Дидактические игры на уроках информатики в начальной школе по ЛогоМирам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

Содержание работы

Введение - 3 -
Глава 1. Дидактические игры в пропедевтическом курсе информатики - 6 -
1.1. Игровая деятельность как форма проведения уроков информатики для развития познавательного интереса учащихся. - 6 -
1.2. Особенности преподавания информатики в начальной школе - 22 -
Глава 2. Дидактическая игра по ЛогоМирам. - 41 -
Заключение - 54 -
Список использованной литературы. - 55 -

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по информатике.docx

— 2.97 Мб (Скачать файл)

Внимательность проявляется в умении длительно сосредотачиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием, что составляет одну из наиболее существенных чет, характеризующих общую готовность человека к труду. 

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.      

В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя [16].

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр [10]:

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы  (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия – форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы …?» или «Что бы я сделал ...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы …?» или «Что бы я сделал ...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми [20].

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Таким образом, дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. 

 

    1. Особенности преподавания информатики в начальной школе

Информатика должна играть базовую роль в образовании, а содержание предмета информатики должны составлять методы и способы:

  • познания окружающего мира;
  • сбора информации;
  • записи информации;
  • оценки информации;
  • представления информации;
  • передачи информации;
  • систематизации информации;
  • определения причинно-следственных связей (логика);
  • разработки алгоритмов и программ;
  • формального описания предметных областей и задач;
  • автоматизации работы с информацией на ЭВМ.

Теперь необходимо выявить место информатики в образовании: чему, когда и как учить детей. Для этого попробуем использовать теорию умственного развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, в соответствии с которой существует несколько фаз умственного развития ребенка [17; 19]:

  1. Чувственно-двигательная фаза – от рождения до 2 лет. В это время дети переходят от инстинктивно-рефлекторных действий к осмысленной реакции, имея ограниченные возможности осознания и предвидения своих действий.

На этом этапе начинается процесс познания мира ребенком – это первый этап неосознанного изучения информатики. Используя свои ощущения при знакомстве с предметами окружающего мира, ребенок активно развивается.

  1. Преддейственная фаза – от 2 до 7 лет. Ребенок претерпевает значительное физическое и умственное развитие. В этом возрасте в его память закладывается наибольшая часть информации, прививаются начальные навыки контакта с окружающей средой: сбора, накопления и обработки информации. Ребенок должен познакомиться с методами записи информации с помощью букв, знаков, символов, цифр, слов, с количественной и качественной оценками информации.

На этом этапе информатика должна подготовить ребенка к изучению в школе русского языка, который развивает его познания в области методов и правил записи информации (синтаксис, семантика) и математики, демонстрирующей способы оценки информации и вводящей понятие о различных видах чисел и о числовой обработке информации. При этом возможно введение в предмет исторического аспекта: можно рассказать детям об истории возникновения букв, цифр, алфавитов, о способах передачи информации в древности в разных странах и у разных народов.

По мнению Пиаже, ребенка этого возраста можно учить работать с компьютером. В 6 – 7 лет ребята уже могут научиться пользоваться дискетами, работать с джойстиком и отчасти с клавиатурой. На этом этапе компьютер может использоваться для изучения чисел, букв, различных геометрических фигур. (В более раннем возрасте можно использовать компьютер в качестве игрового средства.) Правда, указанные возрастные ограничения заставляют отнестись к этому с большой осторожностью, чтобы не испортить зрение ребенка, а кроме того, здесь очень большое поле деятельности и без компьютера.

  1. Фаза конкретного действия – от 7 до 11 лет. Основное ограничение умственной деятельности детей в это время – отсутствие абстрактного мышления. На этом этапе необходимо продолжить развитие знаний и навыков работы ребенка с информацией в направлении изучения систем счисления и способов записи цифр (римская, греческая, славянская и др.), методов записи и кодирования информации. Кроме того, должны изучаться формы представления информации в виде текстов, таблиц, графики, баз данных и методы сбора и систематизации информации: каталогизация, упорядочение и т. п. Здесь необходимо вводить начальные элементы традиционной формальной логики, которые дают понятие о формах познания окружающего мира: ощущения, восприятия и представления. Это должно закрепляться практическими занятиями, в том числе и на уроках по другим предметам. В этом возрасте ребенок должен научиться работать с информацией: изучить способы сбора, записи, оценки и представления информации (частично это делается в методике развивающего обучения Эльконина – Давыдова).

На этом этапе обучения целесообразно начать изучение компьютера, операционной системы (ОС) и некоторых операторов языка программирования Бейсик для решения простейших задач, а также использование текстовых и графических редакторов для написания сочинений, подготовки иллюстраций и т. п. Кроме того, можно использовать компьютер для заучивания с помощью игр скучного учебного материала (таблицы умножения, дат, имен и др.). Изучение же элементов логики и компьютера поможет подготовить ребенка к развитию абстрактного, логического мышления в следующей, четвертой фазе.

А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина и другие разработали программу нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы. Программа носит название «Информатика в играх и задачах» [9; 13; 15].

Авторы программы заводят речь о компьютерах только в старших классах, применительно к практическим аспектам обучения. Действительно, задача обучения навыкам пользования компьютером – это не задача информатики как науки, это задача обучения полученным жизненным навыкам, которую, возможно, следует решать либо на уроках «Технологии», либо подчиняясь стереотипам на уроках «Информатики» выделяя для этого часть времени. Однако в процессе изучения информатики, как науки (особенно в начальной школе) компьютер необходим не более чем на уроках математики или русского языка. Авторы не считают необходимым подключение компьютеров к процессу обучения (тем более что речь идет о детях, часто неразумно перегруженных телеиграм и видеоиграми). Если же тем не менее, у школы есть в наличие хорошие компьютеры, программы, помогающие изучению того или иного предмета, методики работы с этими программами, то можно применять компьютеры в качестве технического средства обучения (в разумных пределах). Для этого совместно с ассоциацией «Компьютер и детство» авторами разработана компьютерная поддержка курсу «Информатика в играх и задачах» для 1-го класса.

Информация о работе Дидактические игры на уроках информатики в начальной школе по ЛогоМирам