Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья
К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.
Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам
Дидактический потенциал
и функции компьютерных телекоммуникаций
обеспечивают возможность организации
учебного процесса, отвечающего требованиям
и целям профильного обучения
и отражающим основные принципы личностно-ориентированного
подхода. Учитывая, что профильное обучение
предполагает гибкость, широкую вариативность
и дифференциацию как в выборе
учащимися содержания, так и форм
получения образования, образовательные
модели, основанные на использовании
дистанционных образовательных
технологий, становятся эффективным
ресурсом реализации профильного обучения.
Высокий дидактический
· Максимальная индивидуализация учебного процесса
Дистанционное обучение предоставляет
возможность для организации
обучения по индивидуальным учебным
планам учащихся в соответствии с
их образовательными потребностями
и психолого-педагогическими
·Ориентация на самообразование
Процесс обучения направлен на развитие навыка самостоятельной активной учебной деятельности и на повышение уровня ее эффективности.
·Гибкость организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Использование дистанционных
образовательных технологий позволяет
образовательным учреждениям
·Разноуровневость содержания образовательного ресурса
За счет модульного построения,
вариативности содержания, гибкости
структуры сетевые учебные
Возможности функционального
ресурса в оперативном
Системы дистанционного обучения
предоставляют возможности
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса
Освоение учащимися нового
типа информационно-образовательного
пространства происходит при постоянной
поддержке психологов и педагогов.
Реализация индивидуально-ориентированного
подхода создает условия для
обеспечения психологического комфорта
в процессе обучения, что способствует
повышению уровня мотивации учения
и эффективности учебной
Оптимизация форм и способов представления учебного материала
Гипертекстовая организация
сетевых учебных курсов позволяет
компактно представить большой
объем учебной информации, четко
ее структурировав. Использование в
сетевых курсах мультимедиа объектов
позволяют задействовать
Помимо дидактического потенциала
сетевых образовательных
·повышению мотивации
учащегося к осознанному
·интенсификации учебного процесса
с целью выделения
·созданию возможности для проектной и исследовательской деятельности в рамках избранного профиля и т.п.
II.Модели сетевого
при профильном обучении на старшей ступени школы;
Введение профильного
обучения – предпосылка использования
сетевой организации
В последнее время в Российской Федерации широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования: открываются образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в школах реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические, экономические классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений НПО и СПО).
При организации профильного
обучения сетевое взаимодействие образовательных
учреждений (организаций) представляет
собой их совместную деятельность,
обеспечивающую возможность обучающемуся
осваивать образовательную
Образовательная сеть может строиться в двух основных вариантах.
Первый связан с интеграцией нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных школ будет выполнять роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует «ресурсный центр».
Второй вариант основан
на использовании отдельной школой
образовательных ресурсов учреждений
общего, дополнительного, высшего, среднего
и начального профессионального
образования. В этом случае учащимся
предоставляется право выбора получения
профильного образования либо в
собственной школе, либо в кооперированных
с ней образовательных
Таким образом, в условиях
сетевого взаимодействия образовательных
учреждений профильное обучение обучающихся
конкретного
1- «ресурсный центр»
2- «паритетная кооперация».
Оба варианта организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений могут иметь различные структурные и функциональные построения.
Для варианта «ресурсный центр» возможны три модели построения:
1. Централизованная иерархичная структура
Создается крупным, высокоресурсным
образовательным учреждением –
провайдером образовательных
2. Централизованная структура независимых организаций
Такая структура объединяет в себе несколько независимых образовательных учреждений во главе с ресурсным центром, функционирующая на основе договорных отношений, определяющих разделение кадровых, материальных и образовательных ресурсов. Типичной структурой подобного вида является National Technologial University, объединяющий более 40 инженерных школ при университетах.
3. Франчайзинговая структура
Она строится на базе головного
образовательного учреждения и сети
независимых учебных заведений,
адаптирующих учебные курсы, тесты,
тренажеры применительно к
Для модели «паритетная кооперация» возможны две основныех организационные структуры:
1. Структура автономной кооперации
Участники такой сети независимы и равноправны, кооперируются на региональной основе или на основе специализации образования для сопровождения учебных курсов, предоставляемых разными участниками сети. Примером подобного рода кооперации может служить Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EAD TU). В 875 образовательных центрах EAD TU обучается около 900 тыс. студентов.
2. Структура «свободной академической сети»
Создается в основном для обмена профессиональным опытом в области содержания и организации обучения. Наиболее известным примером такого рода объединения может служить Международный совет по открытому и дистанционному образованию (International Council for open and Distant Education).
Анализ особенностей построения и функционирования перечисленных структур показывает, что наиболее эффективными с точки зрения сетевого взаимодействия при реализации профильного обучения являются: для модели «ресурсный центр» - централизованная структура независимых организаций или франчайзинговая структура, для модели «паритетная кооперация» - структура автономной кооперации.
В соответствии с Концепцией профильного обучения ресурсными центрами могут быть образовательные учреждения, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которых достаточен для удовлетворения образовательных потребностей учащихся образовательных учреждений сети. Соответственно, для того чтобы образовательное учреждение дистанционного обучения, вокруг которого формируется образовательная сеть, стало ресурсным центром для профильных школ необходимо, чтобы его потенциал включал в себя следующие составляющие:
Таблица 1. Ресурсное обеспечение центра дистанционного обучения
Образовательный ресурс
Кадровый ресурс
Функциональный ресурс
Технический ресурс
- интерактивные мультимедиа
сетевые профильные учебные
- интерактивные мультимедиа
сетевые элективные учебные
- интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
- интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа;
- банк проектных заданий;
- интерактиные мультимедиа курсы довузовской подготовки;
- медиатека, представленная
широким спектром цифровых
- базы данных;
- интерактивные тренажеры;
- интерактивные тесты
- сетевые методисты;
- сетевые учителя;
- сетевые тьюторы;
- сетевые психологи
- электронный журнал;
- форумы;
- статистическая база
- компьютеры;
- принтеры;
- сканеры;
- проекторы;
- веб-камеры;
- экраны;
выход в Интернет
Обязательным для любого
ресурсного центра дистанционного обучения,
входящего в образовательную
сеть и являющегося ресурсным
центром, является лицензирование образовательной
деятельности, экспертиза всех имеющихся
информационно-образовательных
Основные варианты построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени школы
Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций определяется главным образом теми, кто выступает в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия: обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием (см. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования. Журнал «Вестник образования» №4 2004 г. Приложение «Профильное обучение).
Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:
· расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;