Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.
Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам
Портал "Профориентир"
Дистанционное образование
Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам
Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения
Введение
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.
Профильное обучение за счет
целенаправленной дифференциации структуры
содержания, форм и методов организации
образовательного процесса обеспечивает
условия для эффективной реализации
индивидуализации обучения, более полного
учета интересов, склонностей и
способностей учащихся, открывает принципиально
новые возможности для
? создать условия для
значительной дифференциации
? способствовать установлению
равного доступа к
? расширить возможности
углубленного изучения
? обеспечить преемственность
между общим и
Переход к профильному обучению в старших классах потребует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. Нужны учителя, способные вести преподавание учебных предметов не только на базовом, но и на профильном уровне, нужны учебные кабинеты, укомплектованные соответствующим оборудованием. Необходимо обеспечить изучение элективных курсов по многим предметам, включая и те, которых никогда не было раньше в школе.
В этих условиях встает вопрос
о кооперации, объединении образовательных
ресурсов нескольких школ, создании образовательных
сетей. Принятая Министерством образования
РФ в 2002 г. Концепция профильного
обучения исходит из многообразия форм
его реализации на практике, в частности,
рассматривает сетевое
Создание образовательной
сети, кооперация (объединения образовательных
ресурсов) различных образовательных
учреждений позволит старшеклассникам
одной школы при необходимости
воспользоваться
Такая модель организации
профильного обучения на практике может
быть эффективна в случае организации
в школе отдельных профильных
классов, объединяющих школьников по групповым
интересам (познавательные потребности
в области определенного набора
учебных предметов). Вместе с тем,
цели профильного обучения направлены
на реализацию индивидуальных интересов
и образовательных потребностей
каждого школьника и
I.Возможности дистанционных
образовательных технологий в
реализации профильного
Организация профильного обучения основывается на введении на старшей ступени школы нового Базисного учебного плана, двухуровневого государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и создает условия для формирования разнообразных моделей организации обучения в этом звене школы. При этом значительно сокращается объем инвариантной части содержания образования, вводятся курсы по выбору школьников (профильные и элективные), учебные проекты, исследовательская деятельность школьников.
Однако, структурные и
организационные изменения
Так, несмотря на ориентацию Концепции профильного обучения на уменьшение инвариантной части образования и возрастание вариативного компонента, доля часов, отводимых учебными планами на освоение предметов базового уровня, зачастую составляет 57-64%
Только 9% школ включили в
свои учебные планы все три
составляющих школьного компонента:
элективные курсы, учебные проекты,
практики и исследовательскую
В ходе анализа выявлена недостаточная
готовность школ к внедрению в
учебный процесс на старшей ступени
исследовательской
Все это говорит о том,
что в значительном числе случаев
отдельная школа не обладает соответствующими
кадровыми, материальными ресурсами,
учебно-методическим обеспечением и
не в состоянии в полной мере реализовать
профильное обучение в традиционных
формах организации учебного процесса.
Встает вопрос о сетевом взаимодействии
различных образовательных
Таким образом, с позиций целей и предмета настоящего проекта наиболее значимы следующие аспекты введения профильного обучения.
Во-первых, интеграция образовательных
учреждений, их сетевое взаимодействие
в процессе осуществления профильного
обучения. Речь идет не только об объединении
образовательных ресурсов в условиях
их дефицита в настоящее время
во многих школах, но и о кооперации
общего среднего, дополнительного и
профессионального образования
разных уровней. Последнее во многом
обусловлено новым функционалом
старшей ступени школы как
этапа предпрофессиональной, предвузовской
подготовки выпускников школы, что
актуализирует осуществление
Во-вторых, профильное обучение
влечет за собой неизбежное увеличение
продолжительности и значимости
самообразования в
Осуществление профильного
обучения, дифференциация содержания
образования невозможны без индивидуализации
обучения, построения индивидуальных
образовательных программ для каждого
обучаемого. Это потребует новых
подходов к разработке учебных планов,
программ, принципов организации
образовательного процесса, включая
широкое использование
За последние годы вопросами организации и методического обеспечения дистанционного обучения посвящено немало работ зарубежных (Rey Thomas, Mikhael Muchnic, Peter Knight, Takeshi Utsumi, Alan Chute и др.) и российских ученых (А.А. Андреев, Кривошеев А.О., Кашицин В.Н., Полат Е.С., Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Моисеева И.В., Грюнцев А.Н., Домрачев В.Г. и др.).
Анализ опыта создания и использования дистанционного обучения (ДО) позволил выделить характерные особенности этого вида образовательной технологии, важные для реализации профильного обучения:
1. «Гибкость, адаптивность»
Каждый школьник может учится в индивидуальном темпе и столько, сколько ему необходимо для освоения курса на базовом или профильном уровне и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность»
В основу программ ДО закладывается
в основном модульный принцип
построения. Это позволяет из набора
независимых учебных модулей
формировать содержание учебного курса,
отвечающего индивидуальным или
групповым образовательным
3. «Интерактивность»
Возможность обучаться в
режиме диалога со всеми участниками
образовательного процесса посредством
использования
4. «Асинхронность»
Выражает условие реализации образовательного процесса, при котором обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого из них расписанию.
5. «Открытость и массовость»
Количество обучающихся не является критичным параметром для эффективности технологии обучения. Обучающиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и др.).
6. «Распределенность»
Быстрое развитие телекоммуникационной
среды является предпосылкой создания,
так называемых, «виртуальных образовательных
учреждений», объединяющих в единую
образовательную систему
7. «Эголитарность»
Снимает социальную напряженность,
обеспечивая равную возможность
получения образования
8. «Рентабельность»
То есть экономическая
эффективность ДО. Оценка стоимости
образовательных систем ДО показывает,
что она обходится
Существенное значение для
развития дистанционного обучения имеет
обоснование дидактических