Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - выяснить является ли интернет средством массовой информации и информационной средой. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) определить понятия информационной среды, средств массовой информации, интернет;
2) исследовать принадлежность интернет как средства массовой информации и информационной среды;
3) показать на примере электронных версий газет и информационных агентств их принадлежность к средствам массовой информации и информационной среде в сети Интернет.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие информационного ресурса………………………….………5
1.1. Разнообразие информационных ресурсов……………………………..….5
1.2. Особенности информационной среды в сети Интернет…………..…….11
1.3. Особенности информационных ресурсов сети Интернет в России…...14
Глава 2. Возможности сети Интернет…………………………...…………….20
2.1. Интернет как информационная среда…………………………...……….20
2.2. Интернет как средство массовой информации………...………………..21
2.3. Преимущества ресурсов Интернет……………………………………….27
Глава 3. Разработка сайта «Банковское дело»…………….…………………29
Заключение………………………………………………………………..………36
Список использованной литературы…………………………………...……..37
Но Сеть стала уже серьезным фактором жизни развитых стран. Президент США в 1995 году объявил о создании информационной магистрали, как о национальной программе, Европейское сообщество в 1994 году рассматривало программу информатизации Европы, в России успехи в деле использования компьютерных сетей скромнее, но, тем не менее, в стране развивается около трех крупных проектов подключения к Internet сферы образования и науки. Видимо, Internet станет одним из основных средств международных коммуникаций и развитие издательского дела в этом направлении вполне оправдано и своевременно.[4]
Информация (от лат. informare - изображать) - осведомление, сообщение о положении дел или о чей-то деятельности, сведения о чем-то, факты, комментарии, а так же звуки, изображения, ощущения - т.е. все то, что мы получаем из окружающей нас среды посредством органов чувств.
Термин «информация» понимается по-разному. В широком смысле - это вся совокупность сведений вербального и невербального характера. В узком - совокупность кратких некомментируемых сообщений об актуальных вопросах, касающихся абсолютно любой, значимой для данного человека или общества темы Шпановская С.В., Шпановский В.О. Теория и практика массовой информации: Методические материалы. - Пенза, 2003.
Информационная среда - это система средств общения с человеческим знанием и служащих как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержанием накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения.
Информационная среда - (information environment) - совокупность окружающих информационную систему элементов (объектов), которые оказывают на нее влияние или, наоборот, на которые она воздействует. Внешняя среда любой системы рассматривается как подсистема информационной структуры более высокого уровня и, поэтому, является информационным образованием уже по своей сущности.http://www.rol.ru/
Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационную среду, функционирует в ней, изменяет, совершенствует ее.
Уникальный и чрезвычайно перспективный источник информации -глобальная компьютерная сеть Интернет. Интернет - недорогой, мощный механизм, который может оказать значительную помощь в развитии независимой журналистики в России. Сеть Интернет содержит большое количество полезной для пользователей, а так жеи журналистов информации, она может укрепить связь и согласованность между журналистами и их информационными издательствами в России.
Ведущей технологией доступа к информационным ресурсам, в последние годы является, безусловно, сетевая. Возможности доступа к информационным ресурсам со всего мира, общения, формирования и размещения своей информации - все это привлекает пользователей к сетевым технологиям. Вероятно, уже сейчас можно говорить, что именно Интернет является всемирной информационной средой, обеспечивающей не только доступ к имеющейся информации, но и эффективное информационной взаимодействие.[8]
Возможности сети Интернет позволяют обеспечивать процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды («сетевого пространства» или «киберпространства» - Cyberspace), позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. В 90-е годы прошлого столетия интенсивное развитие всемирной информационной среды значительно расширяет сферу применения информационных ресурсов, позволяя обеспечить не только доступ, например, к информации крупнейших библиотек мира, телестудий, полнотекстовых баз данных или копиям реальных исторических документов, но и непосредственное информационное взаимодействие с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе, научными исследованиями.
Сеть Интернет обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Она может соединить средства массовой информации в России с быстро развивающимися электронными сетями за границей (в основном в США и Европе). [7]
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для нашего времени, создает невиданные ранее условия информационного взаимодействия и использование распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет.
Примеры некоторых информационных агентств:
1. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал "Русский язык". Справочно-информационныйпортал Грамота.ру - русский язык для всех. www.gramota.ru
2. Информационныйпортал ГАИ РУ: Сведения о ДПС (штрафы, справочник постов, отделений и служб). Правила регистрации и техосмотра, образцы документов, справочник служб. Информация о получении прав, экзамен. Ответы на вопросы. www.gai.ru
3. Информационныйпортал малого предпринимательства. Целью создания Портала является создание в сети Интернет специализированной информационной системы, обеспечивающей информационное взаимодействие и информационные потребности в сфере малого предпринимательства. smb.economy.gov.ru
4. 1. "Интерфакс" - информационноеагентство. Политические, деловые, финансовые новости, обзор прессы из России, стран СНГ и Балтии, мировые новости. Аналитика (профили компаний, обзоры рынков, индексы, рейтинги). Об услугах и изданиях агентства. www.interfax.ru.
5."ИТАР-ТАСС" - новости онлайн. Лента новостей России и мира, пресс-релизы компаний. www.itar-tass.com.
6. Сибирский региональный центр ИТАР-ТАСС www.itartass-sib.ru.
Сегодня Интернет можно характеризовать как:
средство массовой информации,
информационная обучающая структура,
грандиозный мировой справочник,
средство для рекламы и саморекламы,
массив для развлечений,
доска объявлений.
Ресурсы Интернет можно классифицировать по многим параметрам. Выше дана классификация по типам представления информации, а теперь посмотрим на примеры сайтов, посвященных различным тематическим направлениям.
Правительственные страницы
В Интернете существуют официальные страницы правительственных органов. На сайте “Официальная Россия” http://www.gov.ru опубликована информация Правительства, Совета Безопасности, Федерального собрания, различные законодательные акты, а также официальная страница президента России.
Отраслевая информация
В Интернете представлена практически каждая сфера деятельности. Поистине львиная доля всех ресурсов образовательного характера располагается на сайтах университетов и других вузов страны. Это общая справочная информация для абитуриентов, описание деятельности различных факультетов и кафедр, авторефераты и студенческие учебные работы, сообщения о действующих научных разработках. Кроме того, университеты и вузы крупных городов нередко помещают на своих сайтах материалы о жизни своего края.[6]
Чаще и чаще университеты организуют дистанционное обучение. Студенты прослушивают по Интернет лекции преподавателей, получают задания и направляют результаты своих работ также по компьютерной связи. Тесты и экзамены студенты сдают не преподавателям, а компьютеру, который объективно оценивает их знания. Пока не составлено единое мнение о качестве этого метода обучения, существует еще множество проблем, в том числе и технических. Тем не менее, массовое дистанционное обучение оптимисты считают недалеким будущим.
Информацию о своих мощностях, товарах и услугах дают в Интернет предприятия промышленности. Показательна в данном случае страница известной во всем мире кондитерской фабрики “Красный октябрь”, которая находится по адресу http://www.redoct.msk.ru . Надо сказать, что далеко не все заводы и фабрики имеют свои серверы в Интернет. Чаще об их деятельности рассказывается на городских страницах.
Медицинские учреждения публикуют информацию о своей работе, возможностях, успехах. Аптеки и фирмы по производству лекарств рекламируют новые препараты и предоставляют возможность заказа своей продукции. Существует также русский медицинский сервер http://www.rusmedserv.com/ , создатели которого собрали большое количество ссылок на медицинские ресурсы русского Интернета.
Нельзя обойти вниманием электронные страницы всевозможных культурных центров, музеев, театров, филармоний. Далеко не у всех из перечисленных организаций имеется возможность поместить в Интернет свои материалы. И, тем не менее, культурная жизнь и богатейшее культурное наследие России отражены на страницах Эрмитажа http://www.hermitage.ru/ и Большого театра http://www.bolshoi.ru/, Московской государственной академической филармонии http://www.philharmonia.ru/ и на страницах, посвященных 125-летию Ф.И.Шаляпина http://www.sitek.ru/~shaliapin
Велико число русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как:
Государственная публичная научная техническая библиотека http://www.gpntb.ru/,
Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru/,
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/,
Государственная публичная историческая библиотека http://www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.
Причем Государственная публичная научная техническая библиотека и Российская государственная библиотека предоставили доступ по Интернет в свои электронные каталоги.
Каталог круглосуточно открыт для всех посетителей электронного пространства библиотеки, и пользоваться им можно бесплатно.
Коммерческая информация
Коммерческие предприятия и организации развернули в Интернет рекламную деятельность. Поиск деловых партнеров, представление своей продукции, подбор кадров для квалифицированной работы - таковы цели размещения в мировом компьютерном пространстве десятков тысяч электронных страниц.
В этом разделе нужно особо упомянуть о книжно-издательских фирмах, предлагающих свои услуги всем заинтересованным лицам, в том числе и библиотекам. К примеру, сайт издательства “Радио и связь” http://www.trade.com.ru/books/
Грандиозен по своему объему сайт “Книги России” http://books.ru/ Огромное количество тем, полный прайс-лист. Настоящий электронный магазин.
Пресса в Интернет
Большинство центральных газет и журналов имеют свои электронные версии. Однако далеко не все они предоставляются бесплатно. Чаще издательство требует сначала оплатить электронную подписку, а затем высылает подписчику пароль доступа на свой сайт. Рассмотрим электронные страницы газеты “Известия” http://www.izvestia.ru. Здесь можно бесплатно прочитать телевизионную программу, новости спорта, информацию о погоде. Переход по ссылке “Известия” предоставит пользователю возможность познакомиться с анонсом, содержанием номера, но попытка прочесть статью или получить номер целиком успехом не увенчается - компьютер потребует ввести имя и пароль. С другой стороны существуют и совершенно бесплатные периодические издания. Например, журналы “Дружба народов”, “Новый мир”, “Звезда”, “Юность” и другие, чьи адреса представлены на сайте “Журнальный зал”. А также независимые интернет-газеты, не имеющие бумажного аналога: GAZETA.RU и LENTA.RU
Каждое издательство может самостоятельно принять решение о публикации своего издания в электронном виде. К имеющимся примерам полнотекстовых периодических изданий добавим адреса таких журналов, как “Мир ПК” http://www.computerworld.ru, “Если” http://sf.convex.ru/esli/, “Мир Здоровья” http://www.agama.com/MEDICINE/
Развлекательная информация
Если еще несколько лет назад понятие домашний компьютер для многих оставалось за границей реального, то теперь количество персональных компьютеров в личном пользовании граждан значительно возросло. Более того, с помощью телефонных линий и модемов - специальных устройств для преобразования телефонных сигналов в компьютерные коды, пользователи получили возможность подключаться в мировую информационную сеть прямо из дома. “На вкус и цвет товарища нет” - утверждает известная пословица. А вот в Интернет можно найти единомышленников, какой бы редкой ни была затронутая тема. Те, кто увлекается современной музыкой, обязательно отыщут в электронных ресурсах статьи об известных и только восходящих “звездах”. Популярные фильмы, сериалы, спектакли, так или иначе, нашли отражения на сайтах Интернет. Нет числа страницам, посвященным артистам и певцам: почитатели талантов создают целые компьютерные фотогалереи о своих кумирах. Тоже происходит и с популярными среди молодежи писателями и поэтами. Организуются заочные клубы любителей творчества того или иного автора. Увлеченные люди собирают информацию и размещают на сайтах биографии, фотографии, статьи и интервью об интересующих их литераторах.[11]
Особенно велико число сайтов, посвященных современным фантастам, создателям детективных и лирических романов. Любители и энтузиасты успешно “выстраивают” огромные библиотеки, где можно встретить полное собрание сочинений всех известных фантастов мира на русском и английском языках, детективные романы на любой вкус, произведения классической прозы и поэзии.[5]
Персональные страницы
Существует понятие «Домашние» или иначе «Персональные» страницы пользователей. Имея огромный опыт в работе с Интернет, убеждаешься, что частных ресурсов, которые подготовлены, оформлены и поддерживаются должным образом не велико, поэтому я лишь отмечу их существование, не характеризуя данную область сети.[1]
Доступность информации в Интернет
До сих пор говорилось об общедоступных страницах Интернет. Безусловно, это великолепно - изучать такие объемы информации бесплатно. Однако существует немалый массив данных, закрытых для обычного пользователя. Один пример информации, доступной только по паролю, был уже рассмотрен, когда говорилось о прессе. Авторы сайта “Известия” предоставили часть данных для свободного обозрения в качестве рекламы, а основную - только для подписчиков электронной газеты. Так поступают и другие организации: чтобы потенциальный клиент ознакомился с содержанием страницы, ему предоставляется возможность просмотреть рекламную версию газеты или журнала, демонстрационный пример поиска в случае электронного каталога и тому подобное. Ну а непосредственно продукт или доступ к базам данным продается так же, как любой предмет рынка.