNT MANAGER)…………………………………21
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ЯДРОМ ИБС……………………………………………………………………………………21
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРА СЧЕТОВ………………………………………………………………………………23
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ ЦЕЛОСТНОСТИ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ………………………………………………………………………….26
ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ……………………………….....................................................................28
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИБС "STEM"…………………………………28
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

123.docx

— 75.27 Кб (Скачать файл)

Именно  в рамках технологии наиболее напряженно складываются отношения организации  и компьютерной системы. Особенно это  характерно для сложных систем, порождающих  длинные технологические цепочки.

Компьютерная  система сама является носителем  технологий и в этом смысле вступает в противоречие с организацией. Одним  из основных аспектов при внедрении (лучше при выборе) системы, является приведение в соответствие содержащихся в системе и применяемых в  организации технологий. В идеале этот процесс должен приводить к  повышению эффективности работы за счет их детального анализа и  слияния вложенных в систему  и накопленных организацией знаний. Непременными условиями должны быть отказ от стереотипов со стороны  организации и способность системы  к восприятию технологических знаний. Однако в большинстве случаев  системы не способны к компромиссам, и организации вынуждены идти на односторонние уступки или отказываться от таких систем. Неприятна также ситуация, когда организация, эксплуатирующая компьютерную технологию, но не может этого сделать из-за ограничений самой системы. Хорошим решением этой проблемы была бы система, позволяющая адаптировать содержащиеся и создавать новые технологии.

Есть  еще группа факторов, выдвигающих  ряд специфических и не всегда очевидных требований к компьютерной системе. Предположим, что для некоторой  организации характерно следующее:

— сложные технологии получения продукта;

— большое количество продуктов, одновременно находящихся в активной фазе (запущены в работу, но еще не доделаны);

— на прохождение технологической  цепочки каждым экземпляром продукта накладываются жесткие временные  ограничения;

— в технологическом процессе задействован и большое число сотрудников;

— рабочие места разнесены территориально;

--- высокая цена оптики за выпуск  некачественного продукта.

Совокупность  этих факторов делает неэффективным, а  зачастую и вовсе невозможным, управление и контроль за соблюдением технологии чисто организационными методами.

В этом случае именно компьютерная система  должна обеспечивать строгое соблюдение технологии персоналом, а также предоставлять  возможности объективной оценки ситуации, эффективного управления и  планирования. Не исполнители, соблюдая «Руководство пользователя», должны воспроизводить технологию, а сама система, зная о  том, кто, что и когда должен сделать, должна требовать выполнения или, наоборот, блокировать выполнение тех или  иных технологических операций персоналом.

Кроме того, система должна содержать формальные методы, обеспечивающие соблюдение технологической  дисциплины, включая синхронизацию  и контроль непротиворечивости действий по всем продуктам, находящимся в  активной фазе.

На  особо критичных участках исполнитель  будет просто выполнять свою операцию для всех продуктов, находящихся  в его входной очереди, не задумываясь  о том, как они туда попадают.

Рассмотрим  конкретную реализацию этих идей в  ИБС «STEM» на примере обработки  платежных документов. Технологические  возможности системы имеют статус базовых, что отражено в её структуре. Как говорилось в первой части (I), технологическая система выделена в самостоятельный уровень, расположенный  между системой управления счетами (II) и прикладным уровнем. Технологическая  система является последним, внешним  уровнем ядра «STEM». Прикладное окружение  непосредственно базируется на технологической  системе и работает через нее. Технологическая информация содержится в системе в виде данных, а не в виде программного кода. Эти данные формализованы, локализованы и доступны пользователям.

Базовыми  понятиями в «STEM» являются технологическая  операция и технологический процесс.

Технологическая операция — элементарное действие по обработке продукта. Перечислим некоторые операции, применяемые  дня обработки платежных документов: проводка, подпись, ввод недостающих  компонентов, печать, формирование платежного сообщения и т.д.

Технологический процесс --- это совокупность последовательности технологических операций, условий  их выполнения, о также условий  взаимного влияния операций и  влияния операций на состояние продукта в целом. Базовой возможностью «STEM»  является возможность включения  в технологию ручных или «человеческих» операций. Например, подпись документа  или выдача наличности кассиром. Это  позволяет реализовать технологию обработки документа в полном объеме и, что самое главное, вовлечь  персонал банка в технологический  процесс, управляемый системой.

Технологическая система гарантирует для каждого  документа (экземпляра продукта) индивидуально, что:

· все, что с ним должно быть сделано  — будет сделано;

· не будет сделано ничего лишнего;

· все операции будут выполнены  в определенной последовательности, с учетом их взаимного влияния;

· все действия будут выполнены  определенным персоналом;

· информация о прохождении документа, включая результаты выполнения каждой операции, будет зафиксирована системой.

Технологический процесс является, кроме всего  прочего, своеобразным планом обработки  документа. Наличие в «STEM» такой  информации позволяет системе в  каждый момент времени "знать":

— что, когда и кем сделано, а  также результаты этих действий,

— что, когда и кем должно быть сделано;

— что, из того, что должно быть сделано, еще не сделано и по какой причине.

При этом система может выполнять  очень интересные функции типа «Сделать все, что не сделано» или «Сделать нечто со всем, что не сделано» или  «Просмотреть, почему не сделано все, что не сделано» и т.п.

Рассмотрим  подробнее проблему оперативного планирования. Именно технологическая информация по продуктам, находящимся в активной фазе, служит объективными исходными  данными дня оперативного планирования. Практически все прочие источники  данных имеют вероятностный характер. Таким образом, использование технологической  информации повышает общую надежность оперативных планов. Она существенно  возрастает (не по линейному закону), если «глубина» оперативных планов соизмерима с длительностью активной фазы продукта.

Например, банк производит продукт «Выдача  наличных клиентам». Система реализует  технологию по этому продукту от оформления заявки до выдачи денег и формирования итоговых твердых копий документа. Активная фаза этого продукта длится

несколько дней. При этом банк имеет точную информацию о необходимых выплатах по заявкам на ближайшие дни.

Если  вопросы планирования, как правило, вызывают живой интерес, то вопросы  контроля и управления — кровный. Выше говорилось о том, что технологическая  система обеспечивает корректную обработку  каждого документа.

Итак, технологическая система ИБС  «STEM» порождает и сопровождает персональный технологический процесс  для каждого документа. Например, если в активной фазе находится тысяча платежных документов, то в «STEM»  имеется тысяча незавершенных технологических  процессов. Каждый из них является независимым  и обслуживается системой отдельно. При этом одни технологические процессы могут выполняться быстрее других в зависимости от внешних условий.

Такое свойство системы позволяет использовать принципиально другие методы контроля. Особенность этих методов состоит  в том, что они формальны и, к тому же, используют объективную  входную информацию. При ее корректной обработке на выходе также получаем объективную информацию для принятия решений, которая будет детализирована до уровня одной технологической операции одного документа,

В большинстве случаев при работе с ИБС «STEM» бывает достаточно выполнения запроса «Получить все  документы, для которых не выполнена  заданная операция». Например, можно  получить все выписанные кассовые документы, не прошедшие через кассира. В  результате администратор получает доступ непосредственно к искомым  документам (с указанием причины  не обработки по каждому) и может  принять решение по каждому отдельно или по всем. Широко применяемый  сегодня в банках метод подсчета

контрольных сумм дает интегрированный результат. Применяя этот метод для рассмотренного выше примера, мы бы получили информацию о том, что контрольная сумма  выписанных кассовых документов не равна  контрольной сумме прошедших  через кассу документов. Отметим, что результат такого контроля не позволяет сразу найти конкретные документы.

Отдельно  рассмотрим случай отрицательного ответа на подобный запрос. Например, если дан  отрицательный ответ на запрос «Получить  документы, для которых не выполнено  проводка», то администратор может  быть уверен, что все документы  проведены. Таким же образом можно  удостовериться в том, что по всем внешним документам сформированы платежные  сообщения, или в том, что на все  отправленные платежные сообщения  получены квитанции, и т.д.

Рассмотренные выше формальные методы, использующие объективную технологическую информацию, позволяют администраторам принимать  правильные решения в области  оперативного управления. Позволю себе повториться: когда мы имеем дело с системой реального времени, с  которой работает большое число  территориально разделенных пользователей, неформальные методы контроля состояния  системы просто не работают.

Рассмотрим  еще одну принципиальную возможность, обусловленную наличием технологической  информации и предоставляемую технологической  системой. Поскольку технологический  процесс существует для каждою документа  и содержит информацию о последовательности его обработки, результатах завершения всех операций и условиях взаимного  влияния операций, система имеет  все данные для выполнения технологического процесса в обратном направлении. При  выполнении в обратном направлении  происходит отмена (откат) всех изменений, связанных с выполнением этого  процесса в прямом направлении.

Таким образом, система располагает всем необходимым для реализации корректного  метода отката обработки как по завершенным, так и по незавершенным технологическим  процессам.

Возможность отката технологических процессов  совместно с независимостью от даты ИБС «STEM», о которой говорилось во второй части (II), позволяет решать задачи типа "Play What if .". При этом сотрудник банка может совершить  операцию и посмотреть, как эта операция в будущем, например через месяц, отразится на состоянии банка. После завершения эксперимента операция может быль отменена.

Вернемся  к платежным документам ИБС «STEM». При создании нового документа, независимо от того, какой прикладной процесс  его создает (ручной ввод или обслуживание коммуникационных каналов, макрогенератор, импорт и т.д.), система строит для  него уникальный технологический процесс.

Технологический процесс для документа строится на основе базовых технологий, результатов  анализа документа и параметров настройки системы. В «STEM» технологический  процесс является виртуальным методом  для платежного документа.

Особую  роль в системе играют базовые  технологии, представляющие собой субъективные технологические знания, которые  хранятся в виде данных. Таким образом, «STEM», с технологической точки  зрения, является открытой для пользователя системой.

Готовый технологический процесс представляет собой набор операций, расположенных  в порядке их будущего выполнения. Каждая операция снабжается группой  условий выполнения, определяющих способ обработки операции, связей с другими  операциями, взаимное влияние состояния  документа на выполнение операции и  выполнения операции на состояние документа  и т.д. По сути дела, эти условия  играют роль предикатов. Как было сказано  выше, содержащейсяв технологическом  процессе информациидостаточно для  его корректного выполнения в  прямом и обрат ном направлении.

Остановлюсь подробнее на технологических операциях, определение которых было дано выше. Как и технологические процессы, технологические операции в ИБС  «STEM» представляют собой специфические  данные, доступные пользователю. В  основе каждой операции лежит исполняющая  ее программная процедура. Однако количество операций не равно количеству процедур.

В «STEM» включены многофункциональные  обработчики, на базе которых пользователи могут самостоятельно строить различные  технологические операции. Кроме  того, если это необходимо, дополнительные обработчики могут быть дописаны на PROGRESS 4GL с использованием специальных  соглашений.

Схематическая оценка количественного соотношения  компонентов такой системы показывает, что на основе некоторого количества многофункциональных обработчиков можно создать существенно большее  количество операций, из которых, в  свою очередь, можно построить достаточно большое количество технологических  процессов.

Разберем  подробнее работу с универсальными обработчиками. Тривиальным является пустой обработчик — процедура «NUL», которая ничего не делает. Создадим на основе этой процедуры ручную операцию «Виза на отправку платежного сообщения». Эта операция ничего с документом не делает, но важно само наличие  этой операции в технологическом  процессе и ее влияние на другие операции. Теперь можно сказать, что  операция «Отправка платежного сообщения» выполняется только после выполнения операции «Виза на отправку платежного сообщения» и дать право на выполнение операции «Виза .» определенному  сотруднику или группе.

Информация о работе Анализ автоматизированных банковских систем на территории РФ