Дистанционное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:55, статья

Описание работы

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучаемых, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этих задач невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах школы, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования.

Содержание работы

Концепция сетевого взаимодействия учреждений
Дистанционное образование — Ссылки
Дистанционные олимпиады школьникам

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

    * потребности системы  профессионального образования.

 

2. Мониторинг внутренних  ресурсов, которые включают в  себя:

 

- образовательные ресурсы  (профильные, базовые, элективные  курсы, лабораторную базу, цифровые  образовательные ресурсы);

 

- кадровые ресурсы (педагоги  профильного обучения, педагоги, обеспечивающие  базовое образование, уровень  ИКТ-компетенций педагогического  состава, педагоги, имеющие квалификацию  сетевых педагогов и сетевых  тьюторов);

 

- информационно-техническое  обеспечение учебно-воспитательного  процесса (компьютеры, принтеры, проекторы,  экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки,  возможность выхода в Интернет  и т.п.)

 

Следует иметь в виду, что  при анализе образовательных  потребностей учащихся руководство  образовательного учреждения должна учитывать  не только пожелания учащихся о профиле  обучения, но и учитывать формы, в  которых учащийся желает получать образование. Эти формы предусмотрены Законом  об образовании РФ ст.10. Учащийся может  обучаться очно, очно-заочно, когда  ряд предметов изучается в  очной форме, другие - заочно, с использованием дистанционных образовательных  технологий (см. Приказ Минобрнауки  от 6 мая 2005 года №137 «Об использовании  дистанционных образовательных  технологий») или в форме экстерната (см. «Положение о получении образования  в форме экстерната»). Далее администрация  образовательного учреждения проводит комплексный анализ по сопоставлению  образовательных потребностей и  ресурсов образовательного учреждения, выявляя, таким образом, дополнительные потребности в ресурсах сети.

 

На этом этапе образовательное  учреждение должно выбрать модель сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями. При этом следует помнить, что определяющим признаком модели "Ресурсный центр" является возможность  получения от него дополнительных ресурсов: образовательных, кадровых, технологических, обеспечивающих применение в учебном  процессе дистанционных образовательных  технологий. А определяющий признак  модели "Паритетная кооперация" - это обмен образовательными ресурсами  внутри сети. Поэтому крайне важно  при выборе модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений ответить на вопрос, готово ли образовательное  учреждение обмениваться ресурсами, достаточно ли их у него, могут ли они представлять интерес для других образовательных  учреждений, или предпочтительно  только получать дополнительные ресурсы  из ресурсного центра.

 

Информацию о принятом решении по выбору модели и перечнем потребностей образовательное учреждение передает Координационному центру по формированию образовательных сетей.

 

Второй этап, собственно этап формирования сети, осуществляется Координационным  центром. Координационный центр  либо принимает пожелание образовательного учреждения о вступлении в сетевое  взаимодействие по избранной им модели, либо, владея общей образовательной  ситуацией на территории, может предложить образовательному учреждению вступить в сетевое взаимодействие по другой модели, аргументируя при этом целесообразность такого пожелания. Далее Координационный  центр строит свою работу по двум направлениям: организация сетевого взаимодействия по модели "Ресурсный центр" или  организация сетевого взаимодействия по модели "Паритетная кооперация". Количество образовательных сетей  на территории может быть разным, в  зависимости от количества образовательных  учреждений, их потребностей и размера  самой территории.

 

При формировании сетей по модели "Ресурсный центр" с  использованием сетевого мультимедиа  образовательного ресурса и дистанционных  образовательных технологий Координационный  центр:

 

1. Разрабатывает критерии  получения образовательным учреждением  статуса ресурсного центра;

 

2. На основании разработанных  критериев определяет образовательные  учреждения, которые могут быть  ресурсными центрами для образовательных  учреждений территории (гимназии, лицеи,  центры дистанционного образования,  центры довузовской подготовки, учреждения дополнительного образования  и др.)

 

3. Определяет центры дистанционного  обучения для работы в статусе  ресурсных центров для образовательных  сетей;

 

4. Формирует образовательные  сети вокруг ресурсных центров;

 

5. рассматривает вопросы  гражданско-правового обеспечения  работы сетей;

 

6. проводит финансово-экономический  анализ степени эффективности  созданных моделей;

 

7. выдает рекомендации  образовательным учреждениям по  организации сетевого взаимодействия.

 

В случае формирования сетей  по модели "Паритетная кооперация" с использованием сетевого мультимедиа  образовательного ресурса и дистанционных  образовательных технологий. Координационный  центр:

 

1. проводит комплексный  анализ образовательных возможностей  и потребностей образовательных  учреждений территории;

 

2. выявляет образовательные  учреждения, готовые к обмену  ресурсами (при условии, что  их образовательный ресурс актуален  и может быть востребованным  другими образовательными учреждениями);

 

3. формирует из соответствующих  образовательных учреждений образовательные  сети по модели "Паритетная  кооперация";

 

4. включает в паритетные  сети учреждения дистанционного  обучения, образовательный ресурс  которых обеспечивает как содержательную, так и организационную и экономическую  целесообразность функционирования  паритетных сетей;

 

5. рассматривает вопросы  гражданско-правового обеспечения  работы сетей;

 

6. проводит финансово-экономический  анализ степени эффективности  созданных моделей;

 

7. выдает рекомендации  ОУ по организации сетевого  взаимодействия между ОУ сформированной  сети.

 

IV. Основные задачи, решаемые  образовательными учреждениями  в условиях перехода к сетевому  взаимодействию при реализации  профильного обучения

 

Организация учебного процесса с использованием дистанционных  образовательных технологий при  сетевом взаимодействия образовательных  учреждений в условиях профильного  обучения на старшей ступени ставит перед руководителями образования  и учителями новые задачи. Эти  задачи подразделяются на три основные блока:

 

§ методические и психолого-педагогические;

 

§ организационные и нормативно-правовые;

 

§ финансово-экономические.

 

К методическим задачам относятся:

 

§ освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, способов и приемов поиска и использования  в учебном процессе цифровых образовательных  ресурсов и дистанционных образовательных  технологий;

 

§ освоение педагогами практики составления и использования  в классно-урочной системе различных  дидактических моделей, основанных на использовании цифровых образовательных  ресурсов;

 

§ освоение педагогами новых  форм организации учебного процесса;

 

§ внедрение в практику педагогов-предметников новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на формирование комплекса  общеучебных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования в современном информационном обществе;

 

§ введение в педагогическую практику критериальной системы  оценивания учебных достижений учащихся с целью унификации подходов к  оцениванию в образовательных учреждениях  сети;

 

§ освоение педагогами методов  комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в  очном и дистанционном режиме обучения;

 

§ использование в учебном  процессе процедуры модерации результатов  учебной деятельности учащихся как  основного механизма объективизации оценивания;

 

§ разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов  в рамках образовательного пространства, основанного на использовании дистанционных  образовательных технологий.

 

К организационным задачам  относятся:

 

§ освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных  центров дистанционного обучения;

 

§ освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным  потребностям и ресурсному обеспечению  образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;

 

§ реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного  процесса в образовательных учреждениях  сети, использующих дистанционные образовательные  технологии и сетевой ресурс центра дистанционного обучения;

 

§организация повышения  квалификации педагогических кадров, освоение ими ИКТ-компетенций, а  также овладение квалификацией  сетевого учителя и сетевого тьютора  для работы в условиях организации  учебного процесса на основе сетевого ресурса центров дистанционного обучения и дистанционных образовательных  технологий;

 

§ формирования системы мониторинга  работы образовательных сетей, а  также управления ими с целью  оптимизации работы на основе дистанционных  образовательных технологий;

 

§ разработка комплекса показателей  педагогической эффективности работы образовательных сетей, использующих дистанционные образовательные  технологии;

 

§ создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование  дистанционных образовательных  технологий в учебном процессе при  организации профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и направленных на полноценное удовлетворение потребностей учащихся.

 

К финансово-экономическим  задачам относятся:

 

§ определение экономических  индикаторов эффективности работы образовательных учреждений и сетей, использующих дистанционные образовательные  технологии;

 

§ разработка формы обоснования  экономической целесообразности использования  в учебном процессе дистанционных  образовательных технологий и сетевых  информационно-образовательных ресурсов;

 

§ проведение сравнительного экономического анализа эффективности  использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях функционирования образовательных сетей, не использующих и использующих в учебном процессе дистанционные образовательные технологии и сетевые информационно-образовательные ресурсы;

 

§ выработка рекомендаций руководителям образования и  образовательных учреждений по оптимизации  работы образовательных сетей и  повышению уровня эффективности  использования дистанционных образовательных  технологий и сетевых информационно-образовательных  ресурсов при организации профильного  обучения.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в  условиях профильного обучения учащихся предъявляет новые требования к  учебно-методическому обеспечению  образовательных программ, поэтому  в настоящее время вопросы  создания и использования дистанционных  образовательных ресурсов для системы  общего образования становятся приоритетными.

 

Количество образовательных  ресурсов в сети Интернет растет с  каждым годом. Появляются новые сайты, образовательные порталы, системы  дистанционного образования. Выпускается  специальная литература, содержащая обзор образовательных ресурсов в сети Интернет, справочный материал об отечественных и зарубежных образовательных  ресурсах и технологиях в Интернете. Приводятся сотни аннотированных и  проверенных адресов сайтов с  образовательной информацией. Дается статистический анализ развития ресурсов с различных позиций: виды ресурсов, предпочтения основных категорий пользователей, уровень разработок ресурсов, география  их размещения и т. п.

 

Источник публикации: http://www.isiorao.ru/Progect/experience/profil/concepcija.php/concepcija.php


Информация о работе Дистанционное образование