Оглавление
Введение3
- Основы управления бюджетным
процессом 4
- Консолидированный бюджет РФ 7
- Структура системы автоматизации работы
отдельных участков бюджетного процесса 10
- Структура автоматизированной
информационной системы управления бюджетным
процессом 13
- Автоматизированные технологии
бюджетного процесса в территориальных
и региональных финансовых системах.18
Информационные
технологии местных финансов или муниципальных
образовании………………………………………………………………………………22
Применение
автоматизированных информационных технологий
в бюджетных учреждениях……………………………………………………………………………...23
- Информационные технологии
пенсионного фонда……………………………………25
- Способы организации бухгалтерских
программ……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………………………31
Введение
Бюджетная
система — центр пересечения информационных
потоков, объем которых согласно оценкам
экспертов растет экспоненциально. Для
успешной организации больших объемов
динамической и стратегически важной
для страны информации необходимо решить
проблемы управления и широкого доступа
на всех уровнях организации бюджетной
системы.
Понимание
социально-экономической значимости этой
проблемы проявляется на уровне правительственных
органов России, где в настоящее время
подготовлена Концепция формирования
и развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных
информационных ресурсов. Концепция предполагает
разработку целевой крупномасштабной
общегосударственной комплексной программы
дальнейшей информатизации российского
общества на основе скоординированного
развития его национального информационного
потенциала. Решение ключевых проблем
развития и эффективного использования
информационных и телекоммуникационных
технологий предполагает коренной поворот
в государственной политике информатизации
России, суть которого заключается в переходе
от приоритетного развития инструментальных
средств информатизации к координации
и интеграции информационных ресурсов.
Это важный момент, который безусловно
не только найдет свое отражение в стратегии
эффективного реформирования российской
экономики, но и окажет существенное влияние
на дальнейшее развитие информатизации
в стране.
Цель курсовой
работы состоит в том, чтобы доказать приоритетную
роль информационных систем в бюджетном
процессе.
- Основы управления бюджетным
процессом.
В данном случае объектом управления
будет являться бюджетный процесс, а основными
его участниками будут бюджетополучатели,
бюджетораспорядители, местные органы
исполнительной власти и финансовые органы.
Для автоматизации бюджетного
процесса в РФ создается автоматизированная
информационная система управления, предусматривающая
взаимодействия бюджетов трех уровней:
федерального, регионального и местного.
Системы управления первого
уровня решают задачи по одной и той же
методике, из одного и того же набора и
по одним и тем же техническим методам.
Чем выше в бюджетной системе
стоит учреждение, тем сложнее и шире перечень
решаемых ими задач. На первом бюджетном
уровне могут находиться бюджетные учреждения
совершенно разного профиля.
Более того бюджеты различных
уровней по Российскому законодательству
являются независимыми относительно друг
друга.
В общем виде структуру бюджетной
системы РФ можно изобразить следующим
образом:
Федеральный бюджет РФ формируется
для осуществления общегосударственных
мероприятий, выполняемых государственными
органами.
Через федеральный бюджет происходит
процесс распределения и перераспределения
валового внутреннего продукта и создание
национального дохода страны. На федеральный
бюджет возложено финансирование федеральных
органов власти, местного самоуправления,
обеспечение безопасности и обороноспособности
государства, финансирования науки, образования
и федеральных целевых программ.
В бюджетном процессе федерального
уровня принято выделять следующие комплексы
задач, решаемых с помощью информационных
технологий:
Сводное финансовое планирование на уровне государства в целом
и на уровне территорий. Решение этой задачи обеспечивается
разработкой системы финансовых планов,
увязанных с балансами материальных и
трудовых ресурсов, построенных как в
натуральном, так и в стоимостном выражении. Перспективный финансовый план строится на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета на мобилизации доходов и финансирования расходных статей.
Со сводным финансовым планированием
тесно связана вторая задача. Бюджетное прогнозирование, которое на основе сложившихся тенденций и конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок, предусматривает разработку и обоснование оптимальных направлений развития бюджета. При разработке прогноза бюджета используются экономико-математические методы, такие как: метод экстраполяции, метод наименьших квадратов, метод экспертных оценок.
Разработка федерального бюджета
РФ - разрабатывается Министерством Финансов РФ, в частности ее подразделением "Федеральная служба финансово-бюджетного надзора" по поручению РФ. Федеральные службы и территориальные
финансовые органы должны быть обеспечены
необходимой информационной базой, содержащей
прогноз социально-экономического развития
страны, основные направления бюджетной
и налоговой политики, прогноз сводного
финансового баланса (система национальных
счетов), нормативы финансовых затрат,
планы развития государственного и муниципального
секторов экономики и долгосрочные целевые
программы.
Исполнение федерального бюджета начинается после его утверждения
органами представительной власти и президентом. В финансовых органах разрабатывается организационный план мероприятий, в котором четко определяются задачи подразделений по исполнению федерального бюджета. При этом на основании показателей бюджета делается разноска доходов и расходов, которая утверждается органами исполнительной власти.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств. Осуществление этого контроля предусматривает использование различных форм бюджетной отчетности, в которой отражаются доходы, расходы, дефицит бюджета, а также наиболее крупные операции.
Все это находит отражение в
специальной системе учета, организованной
Министерством Финансов РФ. Финансовые
органы на основе первичной бюджетной
отчетности формируют консолидированную
отчетность, которую представляют правительству
РФ в установленные сроки. После утверждения
этих отчетов в Министерстве Финансов,
они публикуются в открытой печати.
- Консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ представляет
собой федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов федерации, которые
в свою очередь включают в себя региональные
и местные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет
собой статистический свод бюджетных
показателей, характеризующих данные
по доходам, расходам, источникам поступления
средств и основным направлениям их использования
на территории РФ, как в целом, так и по
отдельным субъектам.
Для уровня консолидированного
бюджета характерно выделения следующих
компонентов функциональных задач:
Определение величины нормативных
отчислений от регулирующих налогов в
бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций
с учетом объемов бюджетов административно-территориальных
образований;
Анализ формирования использования
централизованного финансового фонда
страны;
Сводное финансовое планирование
доходов и расходов государства;
Разработка прогнозов социального
и экономического развития страны и отдельных
территорий;
Расчет показателя обеспеченности
жителей страны и отдельных территорий
с целью проведения сопоставления уровня
жизни на отдельных территориях РФ с показателями
других государств.
При реализации задач каждого
комплекса оказываются задействованными
различные участники бюджетного процесса,
что означает организационные и информационные
сложности с точки зрения автоматизации
бюджетного процесса.
Наиболее серьезные вопросы
автоматизации стоят перед финансовыми
органами - это Министерство финансов
и его управления, которые решают задачи
планирования бюджета и контроля за исполнением
бюджета.
Более низким по иерархии, но
также сложным с точки зрения автоматизации
являются уровень главных распорядителей
бюджета. Здесь решаются задачи, связанные
с планированием, распределением и контролем
за использованием бюджетных средств
по учреждениям.
Как правило, учет ведется по
уровням финансирования - федеральное,
региональное, местное.
Помимо решения закрепленных
задач возникает проблема организации
взаимосвязи между распределителями различных
уровней. Состав, структура и размеры доходов
различных уровней существенно различаются
между собой. Также различаются и функциональные
задачи, решаемые автоматизированной
информационной технологией на различных
уровнях бюджетной системы, но при этом
можно выделить некоторые этапы и задачи,
одинаковые для бюджетов различных уровней.
Среди всего названного, этап
"контроля за исполнением бюджета"
является самым главным.
Контроль за исполнением бюджета
строится на основе бюджетного учета, который
является составной частью хозяйственного
и управленческого учета и включает в
себя учет исполнения бюджетов в федеральном
законодательстве, в финансовых и налоговых
органах и учет исполнения смет доходов
и расходов бюджетных учреждений.
Объектами бюджетного учета
являются:
- доходы и расходы бюджета;
- денежная наличность;
- средства, хранящиеся в банках;
- средства в расчетах между бюджетами,
фондами, резервами, возникшими в бюджетах
в процессе их исполнения;
- материальные ценности бюджетных
организаций.
Единство и взаимосвязанность
бюджетного учета достигается путем использования
бюджетной классификации, которая позволяет
проводить анализ по отдельным счетам
бюджетных учреждений, сводным сметам
однотипных бюджетных учреждений и в разрезе
по министерствам.
Бюджетный учет строится на
основе трех видов учета: оперативного,
бухгалтерского и статистического.
Бухгалтерский учет в бюджетном
учете играет роль упорядоченной системы
регистрации, обработки и получения информации
в денежном выражении об обязательствах,
движении денежных средств в бюджетной
организации в процессе исполнения бюджетов,
путем сплошного, непрерывного и документированного
учета. Тем не менее, одной автоматизации
бухгалтерского учета для управления
бюджетным процессом недостаточно.
Следует разрабатывать комплексную
систему управления бюджетным процессом,
учитывая взаимодействие источников бюджетного
процесса, как по вертикали, так и по горизонтали.
- Структура системы автоматизации работы
отдельных участков бюджетного процесса.
Важной задачей автоматизации
органов бюджетной сферы является не только
возложение на компьютеры задач контроля
за составлением и исполнением бюджета
определенного уровня и формирования
смет и форм отчетностей, но и создание
автоматизированной системы обмена данными
между различными уровнями бюджетной
системы в пределах одного уровня, а также
с учетом взаимодействия с другими внешними
структурами, т.е. придется в комплексе
автоматизировать как бюджетные, так и
не бюджетные отношения.
Согласно указу президента
РФ "О системе структуры федеральных
органов исполнительной власти", координация
информационных технологий в финансовой
системе осуществляется Федеральной службой
финансового бюджетного надзора, имеющей
подразделение, занимающиеся информатизацией
и автоматизацией территориальных, региональных
и местных финансовых органов.
Благодаря такой системе организации
информационного и технологического взаимодействия
между органами федерального казначейства,
федеральной налоговой службы, службы
страхового надзора и федеральной службы
по финансовому мониторингу, предпринята
попытка создать единое информационное
пространство.
Между участниками этой программы
существует распределение задач по организации
взаимодействия между федеральными органами.
Так за создания фонда алгоритмов и программ
отвечает федеральная служба финансово-бюджетного
надзора. Также в ее обязанности включено
внедрение информационных технологий
во все сферы деятельности финансовых
органов: