Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:42, курсовая работа
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое. Не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Введение - 3 -
Глава 1. Дидактические игры в пропедевтическом курсе информатики - 6 -
1.1. Игровая деятельность как форма проведения уроков информатики для развития познавательного интереса учащихся. - 6 -
1.2. Особенности преподавания информатики в начальной школе - 22 -
Глава 2. Дидактическая игра по ЛогоМирам. - 41 -
Заключение - 54 -
Список использованной литературы. - 55 -
Основная цель курса – подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий – может быть рассмотрена более подробно как совокупность конкретизированных целей:
Учебно-методологический материал по курсу состоит из трех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебных тетради для ученика (по одной тетради на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной тетради на четверть), и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть).
Комплект № 1 рассчитан на 6 – 7 летних детей и изучается в 1классе по программе 1 – 3 и в 1 – 2 классах по программе 1 – 4 (в этом случае ученики имеют возможность изучить материал более тщательно, включая, в том числе дополнительные необязательные задания). На материалах комплекта №1 проводится подготовка к дальнейшим занятиям, развивается логическое мышление и сообразительность детей. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.
Начиная с комплекта №2 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала проходит «по спирали» – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:
1 четверть – алгоритмы,
2 четверть – системы и объекты,
3 четверть – логиика и графы,
4 четверть – построение
Комплект №2 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2-м классе по программе 1 – 3 и в 3-м классе по программе 1 – 4.
Комплект №3 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3-м классе по программе 1 – 3 и в 4-м классе по программе 1 – 4.
Материал комплекта №2 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта №1, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начинать преподавание по курсу сразу с комплекта №2. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивать материал курса следующего года обучения.
Еще одним предложением в деле разработки программ по информатике в младших классах явились два авторских курса, предложенных преподавателями г.Новосибирска: «Знакомство с компьютером» (автор Н.А. Ким) (психологическая поддержка уроков проводится практическим психологом Е.А. Камышовой) [12]; «Школа Беббиджа» (автор Г.Ф. Коробейникова) (определение психофизического состояния каждого ученика и выдача рекомендаций учителю осуществлялась практическим психологом Е.А. Камышовой) [11].
Курс «Знакомство с компьютером» не только закладывает основы компьютерной грамотности, но и помогает детям расширить свой кругозор, развить самые разнообразные способности, в том числе и познавательные. Он основывается на методе обучения, разработанном в значительной степени в исследованиях швейцарского ученого Жана Пиаже. Метод предполагает, что дети «формируют свои знания», когда они находятся в таком окружении, где имеют богатые возможности изучать новые для них предметы, манипулировать различными знаниями и решать различные познавательные проблемы.
Цели курса:
Курс обучения разбит на три законченных этапа.
1-й этап: знакомство с теоретическим
материалом (результат работы –
раскрашенная книжка-раскраска
2-й этап: создание детьми эскиза компьютерного города (вначале на ПК, а затем на бумаге).
3-й этап: создание макета Компьютерного города (из бумаги или пластилина на шахматной доске).
Занятия проводятся по следующей схеме.
Учащиеся класса (25 – 26 человек) делятся на 2 группы, по 12 – 13 человек. Одна группа занимается по плану учителя начальных классов, а вторая приходит на урок информатики и делится еще на две подгруппы, по 6 – 7 человек в каждой. Одна подгруппа работает 20 минут с учителем информатики, вторая с психологом. Затем меняются.
Для «глубокого погружения» школьника в изучаемый предмет используется специально оформленный кабинет, где в наглядной и образной форме отражены основные понятия, связанные с вычислительной техникой. Кабинет, названный компьютерно-игровой площадкой можно условно разделить на 4 зоны:
Карта-схема «Путешествие по компьютерной стране» представляет собой планшет, на который наклеены пенопластовые геометрические фигуры для игры на заключительных уроках. К геометрическим фигурам крепятся сменные пронумерованные вопросы по пройденному материалу. Их выбор осуществляется с помощью «Волшебного кристалла», специально изготовленного из икосаэдра с цифрами на гранях. Вокруг планшета закреплены красочные картинки (Картинная галерея), каждая из них – это новый теоретический материал на уроке.
Рядом с картинкой есть стихи, написанные специально для курса «Знакомство с компьютером». Например:
К нам в жизнь стремительно летит,
А имя просто ей – ДИСКЕТА,
Что информацию хранит.
Знакомьтесь – это дискоед!
Не дискоед, а ДИСКОВОД,
Есть у него открытый рот.
И коль не дашь ему дискет,
Голодным будет много лет.
В справочном бюро
перечислены вопросы, ответы на
которые расширяют кругозор
В словарном бюро можно узнать, как правильно написать слова связанные с ВТ, на русском и английском языках.
В уголке психологической разгрузки проводит занятия психолог. Занятия психолога с группой строятся на системе развивающих игр и упражнений.
Первая группа должна психологически подготовиться к занятиям на компьютере, поэтому сначала с ней проводится общая разминка. Задача разминки – поднять мышечный тонус. Вторая группа, пришедшая после занятий на компьютере, начинает занятие с психогимнастики, направленной на снятие напряжения с глаз и других частей тела.
Игра и заинтересованность детей помогают
учителю активизировать их внимание, облегчают
восприятие нового материала. Придя на
занятие, дети попадают в привычный для
них мир сказочных героев. Это Вопросик,
Лень, Яблокогрыз, Робот, герои диснеевских
мультфильмов. Повествование ведется
от лица Вопросика, который говорит, что
работать на компьютере (именно работать,
а не играть) может только грамотный ученик.
А грамотным он станет тогда, когда сможет
правильно ответить на все вопросы Вопросика.
Наша игра на уроке носит не «развлекательно-
Специально для курса создана книжка-раскраска «Урок Вопросика». На рисунке приведены примеры из этой книжки.
Заключительные уроки, на которых учащиеся повторяют пройденный материал, проходят в виде КВН или игры «Путешествие по компьютерной стране».
Основные параметры, позволяющие говорить о результативности уроков информатики с психологической поддержкой, таковы:
Курс «Школа Беббиджа» – пропедевтический курс информатики, включающий четыре направления: информационное, компьютерное, алгоритмическое и творческое. Курс получил свое название в память о школе Чарльза Беббиджа. На занятиях детям предстоит не только узнать историю развития методов вычислений и ВТ, научиться кодировать информацию и писать алгоритмы, но и придумать свой компьютер из тех частей и устройств, которые необходимы на субъективный взгляд ученика.
Обучение информатике идет под девизом школы Ч. Беббиджа:
Предполагаемая автором методическая разработка включает:
Характеристика курса «Школа Беббиджа»:
Информация о работе Дидактические игры на уроках информатики в начальной школе по ЛогоМирам