Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья

Описание работы

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.

Содержание работы

Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

Портал "Профориентир"

 

 

 

Дистанционное образование

 

Концепция сетевого взаимодействия учреждений

Дистанционное образование  — Ссылки

Дистанционные олимпиады  школьникам

 

 

 

 

Концепция сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального  и дополнительного образования  по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного  обучения

Введение

 

К числу важнейших задач  модернизации общего среднего образования  следует отнести задачу разностороннего  развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к  меняющимся социальным условиям. Решение  этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных  форм, методов обучения в зависимости  от познавательных потребностей, интересов  и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна  она на старшей ступени школьного  образования. Именно поэтому сейчас и ставится задача введения в старших  классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и  склонностей каждого школьника.

 

Профильное обучение за счет целенаправленной дифференциации структуры  содержания, форм и методов организации  образовательного процесса обеспечивает условия для  эффективной реализации индивидуализации обучения, более полного  учета интересов, склонностей и  способностей учащихся, открывает принципиально  новые возможности для образования  старшеклассников в соответствии с  их профессиональными интересами и  намерениями в отношении продолжения  образования и выбора жизненного пути. Профильное обучение создает  реальные возможности реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению, преследует, как указывается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Минобразования РФ, следующие основные цели:

 

? создать условия для  значительной дифференциации содержания  обучения старшеклассников, с широкими  и гибкими возможностями построения  школьниками индивидуальных образовательных  программ;

 

? способствовать установлению  равного доступа к полноценному  образованию разным группам обучающихся  в соответствии с их индивидуальными  склонностями и потребностями;

 

? расширить возможности  углубленного изучения отдельных  учебных предметов;

 

? обеспечить преемственность  между общим и профессиональным  образованием, в том числе более  эффективно подготовить выпускников  школы к поступлению в вузы  и освоению программ высшего  профессионального образования.

 

Переход к профильному  обучению в старших классах потребует  от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных  и материальных ресурсов. Нужны учителя, способные вести преподавание учебных  предметов не только на базовом, но и на профильном уровне, нужны учебные  кабинеты, укомплектованные соответствующим  оборудованием. Необходимо обеспечить изучение элективных курсов по многим предметам, включая и те, которых  никогда не было раньше в школе.

 

В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении образовательных  ресурсов нескольких школ, создании образовательных  сетей. Принятая Министерством образования  РФ в 2002 г. Концепция профильного  обучения исходит из многообразия форм его реализации на практике, в частности, рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как  одно из наиболее перспективных направлений  организации профильного обучения.

 

Создание образовательной  сети, кооперация (объединения образовательных  ресурсов) различных образовательных  учреждений позволит старшеклассникам одной школы при необходимости  воспользоваться образовательными услугами других школ или учреждений дополнительного, довузовского образования, что обеспечит более полную реализацию их интересов и познавательных потребностей. Учреждения и преподаватели системы  дополнительного образования могут  стать важным компонентом образовательных  сетей, реализующим профильные и  особенно элективные курсы, учебные  проекты. Это позволит существенно расширить спектр таких курсов и новых форм образовательного процесса, повысить качество и эффективность общего образования.

 

Такая модель организации  профильного обучения на практике может  быть эффективна в случае организации  в школе отдельных профильных классов, объединяющих школьников по групповым  интересам (познавательные потребности  в области определенного набора учебных предметов). Вместе с тем, цели профильного обучения направлены на реализацию индивидуальных интересов  и образовательных потребностей каждого школьника и предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального учебного плана. Реализация таких возможностей в рамках традиционно  понимаемых сетевых форм организации  обучения значительно затруднена из-за ряда факторов (нестыковка расписаний занятий, непостоянный состав учебных  групп, нерешенные вопросы учета  трудозатрат и оплаты труда преподавателей и т.д.). Все это существенно  актуализирует использование дистанционных  образовательных технологий в качестве средства реализации профильного обучения, прежде всего, в форме индивидуальных учебных планов школьников.

 

I.Возможности дистанционных  образовательных технологий в  реализации профильного обучения

 

Организация профильного  обучения основывается на введении на старшей ступени школы нового Базисного учебного плана, двухуровневого государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и создает  условия для формирования разнообразных  моделей организации обучения в  этом звене школы. При этом значительно  сокращается объем инвариантной части содержания образования, вводятся курсы по выбору школьников (профильные и элективные), учебные проекты, исследовательская  деятельность школьников.

 

Однако, структурные и  организационные изменения образовательного процесса потребуют от школ значительных усилий, соответствующего кадрового, материального  и образовательного потенциала, которым  многие из них в настоящее время  не располагают. Судя по данным эксперимента по введению профильного обучения, проведенного в 2003-2006 гг. в десяти регионах страны, многие принципы построения профильного  обучения пока еще не получили должного отражения в практике школы именно по указанным причинам.

 

Так, несмотря на ориентацию Концепции профильного обучения на уменьшение инвариантной части образования  и возрастание вариативного компонента, доля часов, отводимых учебными планами  на освоение предметов базового уровня, зачастую составляет 57-64%

 

Только 9% школ включили в  свои учебные планы все три  составляющих школьного компонента: элективные курсы, учебные проекты, практики и исследовательскую деятельность. 39% ограничились элективными курсами  и практиками и 31% используют лишь элективные курсы. Доля часов, отводимых учебными планами на изучение элективных курсов, как правило, незначительна: в лучшем случае 15-18%, а в основном - 9-11%. У учащихся нередко практически отсутствует выбор элективных курсов. Только около 40% школ создали для учащихся реальные возможности для выбора элективов. В отдельных случаях элективные курсы были заменены базовыми учебными предметами в расширенном объеме. В 33% школ объем школьного компонента уменьшен (на 1-2 часа) по сравнению с рекомендуемым в БУПе.

 

В ходе анализа выявлена недостаточная  готовность школ к внедрению в  учебный процесс на старшей ступени  исследовательской деятельности, учебных  проектов, практикумов.

 

Все это говорит о том, что в значительном числе случаев  отдельная школа не обладает соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением и  не в состоянии в полной мере реализовать  профильное обучение в традиционных формах организации учебного процесса. Встает вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, объединении их ресурсов и образовательного потенциала. При этом наиболее перспективным  направлением реализации сетевого взаимодействия представляется использование дистанционных  образовательных технологий.

 

Таким образом, с позиций  целей и предмета настоящего проекта  наиболее значимы следующие аспекты  введения профильного обучения.

 

Во-первых, интеграция образовательных  учреждений, их сетевое взаимодействие в процессе осуществления профильного  обучения. Речь идет не только об объединении  образовательных ресурсов в условиях их дефицита в настоящее время  во многих школах, но и о кооперации общего среднего, дополнительного и  профессионального образования  разных уровней. Последнее во многом обусловлено новым функционалом старшей ступени школы как  этапа предпрофессиональной, предвузовской  подготовки выпускников школы, что  актуализирует осуществление преемственности  школьного и вузовского образования, использования в старших классах  форм и методов обучения, характерных  высшего образования.

 

Во-вторых, профильное обучение влечет за собой неизбежное увеличение продолжительности и значимости самообразования в образовательном  процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При этом подразумевается не только самообразование как вид образовательной  деятельности, характерный для удовлетворения индивидуальных познавательных интересов  или дополнительного образования, но и существенное возрастание объема самостоятельной учебной работы школьников на уроках. В этих условиях существенно увеличится роль средств  обучения, особое значение приобретут средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения, в том числе  и дистанционных образовательных  технологий. Фактически надо говорить о необходимости создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.

 

Осуществление профильного  обучения, дифференциация содержания образования невозможны без индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных программ для каждого  обучаемого. Это потребует новых  подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации  образовательного процесса, включая  широкое использование возможностей дистанционных технологий обучения.

 

За последние годы вопросами  организации и методического  обеспечения дистанционного обучения посвящено немало работ зарубежных (Rey Thomas, Mikhael Muchnic, Peter Knight, Takeshi Utsumi, Alan Chute и др.) и российских ученых (А.А. Андреев, Кривошеев А.О., Кашицин В.Н., Полат  Е.С., Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Моисеева И.В., Грюнцев А.Н., Домрачев В.Г. и др.).

 

Анализ опыта создания и использования дистанционного обучения (ДО) позволил выделить характерные  особенности этого вида образовательной  технологии, важные для реализации профильного обучения:

 

1.    «Гибкость, адаптивность»

 

Каждый школьник может  учится в индивидуальном темпе и  столько, сколько ему необходимо для освоения курса на базовом  или профильном уровне и получения  необходимых знаний по выбранным  дисциплинам.

 

2. «Модульность»

 

В основу программ ДО закладывается  в основном модульный принцип  построения. Это позволяет из набора независимых учебных модулей  формировать содержание учебного курса, отвечающего индивидуальным или  групповым образовательным потребностям.

 

3. «Интерактивность»

 

Возможность обучаться в  режиме диалога со всеми участниками  образовательного процесса посредством  использования специализированной образовательной среды (в том  числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции).

 

4. «Асинхронность»

 

Выражает условие реализации образовательного процесса, при котором  обучающий и обучаемый могут  реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого из них  расписанию.

 

5. «Открытость и массовость»

 

Количество обучающихся  не является критичным параметром для  эффективности технологии обучения. Обучающиеся имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным  библиотекам, базам данных и др.).

 

6. «Распределенность»

 

Быстрое развитие телекоммуникационной среды является предпосылкой создания, так называемых, «виртуальных образовательных  учреждений», объединяющих в единую образовательную систему потенциал  целого ряда школ, вузов, учреждений дополнительного, довузовского образования и т.д.

 

7. «Эголитарность»

 

Снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность  получения образования независимо от места проживания.

 

8. «Рентабельность»

 

То есть экономическая  эффективность ДО. Оценка стоимости  образовательных систем ДО показывает, что она обходится приблизительно в 1.5 - 2 раза дешевле, в основном за счет более эффективного использования  учебных помещений и технических  средств, а также за счет использования  более концентрированного представления  содержания образования, ориентированности  технологий ДО на большее количество одновременно обучающихся.

 

Существенное значение для  развития дистанционного обучения имеет  обоснование дидактических функций  компьютерных телекоммуникаций на основе обобщения опыта реализации этого  вида обучения и анализа ресурсов повышения эффективности средств  телекоммуникационных технологий. К  основным дидактическим функциям компьютерных телекоммуникаций в настоящее время  следует отнести: предоставление доступа  к различным систематизированным  и несистематизированным источникам информации, организация совместных учебных проектов и исследований, оказание оперативной консультационной помощи обучаемым, оперативный обмен  информацией с другими пользователями сети. Данные функции определяются в зависимости от дидактических  свойств конкретного вида телекоммуникационной связи (асинхронного, синхронного, IP-подключения), поскольку по дидактическим свойствам  различаются условия организации, хранения, передачи, представления  информации в сети.

Информация о работе Дистанционное образование