Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:18, курсовая работа
Цель данной работы - рассказать об информационном сервисе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Дать понятие сервису и сервисной деятельности; 2. Рассказать об эволюции представлений и о задачах и содержании информационного обслуживания; 3. Рассмотреть результаты исследований, значимые для информационного сервиса; 4. Изучить свойства информационных потребностей и свойства социальной информации; 5. Изучить развитие видов информационного сервиса в современном мире;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Информационное обслуживание как сервисная деятельность……5
1.1 Сервис и сервисная деятельность: современные представления……….5
1.2 Эволюция представлений о задачах и содержании
информационного обслуживания……………………………………………..9
Глава 2. Наука в информационной практике: результаты
исследований, значимые для информационного сервиса…………………...14
2.1 Свойства информационных потребностей……………………………….14
2.2 Свойства социальной информации………………………………………..21
Глава 3. Развитие видов информационного сервиса в современном мире...23
3.1 Тенденции развития информационного сервиса в пищевой отрасли…..23
3.2 Ресурсы Интернета – доступный, быстрый, полезный сервис…………..24
3.3 Развитие информационного сервиса в области телевидения……………26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...30
Естественно поэтому, что по мере углубления в проблематику запросы
пользователей все более усложняются. Далее каждый вновь найденный документ, оцененный как пертинентный, будет способствовать возникновению новых потребностей. Таким образом, информация не столько снимает или уменьшает неопределенность, сколько расширяет границы непознанного. Невозможность полного удовлетворения потребностей является поэтому их еще одной отличительной особенностью [8, c. 55].
Все перечисленные свойства информационных потребностей обусловлены социально-психологическими условиями жизнедеятельности человека.
Феномен информационного поведения в середине 90-х гг. привлек при-стальное внимание специалистов разных областей знания — психологов, социологов, политологов. Информационное поведение понимается как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-создания нового знания, его передачи и распространения в обществе [16, c.390].
Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в ин-формационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности.
Информационное поведение отражает уровень информационной культуры личности. Эти категории имеют особое значение для организации обслуживания, поскольку сказываются не только на уровне собственных личных и профессиональных достижений пользователей, но и на их оценке качества информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотекой или информационной службой.
Целью формирования информационной культуры становится развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков.
В процессе формирования информационной культуры стремятся выработать:
• понимание причин неопределенности потребностей, возникающих на начальных этапах решения любых нетривиальных задач, и трудности устранения информационного дефицита;
• умение анализировать собственное информационное поведение и прокладывать путь от неизвестного к известному;
• понимание причин неполноты отдельных текстовых сообщений и необходимости анализа «документального шлейфа» объекта;
• представление о профессиональном чтении как средстве наращивания знаний, которые будут востребованы в будущем, в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач;
• умение перерабатывать большие массивы информации с использованием нормализованных методик (реферирования, логико-статистического анализа документального потока), существенно облегчающих этот процесс; умение формировать персональные проблемно-ориентированные базы данных;
• понимание важности профессионального общения и умение поддерживать и расширять деловые контакты; умение находить наиболее действенные пути получения нужной информации;
• умение четко и доказательно излагать результаты собственных исследований, передаваемые профессиональному сообществу; знание авторского права.
Иначе говоря, формировать информационную культуру — значит показывать необходимость систематического самообразования и развивать те навыки и умения, которые для этого требуются [10, c.62-64].
В модель эталонного информационного поведения личности можно включить следующие составляющие:
• осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;
• ориентация на мировые информационные ресурсы; комплексное использование различных каналов получения информации;
• способность к рефлексии и оценке уровня собственной информационной компетентности;
• стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;
• активность в распространении нового знания;
• соблюдение правовых и этических норм использования и распространения информации [10, c.120].
2.2 Свойства социальной информации
Социальная информация — это базовая, фундаментальная категория, определяющая и особенности потребностей людей, и возможности обслуживания, и цели деятельности библиотек или служб информации предприятий. Исследованием феномена информации заняты ученые — представители самых разных наук: философии, культурологии, психологии, социологии, кибернетики, биологии, информатики. Благодаря глубокому и многоаспектному, междисциплинарному изучению сегодня выявлены и охарактеризованы многие свойства информации. Однако, как это всегда происходит в науке, каждый следующий шаг в познании информационных явлений расширяет границы непознанного и ставит новые проблемы.
Социальная информация определяется как информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе общения людей. Она служит способом обмена знаниями и опытом, демонстрации чувств, оказания волевых воздействий [ 6, c.24].
Главным и обязательным свойством социальной информации является ее содержательность, наличие смысла, значения. Она всегда отражает какой-либо чувственно-наглядный или логически осмысленный образ предмета реального мира. Поскольку же передача смысла осуществляется ради чего-то, для решения каких-либо задач, то другим свойством выступает целесообразность — способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Причем информационному воздействию подвергаются все области жизнедеятельности человека: мораль, мировоззренческая и эмоциональная сфера, трудовое и обыденное поведение и т. д. Свойством целесообразности объясняется причина возникновения информационных потребностей в любых сферах деятельности человека и создания информационных сообщений самого разного целевого назначения. Установление соответствия между целью обращения людей к информации и целевым назначением предлагаемых им документов определяет действенность обслуживания.
Именно относительная независимость плана выражения от плана содержания приводит к рассеянию информации, смысла в документальном потоке. Ее выявление сопряжено со значительными трудностями, предполагает последовательное расширение и уточнение границ поиска с установлением ассоциативных связей и обращением к информационным ресурсам многих отраслей. Одновременно именно преодоление содержательного рассеяния составляет высший смысл труда библиографа или сотрудника информационного подразделения, так как его результатом является нахождение «неожиданно полезных» сведений.
Свойство кумулятивности учитывается при осуществлении информационного поиска в ситуации, когда его хронологические границы точно установить невозможно: столкнувшись с новой для себя проблемой, потребитель не знает, за какой период времени ему необходимы сведения. Выявление информации ведется в обратной хронологии до момента «насыщения», т. е. нахождения обобщающих, монографических работ, делающих ненужным обращение к предшествующим документам.
Аддитивность — это свойство физических или математических величин, состоящее в том, что значение величины целого объекта равно сумме значений величин, соответствующих его частям [5, c.88].
3. РАЗВИТИЕ ВИДОВ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
3.1 Тенденции развития
информационного сервиса в
Рынок сервисных услуг в пищевой отрасли полностью не сформировался, поэтому фирмы, предлагающие сервисное обслуживание и информационное обеспечение, имеют преимущество перед поставщиками и производителями. Приобретение оборудование у такой фирмы привлекательно не только тем наличием прямой связи с заводом-изготовителем по вопросам ремонта или технического обслуживания, но и возможностью при минимуме затрат получить весь спектр технологических и информационных услуг.
В обозримом будущем структура рынка и соотношение сил среди его участников не претерпит сколько-нибудь существенных изменений, а фирмы, которые примут решение о расширении сферы бизнеса за счет предоставления информационных услуг – приобретут новых постоянных клиентов. Руководителям, собственникам, технологам, менеджерам пищевых и перерабатывающих предприятий – лицам, принимающим решения (decision-maker), приходится решать различные вопросы, ответы на которые найти совсем не просто. В настоящее время многие организации (фирмы-производители и поставщики оборудования, отраслевые институты, консультационные центры) предлагают свои варианты их решения. Кроме того, практически каждый день появляется огромное количество различной информации по проблемам пищевых производств и в отраслевых институтах, и в средствах массовой информации, и в Интернете, что сориентироваться в этом потоке становится все сложнее.
Поэтому, у предпринимателя возникает вопрос, где взять интересующую информацию, к какому источнику обратиться; какое количество информации может считаться достаточной.
Критерием достаточности может считаться определенный уровень накопленной информации, позволяющий руководителю принять взвешенное правильное решение, и свести возможные потери (время, недополученная прибыль, прямые убытки) к минимуму.
Структурный подход к информационному сервису, используемый некоторыми фирмами, позволяет достичь оптимального критерия достаточности и максимально полно ответить на значительную часть вопросов, возникающих как при открытии пищевого производства, так и в процессе модернизации предприятия. При решении многих вопросов такой подход поможет предпринимателям выбрать из существующих информационных способов решения наиболее адаптированный к данному производству (первоначальным затратам, планируемой мощности, ассортименту), и, самое главное, сэкономить время, жизненные силы и деньги.
3.2 Ресурсы Интернета
– доступный, быстрый,
Обращение к информации, размещенной в СМИ, библиотеках, на выставках, общение со специалистами, зачастую приводит к потере времени, перегрузке сведениями и данными, что затрудняет принятие решений.
В настоящее время практически все аспекты деятельности любых предприятий, в том числе специализирующихся на производстве продуктов питания, переработке сельскохозяйственной продукции, других видах деятельности, связаны с использованием Интернета. Можно сказать, что наличие сайта, выхода в Интернет, электронного адреса является отражением успешности фирмы.
Интернет-технологии предоставляют предприятиям новые возможности для установления и поддержания связей с партнерами, поиска необходимой информации, торговли. В частности, производственным предприятиям и поставщикам оборудования и услуг он необходим для повышения эффективности продаж и продвижения продукции.
Интернет – это мировая глобальная информационная сеть. С помощью данной сети можно соединиться практически с любым другим компьютером, подключенным к данной сети. По большому счету, Интернет, - это взаимосвязь множества локальных сетей, объединенных в одну большую группу. Существует множество сервисов, предоставляемых сетью Интернет:
Существует также большое количество других сервисов, которые могут быть реализованы с помощью сети Internet. Это и Интернет-телефония (IP-телефония) – телефонные переговоры посредством сети Интернет, это и Видеоконференция, это и электронная коммерция (существуют электронные деньги, с помощью которых можно покупать и продавать товары и услуги через сеть Интернет), и множество других видов услуг и сервисов [9, c.221].
3.3 Развитие информационного сервиса в области телевидения
Эфирное телевидение со временем уходит в историю, технологии не стоят не месте, ему на смену приходит "цифра".
Виды сервисов в области телевидения: спутниковое телевидение; кабельное телевидение; интернет телевидение; мобильное телевидение; региональное телевидение и др.
Сейчас курс развития телевидения направлен на увеличение качества изображения, объемность, связи с интернетом и мобильность.
Так каким же будет телевидение
будущего? Прежде всего, телевидение
переродится в унифицированную
с технологической точки
Если это реализуемо на обычном персональном компьютере уже сегодня, то почему же нельзя реализовать это и на телевизионном экране?
Будущее цифровых средств массовой информации всех форм и видов определится тем, даст ли интерактивность зрителю инструмент контроля над СМИ, чтобы он мог смотреть в любое время и в любом месте любое содержание — особенно если он за него платит. Фактически на рынке цифрового телевещания продают не новую аппаратуру и не новые услуги, здесь продают новый стиль жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель курсовой работы - рассказать об информационном сервисе достигнута, а значит, решены все поставленные задачи.
В заключении необходимо сделать ряд выводов:
1. Под информационным сервисом понимается комплекс услуг, предназначенный для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой). Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую.
Информация о работе Информационное обслуживание как сервисная деятельность