Информационная технология управления, характеристика и назначения, основные компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь Лицам принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
ЭВТ в процессе поддержки ЛПР может и не занимать ведущее положение или даже вообще не использоваться. Но тогда вся сложность поддержки принятия решений руководителя возлагается на персонал поддержки и организацию его работы, что выдвигает очень высокие, а часто и невыполнимые требования к окружению ЛПР.

Содержание работы

Введение
История создания …………………………………………………………….3
Информационная технология управления, характеристика и назначения, основные компоненты……………………………………………………..….4
3. Информационные технологии поддержки принятия решения….……….…6
4.Эволюция систем поддержки принятия решений……………………………9
5.Определение СППР (Система поддержки принятия решений)…………………………………………………………………………10
6.Классификация СППР (Система поддержки принятия решений)…………12
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Информац. технологии управления персоналом.docx

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Система управления данными (СУБД) должна обладать следующими возможностями:

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников посредством использования процедур агрегирования и фильтрации;

быстрое прибавление или  исключение того или иного источника  данных;

построение логической структуры данных в терминах пользователя;

использование и манипулирование  неофициальными данными для экспериментальной  проверки рабочих альтернатив пользователя;

обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз  данных, функционирующих в рамках фирмы.

База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

Например, модель линейного программирования дает возможность определить наиболее выгодную производственную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы.

Использование моделей в  составе информационных систем началось с применения статистических методов  и методов финансового анализа, которые реализовывались командами  обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные  языки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?» Такие языки, созданные  специально для построения моделей, дают возможность построить модели определенного типа, обеспечивающие нахождение решения при гибком изменении  переменных.

Существует множество  типов моделей и способов их классификации, например, по цели использования, области возможных приложений, способу оценки переменных и т.п.

По цели использования модели подразделяются на оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или минимизации затрат), и описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).

По способу оценки модели классифицируются на детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных, и стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками.

Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.

По области возможных приложений модели разбиваются на специализированные, предназначенные для использования только одной системой, и универсальные – для использования несколькими системами.

Специализированные модели более дорогие, они обычно применяются для описания уникальных систем и обладают большей точностью.

В системах поддержки принятия решения база моделей состоит из стратегических, тактических и оперативных моделей, а также математических моделей в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения.

 

 

 

4.Эволюция систем поддержки принятия решений

В процессе своего развития системы поддержки принятия решений прошли следующий путь


Первые системы – системы обработки транзакций (TSP) – это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией.

Следующим этапом развития информационных систем было появление  концепции автоматизированной системы управления (АСУ). На Западе эта концепция получила название MIS. Это компьютерная система, предназначенная для обеспечения своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.

Уровень поддержки решений  при использовании данной концепции  – информационный, применяются отдельные  модели и методы для принятия оптимальных  решений.

Отметим, что в существенной мере характер всех поколений систем и их концепций определялся техническими возможностями обработки информации, имеющимися на тот период. Системы автоматизации конторской деятельности (OAS) реализовывали распределенные базы данных. Устранялась излишняя централизация. Появились локальные вычислительные сети на базе средних ЭВМ. Уровень поддержки решений – информационный, применяются отдельные модели и методы для принятия оптимальных решений. OAS – это компьютерная система для выполнения комплекса операций функционирования системы управления как таковой.

Следующий этап – системы  поддержки принятия решений (DDS). DDS – диалоговая компьютерная система, использующая формализованные правила и модели объекта управления совместно с базой данных и личным опытом менеджера для выработки и проверки вариантов управленческих решений. Как видим, система этого рода не обеспечивает информационно процесс принятия решений, а участвует в нем. Вершиной развития информационных систем являются экспертные системы (ES). Экспертная система – это компьютерная система, использующая знания одного или нескольких экспертов, представленные в некотором формальном виде, для решения задач принятия решений (ESS – это вариант решений DDS для высшего руководства).

Примеры задач, решаемых с  привлечением СППР: выбор методов завоевания рынка бытовой техники; оценка перспективности видов альтернативного горючего для автомобилей.

Итак, система поддержки принятия решений – диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных решений отдельными менеджерами и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами.

 

 

5.Определение СППР

Существует множество определений  СППР, отражающих точки зрения представителей различных дисциплин и научных  школ.

Ранние определения СППР (в начале 70-х годов прошлого века) отражали следующие три момента:

  • возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций;
  • интерактивные автоматизированные (т.е. реализованные на базе компьютера) системы;
  • разделение данных и моделей.

Приведем современные определения  СППР:

СППР - Совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей.

СППР - Это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабо структуризированных проблем.

СППР - это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения.

Последнее определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения  нормативных моделей в состав СППР и др.

В настоящее время нет общепринятого  определения СППР, поскольку конструкция  СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она  разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Можно привести, тем не менее, некоторые элементы и характеристики, общепризнанные, как части СППР:

СППР - В большинстве случаев - Это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов.

Система поддержки принятия решений  или СППР (Decision Support Systems, DSS) - Это компьютерная система, которая путем сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве. Интерактивные системы позволяют руководителям получить полезную информацию из первоисточников, проанализировать ее, а также выявить существующие бизнес модели для решения определенных задач. С помощью СППР можно проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, а также рассмотреть все возможные альтернативные решения.

Развитие технических и программных  средств, позволяющих «индустриализировать»  технологию создания новых систем, привело к формированию еще одной точки зрения на СППР , которая получила название «адаптивного проектирования». Сторонники этого подхода считают, что термин СППР имеет право на существование только в тех случаях, когда «конечная система» возникает в ходе адаптивного процесса проектирования и внедрения.

Основным постулатом адаптивного  подхода является итеративность  процесса разработки «конечного продукта», в ходе которого пользователь, разработчик  и система многократно воздействуют друг на друга. Основным методом построения СППР в рамках данного подхода является прототипирование систем, когда разработчиком вначале создаётся макет (прототип) системы, обладающий основными чертами желаемой СППР, который в результате совместной работы разработчика и пользователя доводится до требуемой конечной систем

 

6.Классификации СППР

  Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.

1. Системы поддержки принятия  решений по назначению делятся  на оперативные и стратегические.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.

Они получили название «Информационных  Систем Руководства» (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты: отчеты, (базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико); ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п. (ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами).

Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и других аспектах.

Стратегические СППР предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).

2.На уровне пользователя Haettenschwiler (1999) делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР.

Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.

Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать.

Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

3. На концептуальном уровне Power (2003) отличает СППР, управляемые сообщениями (Communication--Driven DSS), СППР, управляемые данными (Data--Driven DSS), СППР, управляемые документами (Document--Driven DSS), СППР, управляемые знаниями (Knowledge--Driven DSS) и СППР, управляемые моделями (Model--Driven DSS).

СППР, управляемые моделями, характеризуются  в основном доступ и манипуляции  с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). Необходимо отметить, что некоторые OLAP-- системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.

Управляемая сообщениями (Communication--Driven DSS) (ранее групповая СППР -- GDSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

СППР, управляемые данными (Data--Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data--oriented DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

Информация о работе Информационная технология управления, характеристика и назначения, основные компоненты