Специалисты для информационноаналитических
центров готовятся в Институте
проблем управления РАН и
проходят стажировку в Аналитическом
центре при Президенте РФ и Центре экономической
конъюнктуры.
В задачи информационноаналитических
центров входит:
• • информационноаналитический
мониторинг экономической, социальнополитической,
экологической, криминогенной ситуации
в регионе;
• • анализ, диагностика,
моделирование и прогнозирование
управленческого процесса;
• • поиск и обнаружение
проблемных областей в сфере
федерального и регионального
управления, а также методов их
решения;
• • экспертиза важнейших
управленческих решений, инвестиционных
проектов;
• • подготовка и обоснование
на основе информации альтернатив
управляющих решений для лица,
принимающего решение и их
обоснование;
• • подготовка прогнозов,
аналитических обзоров и ретроспективных
справок.
Рассмотреть место информационноаналитической
службы в системе современного
государственного управления можно
на примере работы информационноаналитического
управления Аппарата Совета Федерации.
Его основная задача заключается
в обеспечении эффективной и
аналитической поддержки работы Совета
Федерации.
Верхняя палата российского
парламента — Совет Федерации
не принимает законов, а только
одобряет или отклоняет тексты,
принятые Государственной Думой.
Эффективное выполнение данной
функции требует организации
регулярного взаимодействия органов Совета
Федерации с Государственной Думой, а
при необходимости и с другими органами
власти на всех этапах подготовки законопроектов.
Таким образом, он выполняет функцию связующего
звена между федеральной системой власти
и властными органами субъектов Федерации.
Палата сформирована из действующих руководителей
субъектов Федерации, т.е. из практиков,
постоянно сталкивающихся в своих регионах
со всем многообразием социальноэкономических,
политических и иных проблем. Руководители
регионов получают возможность непосредственно
участвовать в формировании политики
федеральных властей, а согласованные
с ними решения федерального уровня получают
дополнительную опору при реализации
ее в регионах России.
Совет Федерации также участвует
в программах взаимодействия с парламентами
других стран и с международными организациями.
В связи с этим основной
задачей аналитической деятельности
становится обеспечение всех
функций Совета Федерации —
в части формирования как внутренней,
так и внешней социальноэкономической
государственной политики.
Особенно важной является
задача аналитического обеспечения
членов Совета Федерации объективной
и полной информацией, необходимой
для принятия взвешенного решения
с учетом интересов Российской
Федерации. Можно выделить следующие
значимые виды информации:
• • о положении в сфере,
регулируемой законопроектом;
• • о выдвигавшихся концепциях
закона в ходе работы над
ним в Государственной Думе;
• • насколько учтены
позиции и интересы субъектов
Федерации в окончательной редакции
законопроекта;
• • к каким последствиям,
как позитивным, так и негативным,
может привести его реализация.
Информационноаналитическое управление
Совета Федерации ведет работу
по нескольким направлениям:
• • готовит аналитические
и информационные материалы для
членов верхней палаты;
• • оперативно распространяет
информацию по наиболее злободневным
вопросам;
• • активно участвует
во всех парламентских слушаниях;
• • организует выпуск
Аналитического вестника по важнейшим
проблемам ведения Совета Федерации;
• • разрабатывает информационноаналитические
доклады по наиболее важным, перспективным
проблемам обеспечения подъема
экономики, развития федерализма,
совершенствования базовых, системообразующих
законов;
• • делает заключения
на законопроекты, подготовленные
в порядке законодательной инициативы
членами Совета Федерации
В частности, информационноаналитическое
управление Совета Федерации
участвовало в организации и
информационноаналитическом обеспечении
Петербургского экономического
форума, проведенного по инициативе Совета
Федерации и Межпарламентской Ассамблеи
государствучастников Содружества Независимых
Государств. Управление разработало все
необходимые информационноаналитические
материалы, тематику «круглых столов».
К столетнему юбилею заседаний Всемирной
парламентской ассамблеи (сентябрь 1998
г.) управлением была подготовлена информация,
которая позволила мировой общественности
наиболее полно представить всю многогранную
деятельность Совета Федерации и его роль
в жизни России (Жиров, 34).
Деятельность информационноаналитических
центров тесно связана с прессслужбами
— новым и не менее значимым
для процесса государственного
управления элементом информационной
структуры.
Глава 2. Информационноаналитическое
обеспечение процесса государственного
управления прессслужбами.
Прессслужбы являются самостоятельными
подразделениями различных органов
власти. Они действуют при Президенте,
правительстве, парламенте и в
регионах. Прессслужба Президента
является самостоятельным подразделением
Администрации Президента. Руководитель
Прессслужбы приравнивается по должности
к начальнику управления Президента Российской
Федерации.
Прессслужба правительства
входит в состав такого структурного
подразделения Аппарата правительства,
как Управление правительственной
информации, образованное Постановлением
правительства от 3 мая 1995 г.
В Государственной Думе проблемами
информационной политики занимается
Комитет по информационной политике
и связи. Комитет сформирован
на основе пропорционального
представительства депутатских объединений.
В его структуре работают
следующие подкомитеты:
• • по печати и экономической
поддержке СМИ;
• • по связи и информатике;
• • по телевидению и
радио.
Прессслужба — структурное
подразделение аппарата Государственной
Думы на правах управления.
Есть свой прессцентр и
у Совета Федерации. Прессцентр
возглавляет руководитель, назначаемый
на должность и освобождаемый
от нее
Председателем Совета Федерации.
Руководитель прессцентра является
также пресссекретарем Председателя
Совета Федерации.
Примером региональной информационноорганизационной
структуры управления можно назвать
Департамент по делам печати
и информации правительства Москвы,
Управление по связям с общественностью
и прессой правительства СанктПетербурга
и др.
Прессслужба Государственной
Думы состоит из следующих подразделений:
• • отдел средств массовой
информации в составе,
• • сектор парламентских
корреспондентов,
• • сектор анализа СМИ,
• • отдел информационного
взаимодействия в составе,
• • сектор оперативной
информации,
• • сектор информационных
изданий,
• • сектор информационного
обеспечения.
Телерадиослужба (на правах
отдела) в составе 4 секторов и
одной группы.
В задачи прессслужбы входит:
• • подготовка и распространение
в средствах массовой информации
официальных сообщений о важнейших мероприятиях
в Государственной Думе;
• • объективное информирование
субъектов РФ, населения страны,
зарубежной общественности о
парламентской деятельности через
издания и телерадиослужбу;
• • аккредитация представителей
отечественных и зарубежных СМИ, освещающих
деятельность парламента;
• • взаимодействие с
прессслужбами Президента, Совета
Федерации, правительства, а также
с информационными службами и
организациями в вопросах взаимного
информационного обеспечения и
распространения решений органов государственной
власти по различным аспектам экономической,
социальной, международной, культурной
политики.
В практическую деятельность
прессслужбы входит организация
прессконференций, брифингов, информационных
встреч фракций, комитетов, депутатских
групп, осуществление оперативного сбора
и экспрессанализ материалов центральной
и региональной печати, российских и зарубежных
информационных агентств, а также сообщений
с мест, участие в организации информационного
освещения проводимых Думой международных
мероприятий.
Основные задачи Управления
правительственной информации фактически
идентичны тем, которые выполняют
прессслужбы парламента.
В целом для большинства
развитых прессслужб законодательной,
представительной и исполнительной
власти федерального и регионального
уровней характерны следующие функции
и задачи:
• • разъяснение того, что
сказала или сделала администрация;
• • анализ последствий
постановлений, указаний, решений
и т.д., принятых администрацией;
• • систематическая работа
со средствами массовой информации (газеты,
радио, телевидение);
• • неформальные контакты
с главными редакторами и ведущими
журналистами;
• • написание и опубликование
статей;
• • подготовка и озвучивание
докладов, сообщений, рассылка прессрелизов,
опровержение негативной информации;
• • работа с общественными
организациями, политическими партиями
и движениями;
• • взаимодействие с
лидерами «общественного мнения»;
• • работа с предприятиями
региона (реформирование, перераспределение
собственности, налоги и др.);
• • выявление «точек
роста» плохих и критических
ситуаций, тенденций;
• •
структурирование и формальное
описание текущих или латентных
проблем и ознакомление с ними
администрации и общественности;
• •
владение методами психологических,
социологических, политологических, демографических
и других исследований объекта управления;
• •
прогнозирование падения авторитета
власти;
• •
формирование позитивного имиджа
администрации;
• •
умение работать в чрезвычайных,
кризисных ситуациях;
• •
руководство избирательными кампаниями
и получение положительных результатов.
Кроме
всего вышеперечисленного, работникам
прессслужб необходимо быть психологически
готовыми к восприятию отрицательных
событий, просчетов в действиях
администрации, собственных ошибок, а
также к несправедливым обвинениям со
стороны общественности и средств массовой
информации.
Специфика
работы прессслужб в системе
государственного управления связана
с высокой и ответственностью
и повышенной требовательностью
и оперативностью при обработке и предоставлении
информации лицам, принимающим решения
(ЛПР). Работа прессслужб, равно как и эффективная
деятельность информационноаналитических
центров, во многом зависит от возможностей
пользования информационнопоисковыми
системами.
Создание и совершенствование
работы информационнопоисковых
систем (ИПС) является одним из
важнейших направлений в информационном
обеспечении органов государственной
власти и управления. Они обеспечивают
управленческий процесс, отвечают
реальным потребностям госаппарата, повышают
качество и удобство работы, уменьшают
ворох ненужных бумаг, повышают аналитические
и управленческие возможности его работников.
Сегодня в органах государственной
власти и управления Российской
Федерации действуют крупномасштабные
информационнопоисковые системы, которые
дают возможность рассылать информацию
по электронной почте, осуществлять информационный
обмен с регионами, подключаться к информационным
фондам других ведомств, осуществлять
обмен информацией с зарубежными сетями.
Администрация Президента, палаты
Федерального Собрания, Аппарат
правительства и органы высшей
судебной власти страны имеют
устойчивый обмен данными с
внешними источниками информации.
Их компьютерные проекты —
одни из самых сложных в российской
Федерации.
Информационносправочное обеспечение
высших органов власти осуществляется
двумя основными поисковыми системами
«Почта» и «Контур», различающимися
базами данных, источниками информации,
методами доступа к информации.
Система «Почта» имеет теледоступ
к источникам информации и включает в
себя такие информационнопоисковые системы,
как «Право», «Директивные документы»,
«Гарант». Базы данных этих подсистем
содержат нормативноправовую информацию
(более 1 200 документов).
С экономической информацией
работают «Экостат», «Социальноэкономическая
статистика», «Регистр промышленных предприятий».
Базы данных указанных подсистем включают
в себя справочностатистическую, социальноэкономическую
информацию по регионам страны, экспрессинформацию
Госкомстата России, экономическую информацию
по СНГ, данные о 24 тысячах промышленных
предприятий России и выпускаемой ими
продукции.
Общественнополитическая информация
представлена в «Аналитических
обзорах», «Оперативной информации».
База данных этих подсистем
содержит аналитические обзоры информационного
управления и прессслужбы Администрации
Президента РФ, Аналитического центра
при Президенте РФ, библиотеки Администрации
Президента, Управления Президента РФ
по работе с обращениями граждан, Центра
экономических реформ при правительстве
РФ. Сюда же входит научнотехническая
информация Росинформресурса, текущие
сводки Госкомстата, информация МВД РФ
(оперативные сводки, борьба с преступностью,
криминальное состояние в России), общие
сводки ИТАРТАСС, оперативная информация
МЧС, отклики региональной прессы на действия
правительства по вопросам экономики.