Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья

Описание работы

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.

Содержание работы

Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

 

Дидактический потенциал  и функции компьютерных телекоммуникаций обеспечивают возможность организации  учебного процесса, отвечающего требованиям  и целям профильного обучения и отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода. Учитывая, что профильное обучение предполагает гибкость, широкую вариативность  и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования, образовательные  модели, основанные на использовании  дистанционных образовательных  технологий, становятся эффективным  ресурсом реализации профильного обучения. Высокий дидактический потенциал  дистанционных технологий в профильном обучении обусловлен следующими их свойствами:

 

· Максимальная индивидуализация учебного процесса

 

Дистанционное обучение предоставляет  возможность для организации  обучения по индивидуальным учебным  планам учащихся в соответствии с  их образовательными потребностями  и психолого-педагогическими особенностями  и уровнем предшествующей учебной  подготовки.

 

·Ориентация на самообразование

 

Процесс обучения направлен  на развитие навыка самостоятельной  активной учебной деятельности и  на повышение уровня ее эффективности.

 

·Гибкость организационной  структуры обучения с использованием дистанционных образовательных  технологий

 

Использование дистанционных  образовательных технологий позволяет  образовательным учреждениям формировать  учебные планы с использованием различных форм освоения образовательных программ, а также по различным конфигурациям построения индивидуальной образовательной стратегии учащихся: возможно пошаговое или модульное освоение учебных программ.

 

·Разноуровневость содержания образовательного ресурса

 

За счет модульного построения, вариативности содержания, гибкости структуры сетевые учебные курсы  позволяют реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных  программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных  программ в определенной сфере с  учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых. При этом, в  условиях дистанционного обучения им предоставляется возможность изменения  уровня изучения любого предмета в  течение всего периода освоения образовательной программы.

 

Возможности функционального  ресурса в оперативном оценивании образовательных результатов, рефлексии  и коррекции методик обучения

 

Системы дистанционного обучения предоставляют возможности оперативного и объективного оценивания, он- и  офф-лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии  учебной деятельности при поддержке  тьюторов, открытого и конфиденциального  взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки.

 

Обеспечение психолого-педагогического  сопровождения учебного процесса

 

Освоение учащимися нового типа информационно-образовательного пространства происходит при постоянной поддержке психологов и педагогов. Реализация индивидуально-ориентированного подхода создает условия для  обеспечения психологического комфорта в процессе обучения, что способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся.

 

Оптимизация форм и способов представления учебного материала

 

Гипертекстовая организация  сетевых учебных курсов позволяет  компактно представить большой  объем учебной информации, четко  ее структурировав. Использование в  сетевых курсах мультимедиа объектов позволяют задействовать различные  типы восприятия информации: визуальное и аудиальное, что облегчает восприятие учебной информации, вследствие чего повышается эффективность учебного процесса в целом.

 

Помимо дидактического потенциала сетевых образовательных ресурсов и дистанционных образовательных  технологий, в условиях профильного  обучения должен быть использован и  их организационный потенциал. Так, дистанционные образовательные  технологии позволяют учащимся осуществлять обучение, используя смешанные формы  освоения образовательных программ: очную, очно-заочную, экстернат (Закон  РФ «Об образовании», ст.10), когда  часть предметов учащийся изучает  в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно. Так, например, учащийся гуманитарного  профиля в соответствии со своим  индивидуальным учебным планом может  в ускоренном темпе (Закон РФ «Об  образовании», ст. 50, п. 4) освоить непрофильные дисциплины, такие, как – физика, химия, биология, тем самым, высвободив часы для изучения профильных учебных  курсов или соответствующих элективных курсов. Подобное сочетание форм обучения способствует:

 

·повышению мотивации  учащегося к осознанному планированию своей учебной деятельности;

 

·интенсификации учебного процесса с целью выделения дополнительных временных ресурсов для освоения профильных предметов и элективных курсов;

 

·созданию возможности для  проектной и исследовательской  деятельности в рамках избранного профиля  и т.п.

 

II.Модели сетевого взаимодействия  образовательных учреждений

 

при профильном обучении на старшей ступени школы;

 

Введение профильного  обучения – предпосылка использования  сетевой организации образовательного процесса, перехода к новым формам обучения.

 

В последнее время в  Российской Федерации широко распространилась практика взаимодействия общеобразовательных  школ и учреждений профессионального  образования: открываются образовательные  учреждения (гимназии, лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; в  школах реализуются образовательные  программы и отдельные курсы  с использованием кадрового и  научно-методического ресурсов вузов (педагогические, юридические, экономические  классы, агроклассы и др.). Подобный опыт используется также учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования (подготовка учащихся средней школы по программам профессионального образования на базе учреждений НПО и СПО).

 

При организации профильного  обучения сетевое взаимодействие образовательных  учреждений (организаций) представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающемуся осваивать образовательную программу  определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений (организаций).

 

Образовательная сеть может  строиться в двух основных вариантах.

 

Первый связан с интеграцией  нескольких школ вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и  кадровым потенциалом, которая для  остальных школ будет выполнять  роль «ресурсного центра». В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых  общеобразовательных предметов  и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она в состоянии  реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует «ресурсный центр».

 

Второй вариант основан  на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального  образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения  профильного образования либо в  собственной школе, либо в кооперированных  с ней образовательных структурах, Есть все основания предполагать, что в этих условиях значительная часть учащихся на старшей ступени  школы начинают получать образовательные  услуги в более чем одном образовательном  учреждении.

 

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных  учреждений профильное обучение обучающихся  конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного  и организованного привлечения  и использования образовательных  ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, в том числе  центров дистанционного обучения. Сетевое  взаимодействия может строиться  в двух основных формах:

 

1- «ресурсный центр»

 

2- «паритетная кооперация».

 

Оба варианта организации  сетевого взаимодействия образовательных  учреждений могут иметь различные  структурные и функциональные построения.

 

Для варианта «ресурсный центр» возможны три модели построения:

 

1. Централизованная иерархичная  структура

 

Создается крупным, высокоресурсным  образовательным учреждением –  провайдером образовательных услуг. Ее характеризуют жесткие иерархические  связи с подчиненными образовательными учреждениями низшего уровня и контроль центра. В качестве примера такой  структуры могут рассматриваться  открытые мегауниверситеты. В частности, к такой структуре можно отнести  Национальный центр дистанционного образования во Франции, который  предоставляет образовательные  услуги одновременно 35 тыс. обучаемых  в 120 странах.

 

2.  Централизованная структура  независимых организаций

 

Такая структура объединяет в себе несколько независимых  образовательных учреждений во главе  с ресурсным центром, функционирующая  на основе договорных отношений, определяющих разделение кадровых, материальных и  образовательных ресурсов. Типичной структурой подобного вида является National Technologial University, объединяющий более 40 инженерных школ при университетах.

 

3. Франчайзинговая структура

 

Она строится на базе головного  образовательного учреждения и сети независимых учебных заведений, адаптирующих учебные курсы, тесты, тренажеры применительно к своим  потребностям, контингенту обучаемых. В нашей стране примером такой  структуры может служить сеть МЭСИ.

 

Для модели «паритетная кооперация»  возможны две основныех организационные  структуры:

 

1. Структура автономной  кооперации

 

Участники такой сети независимы и равноправны, кооперируются на региональной основе или на основе специализации образования для  сопровождения учебных курсов, предоставляемых  разными участниками сети. Примером подобного рода кооперации может  служить Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения (EAD TU). В 875 образовательных центрах EAD TU обучается около 900 тыс. студентов.

 

2. Структура «свободной  академической сети»

 

Создается в основном для  обмена профессиональным опытом в области  содержания и организации обучения. Наиболее известным примером такого рода объединения может служить  Международный совет по открытому  и дистанционному образованию (International Council for open and Distant Education).

 

Анализ особенностей построения и функционирования перечисленных  структур показывает, что наиболее эффективными с точки зрения сетевого взаимодействия при реализации профильного  обучения являются: для модели «ресурсный центр» - централизованная структура  независимых организаций или  франчайзинговая структура, для  модели «паритетная кооперация» - структура  автономной кооперации.

 

В соответствии с Концепцией профильного обучения ресурсными центрами могут быть образовательные учреждения, образовательный, кадровый и материально-технический  потенциал которых достаточен для  удовлетворения образовательных потребностей учащихся образовательных учреждений сети. Соответственно, для того чтобы  образовательное учреждение дистанционного обучения, вокруг которого формируется  образовательная сеть, стало ресурсным  центром для профильных школ необходимо, чтобы его потенциал включал  в себя следующие составляющие:

 

Таблица 1. Ресурсное обеспечение  центра дистанционного обучения

 

Образовательный ресурс

 

 

 

 

Кадровый ресурс

 

 

Функциональный ресурс

 

 

Технический ресурс

 

- интерактивные мультимедиа  сетевые профильные учебные курсы;

 

- интерактивные мультимедиа  сетевые элективные учебные курсы;

 

- интерактивные мультимедиа  базовые учебные курсы;

 

- интерактивный лабораторный  практикум удаленного доступа;

 

- банк проектных заданий;

 

- интерактиные мультимедиа  курсы довузовской подготовки;

 

- медиатека, представленная  широким спектром цифровых образовательных  ресурсов;

 

- базы данных;

 

- интерактивные тренажеры;

 

- интерактивные тесты

 

 

- сетевые методисты;

 

- сетевые учителя;

 

- сетевые тьюторы;

 

- сетевые психологи

 

 

- электронный журнал;

 

- форумы;

 

- статистическая база

 

 

- компьютеры;

 

- принтеры;

 

- сканеры;

 

- проекторы;

 

- веб-камеры;

 

- экраны;

 

выход в Интернет

 

Обязательным для любого ресурсного центра дистанционного обучения, входящего в образовательную  сеть и являющегося ресурсным  центром, является лицензирование образовательной  деятельности, экспертиза всех имеющихся  информационно-образовательных ресурсов и последующая их апробация в  экспериментальном режиме на предмет  соответствия содержания сетевых учебных  курсов требованиям к обязательному  минимуму и образовательным стандартам, а также на предмет целесообразности используемых в учебном процессе педагогических технологий.

 

Основные варианты построения сетевого взаимодействия образовательных  учреждений   при введении профильного  обучения учащихся на старшей ступени  школы 

 

Выбор вариантов построения сетевого взаимодействия образовательных  учреждений и организаций определяется главным образом теми, кто выступает  в качестве субъектов (инициаторов) сетевого взаимодействия: обучающиеся, их родители или законные представители, образовательные учреждения (организации), органы управления образованием (см. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования. Журнал «Вестник образования» №4 2004 г. Приложение «Профильное обучение).

 

Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

 

· расширение спектра образовательных  услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;

 

Информация о работе Дистанционное образование