Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.
Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам
· сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
· обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
· внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
· привлечение внебюджетных средств.
Органы управления образованием, инициирующие на своей территории сетевое взаимодействие в целях реализации профильного обучения, решают задачи обеспечения гарантий прав граждан на получение общего образования, эффективного использования ресурсов системы образования, оптимизации управления региональными и муниципальными системами образования
Модель «Ресурсный центр дистанционного обучения для профильных классов»
Ресурсные центры дистанционного обучения объединяют вокруг себя различные образовательные учреждения. При этом они могут функционировать как для сформированных профильных классов, так и для реализации индивидуальных учебных планов учащихся при организации сетевого взаимодействия.
Образовательный ресурс, включая сетевые профильные и элективные курсы, через Интернет доступен для любого образовательного учреждения, входящего в сеть, и используется учителями школ в соответствии с целями и задачами учебного процесса для проведения уроков в профильных классах, а также в системе дополнительного образования. Данную модель целесообразно применять тогда, когда:
· образовательное учреждение имеет недостаток в квалифицированных педагогических кадрах для преподавания профильных и элективных курсов;
· образовательное учреждение испытывает дефицит в элективных курсах, поддерживающих отдельные профили, учитывая, что учащимся необходимо обеспечить возможности реального выбора элективных курсов в соответствии с их интересами и дальнейшими профессиональными намерениями;
· образовательное учреждение считает целесообразным повысить эффективность и расширить возможности для освоения учащимися отдельных базовых предметов ввиду сокращения учебных часов на эти предметы в инвариантной части учебного плана;
· образовательному учреждению
необходимо развивать методическое
обеспечение и пополнить
· лабораторная база образовательного учреждения полностью не укомплектована, и школа испытывает недостаток в оборудовании и расходных материалах;
· планируется расширить
спектр образовательных услуг в
системе дополнительного
· у образовательного учреждения
отсутствует возможность
При организации обучения по индивидуальным учебным планам ресурсные центры дистанционного обучения, обеспечивающие функционирование сети, строят свою работу по несколько иной схеме.
В этом случае образовательное
учреждение запрашивает в ресурсном
центре обучения сетевые учебные
курсы и другие образовательные
ресурсы в соответствии с потребностями
учащихся, отраженными в их индивидуальных
учебных планах, и предоставляет
им возможность самостоятельно осваивать
эти курсы. При нет необходимости
разбивать учащихся класса на отдельные
минигруппы по выбранным ими предметам
и не предусматривать для этого
отдельных учебных помещений
для каждой минигруппы. Достаточно
разместить всех учащихся класса в
одном оборудованном
Сетевой учитель:
· обеспечивает систематическое наблюдение за освоением учащимися предметного курса;
· проводит консультации учащихся в форуме «учитель – ученик» в соответствии с расписанием в режиме он-лайн, а, в случае необходимости, оказывает им дополнительную индивидуальную помощь в он- и офф-лайн режимах;
· проверяет домашние задания, контрольные и лабораторные работы, оценивает их и заносит оценку в электронный журнал;
· ведет переписку с учащимися по электронной почте и в форуме «учитель-ученик» с целью оптимизации их учебной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Общается с тьюторами учащихся, их родителями в учительском форуме, а также в системе сообщений и по электронной почте соответственно.
Сетевой учитель организует индивидуально ориентированный учебный процесс, базой для которого является глубокое знание индивидуальных особенностей каждого из учащихся. Такие данные предоставляет сетевому учителю психологическая служба сети и тьютор, сопровождающий учащегося в течение всего периода его обучения, помогая ему выстроить индивидуальную образовательную траекторию и быть успешным на пути достижения его целей.
Тьютор:
·представляет нового ученика
психологу с целью
·проводит собеседование с родителями (в случае, если учащийся не достиг 18 лет) с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка. Взаимодействие осуществляется посредством рассылки писем или организации общения на форуме «Тьютор – родитель»;
·взаимодействует с психологом с целью ознакомления с индивидуальными особенностями учащихся, необходимыми для формирования адекватного учебного плана;
·систематически осуществляет наблюдение за ходом текущей работы ученика (выполнение тестов, работа с тренажером);
·контролирует выполнение учащимся домашних заданий;
·выявляет уровень успешности
и эффективности учебной
·поддерживает форумы (связь с учениками и их родителями) с целью оказания помощи в организации прохождения учебных курсов и обеспечения учащегося всеми необходимыми материалами и рекомендациями.
Система взаимодействия сетевого
учителя и тьютора является определяющей
в организации индивидуально-
Такое построение учебного процесса позволяет:
· существенно расширить объем образовательных услуг, предоставляемых учащимся в соответствии с их образовательными потребностями;
· реализовывать индивидуальные
учебные планы и
· предоставить учащимся возможность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность через выбор темпа и ритма занятий, адекватного их психолого-педагогическим особенностям;
· организовывать занятия по различным предметам в одной учебной аудитории;
· экономить время и средства за счет отсутствия необходимости организовывать передвижение учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
· использовать систему частичного экстерната с целью интенсификации и оптимизации учебного процесса.
Модель построения образовательных сетей на основе паритетной кооперации образовательных учреждений и ресурсного центра дистанционного обучения
При реализации данной моделиучащимся
предоставляется право выбора получения
профильного обучения не только там,
где он учится, но и в кооперированных
с общеобразовательным
Выбор конкретного варианта
модели организации профильного
обучения определяется, прежде всего,
ресурсами, которыми располагает школа
и ее партнеры, муниципальная система
образования в целом (см. Приложение
к письму Департамента общего и дошкольного
образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации
по организации профильного
Варианты модели паритетной кооперации образовательных учреждений могут быть построены независимо от того, каким образом организован учебно-воспитательный процесс в каждом из образовательных учреждений сети: по сформированным профилям со стационарными классами или с использованием индивидуальных учебных планов учащихся.
При организации обучения
по сформированным профилям работа сети
основана на взаимном обмене образовательными
ресурсами отдельных
В этом случае учащиеся, оставаясь
на своих местах в классе, могут
дистанционно освоить базовые и
профильные предметы учебного плана
выбранного ими профиля или элективные
курсы, по которым в штате
Для образовательных учреждений, работающих по индивидуальным учебным планам учащихся использование дистанционных образовательных технологий оказывается просто необходимым и пока, как правило, единственным реальным вариантом организации образовательного процесса.
В условиях паритетной кооперации оценивание учебных достижений учащихся осуществляется как учителями школ, в которых эти учащиеся обучаются, так и сетевыми учителями из других образовательных учреждений. Также предусматривается учет отметок, полученных учащимися при работе с сетевым ресурсом, то есть отметки, полученные учащимися в результате освоения сетевого ресурса в режиме он-лайн, могут быть перенесены в классный журнал из электронного журнала центра дистанционного обучения.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий в модели «Паритетная кооперация» позволяет:
· максимально полно и
эффективно использовать кадровый потенциал
и всю организационно-
· расширить образовательные возможности каждого их образовательных учреждений, предоставляя учащимся широкие возможности p выбора как учебных курсов, так и способов организации учебной деятельности;
· обеспечить координацию учебных планов образовательных учреждений, входящих в сеть, а также оптимизировать составление расписаний учебных занятий;
· избежать перемещения школьников из одного образовательного учреждения в другое, что невозможно без использования дистанционных образовательных технологий;
· организовывать проектную
и исследовательскую
Помимо двух описанных выше моделей организации сетевого взаимодействия, возможна и комплексная модель, сочетающая в себе подходы построения сети по принципу «паритетной кооперации» и по принципу «ресурсного центра». В случае применения в учебном процессе дистанционных образовательных технологий реализация данной модели целесообразна в условиях выполнения функций ресурсного центра учреждением дистанционного образования, при этом оно должно являться одним из звеньев в сети паритетной кооперации.
Комплексная модель построения образовательных сетей обладает не только основными системообразующими признаками моделей «Ресурсный центр» и «Паритетная кооперация», но и интегрирует в себе все преимуществами этих моделей.
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени важнейшим показателем целесообразности построения и эффективности работы той или иной модели является степень удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
Ответственность за организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений ложится на Координационный центр профильного обучения территориального органа управления образованием.
Формирование образовательных
сетей с использованием в учебном
процессе сетевых мультимедиа
1. Первый этап - внутришкольный,
который осуществляет
2. Второй этап - межшкольный,
осуществляемый
В рамках первого этапа администрация образовательного учреждения должна провести мониторинг по следующим направлениям:
1. Мониторинг потребностей, включающих в себя:
* потребности учащихся и их родителей,
* потребности рынка
труда данной территории, которые
должны соответствовать