Информационные системы бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Понимание социально-экономической значимости этой проблемы проявляется на уровне правительственных органов России, где в настоящее время подготовлена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция предполагает разработку целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национального информационного потенциала. Решение ключевых проблем развития и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий предполагает коренной поворот в государственной политике информатизации России, суть которого заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к координации и интеграции информационных ресурсов. Это важный момент, который безусловно не только найдет свое отражение в стратегии эффективного реформирования российской экономики, но и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие информатизации в стране.

Содержание работы

Введение3
Основы управления бюджетным процессом 4
Консолидированный бюджет РФ 7
Структура системы автоматизации работы отдельных участков бюджетного процесса 10
Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом 13
Автоматизированные технологии бюджетного процесса в территориальных и региональных финансовых системах.18
Информационные технологии местных финансов или муниципальных образовании………………………………………………………………………………22
Применение автоматизированных информационных технологий в бюджетных учреждениях……………………………………………………………………………...23
Информационные технологии пенсионного фонда……………………………………25
Способы организации бухгалтерских программ……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Информационные системы бюджетного процесса.docx

— 87.86 Кб (Скачать файл)
  1. Определение стратегических направлений развития;
  2. Создание нормативно-правовой и методической базы решения задач межуровневого обмена информацией.

Сложность создания единой информационной системы финансовых органов заключается в том, что ее создание идет по традиционному пути создания сложных систем, т.е. сначала создаются информационные подсистемы отдельных участников бюджетного процесса с учетом специфики, а уже потом организуется взаимодействие между всеми этими системами.

Механизм взаимодействия информационных и финансовых потоков различных участников бюджетного процесса может быть представлен следующей схемой. 

 

 

На приведенной схеме основным источником дохода являются налоговые поступления. В 2013 году налоговые поступления сформировали 78,3% поступлений в бюджет. Неналоговые платежи, безвозмездные перечисления и целевые бюджетные доходы составили все остальное.

Согласно приведенной схеме, органы государственной власти осуществляют планирование и управление государственным бюджетом РФ. Для планирования федерального бюджета, работники федеральной службы финансо-бюджетного надзора РФ используютавтоматизированную информационную территориально-распределенную систему "Финансы", которая объединяет автоматизированные рабочие места специалистов, работников в центральном аппарате и территориальных органах.

Для формирования и исполнения региональных бюджетовиспользуется автоматизированная система составления и исполнения бюджета, которая формирует сводно-группировочные расчеты по бюджетам региональных структур, составление и исполнение бюджетов региона, и аналитические расчеты.

Через банк России и кредитные организации осуществляется обслуживание счетов финансирование бюджетов федеральных, региональных и местных. Для этого используют банковские системы "А-софт", "Диал софт", "Интербанк сервис", а также программно-технический комплекс "клиент-банк".

Налоговые органы обеспечивают контроль за формированием доходов бюджета.

С этой целью в органах государственной налоговой службы используется автоматизированная информационная система "Налог", обеспечивающая автоматический контроль и анализ сбора налогов и других обязательных поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Налогоплательщики формируют доходную часть бюджетов всех уровней за счет уплаты разного рода налогов, устанавливаемых федеральным, территориальным и местным законодательством.

Для автоматизации управления финансами на предприятиях налогоплательщиков, устанавливают автоматизированную информационную систему учета соответствующую размерам данного предприятия. Налоговый учет входит в виде модуля в состав этих информационных систем.

Органы казначейства контролируют движение денежных средств по бюджетным счетам и статьи расходов бюджетов разных уровней.

В состав автоматизированной информационной системы казначейства входят два программных комплекса:

  1. "Казна" - этот комплекс предназначен для учета доходов федерального бюджета и распределения регулирующих налогов между бюджетами разных уровней.
  2. Модули "Смета-W" и "Смета-F" учитывают расходы из федерального бюджета и финансирование бюджетополучателей органами федерального казначейства.

Для автоматизации процессов формирования бюджетов городских поселений и его исполнения, в подразделениях комитета финансов и территориальных финансовых управлений, отраслевых и территориальных органов управления администрации города, используется автоматизированная информационная система бюджетного процесса "Электронное казначейство" (АИССБП-ЭК).

Бюджетные органы осуществляют расходование бюджетных средств согласно заложенным в бюджете статьям и утвержденным сметам.

Для автоматизации финансового учета бюджетные организации используют автоматизированные информационные системы, предназначенные для ведения бухгалтерского и финансового учета в бюджетных организациях. 

 

4.Структура автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.

 

Управление бюджетным процессом осуществляется в масштабах распределенной инфраструктуры, основным элементом которой является бюджетная статья.

Эта распределенная структура технически представляет собой распределенную сеть. Поэтому возникает серьезная задача объединения информационных систем всех участников бюджетного процесса на некоторых уровнях бюджетной сферы и по территориям.

Все участники бюджетного процесса должны быть обеспечены программными системами, соответствующими их перечню выполняемых функций и обеспечивающих электронный обмен данными в соответствии со схемой взаимодействия участников бюджетного процесса между собой. Поэтому автоматизированная информационная система бюджетного процесса должна быть выполнена на единой технологической базе и иметь шлюзы и каналы обмена данными между собой для формирования единого программного комплекса, который может быть использован в составе единой многоуровневой распределенной системы управления финансами.

Исходя из этого, большинство программных продуктов, используемых для комплексной автоматизации управления бюджетным процессом, строятся с использованием модульного принципа.

Каждый отдельный модуль разрабатывается для решения конкретной задачи, однако в каждом модуле предусматривается интерфейс, позволяющий организовать обмен данными между модулями и из таких модулей можно построить программный комплекс для решения любых задач определенного экономического работника структурного подразделения предприятия, отрасли и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщенная структурная схема управления финансами в РФ может быть изображена следующим образом. 

 

 

(1) ЕМРСУФ - Единая Многоуровневая Распределенная Система Управления Финансами

(2, 3) ФП - Функциональная подсистема 

(4, 5, 6) ТП (АРМ) – Технологический Процесс (Автоматизированное Рабочее Место) 

(7, 8) МРКЗ - Модули Реализации Конкретной Задачи

 

МРКЗ

Модули реализации конкретной задачи - это программные продукты, решающие конкретную производственную задачу пользователя. Эти модули реализованы в виде автоматизированных рабочих мест специалистов. 

По своему назначению модули можно разделить на два вида:

  1. Основные, имеющие возможность функционировать отдельно и решать конкретные задачи управления бюджетным процессом;

  1. Вспомогательные, расширяющие возможности основного модуля и работающие под управлением его интерфейса. Например, формирование печатных форм документов или модуля конвертации данных.

 

ТП 

Технологические процесс представляет собой объединение модулей по технологии решения задач. На этом уровне формируются автоматические рабочие места специалистов в соответствии с их полномочиями и решаемыми функциями.  Благодаря стыковке модулей и использованию единого интерфейса, возможна настройка автоматизированных рабочих мест, а также своевременная модификация и адаптация к меняющимся условиям.

ФП 

Функциональная подсистема представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест, объединенных между собой потоками передачи информации и предназначенных для решения определенной функциональной задачи бюджетного органа.  Функциональные подсистемы работают на уровне отделов и подразделений. Программное обеспечение этого уровня позволяет формировать сводные результаты и отчеты по определенной задаче.

ЕМРСУФ 

Единая многоуровневая распределенная система управления финансами - это верхний уровень управления бюджетным процессом. Он представляет собой совокупность функциональных подсистем, связанных в единое целое. На этом уровне реализовано хранение данных в базе данных и имеется возможность формировать выходные статистические отчеты, проводить анализ и исследование исходных данных, а также осуществлять формирование массивов данных для передачи в другие органы государственного управления.

Приведенные структурные элементы уже практически реализованы на уровнях государственного управления. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев архитектура программных модулей оказывается закрытой. Если для программных продуктов низкого уровня желательно иметь закрытую архитектуру, то для продуктов второго уровня и выше желательно иметь открытую архитектуру и иметь возможность настраивать внешний интерфейс и каналы связи. Это позволяет объединить их с целью решения задач управления бюджетом.

Функциональная подсистема "Бюджетный процесс" реализует планирование и прогнозирование по статьям бюджета на предыдущей год, подготавливает бюджетные статьи к рассмотрению и утверждению, обеспечивает текущее слежение за выполнением бюджетных показателей и формирует отчетные реестры об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

Функциональная подсистема "Доходная часть бюджета" состоит из нескольких модулей:

  1. Автоматизированные рабочие места работников по бюджету региона используется сотрудниками бюджетного отдела для составления и получения выходных документов по учету средств полученных и преданных в федеральный бюджет за счет сверхпланового остатка.

  1. Автоматизированные рабочие места работников по районам и городам используется сотрудниками районной группы сводного отдела для формирования оточенных данных для учета бюджета по доходам и расходам.

  1. Свод бюджета. Это модуль для автоматизации процессов по составлению и своду расходной и доходной части бюджета.

  1. Исполнение бюджета. Он настроен на ведение учета использования бюджета для разных этапов:

    1. Формирование плана счётов;

    1. Ведение карточек лицевых счётов и договоров;

    1. Расчёт процентов и доходов в разрезе плательщиков документов или других объектов;

    1. Обмен информации с банками на уровне файлов.

  1. Учёт и контроль бюджетных средств, выданных в кредит. Этот модуль автоматизирует процессы учёта кредитных средств, ведение карточек лицевых счётов и договоров, расчёта процентов и пеней.

  1. Учёт векселей. Используется для составления и ведения реестра векселей.

  1. Специальные компенсационные выплаты. Автоматизирует процесс расчёта, планирование бухгалтерского учёта и отчётности по компенсационным выплатам из бюджета. Обеспечивает составление годового плана по выплате пособий и контроль наличия средств на наличных счетах финансового органа.

  1. Отчёт об исполнении бюджета используется для составления сводов расходной и доходной частей бюджета, подготовки отчёта о недостачах и …….., справок об основных средствах, материалах и сведений о кредиторской задолженности. Информационная технология местных финансовых или муниципальных образований.

Функциональная подсистема "Расходная часть бюджета" реализует комплекс задач по исполнению федерального бюджета и распределению в установленных пропорциях доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. 

Подсистема сопоставляет операции бухгалтерского учета со всеми государственными федеральными ресурсами и обеспечивает информационное сопровождение этих процессов и создает возможность осуществления оперативной проверки соответствия каждой операции конкретному бюджетному ассигнованию.

Функциональная подсистема "Государственное кредитование" реализует планирование государственного долга с учетом операций по его погашению и обеспечивает информационное сопровождение проблем, связанных с эмиссией ценных бумаг, разработкой кредитно-валютной политики и кредитных отношений.

Функциональная подсистема "Финансовый контроль бюджета" автоматизирует процессы, связанные с информационно-аналитической экспертизой и оценкой подготавливаемых и принимаемых решений в области финансово-бюджетной деятельности, реализует контроль за расходованием рублевых и валютных финансовых ресурсов с проверкой соблюдения финансовой дисциплины.

Функциональная подсистема "Финансирование отраслей народного хозяйства" предназначена для планирования финансовых показателей на следующий период с учетом обеспечения выделенными средствами таких отраслей народного хозяйства, как социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура, государственный аппарат, оборонный комплекс, легкая промышленность и т.д.  
Формализует сводные отчеты для анализа по истекшему финансовому долгу и подготовке рекомендаций на предстоящий бюджетный год.

Отдельные функциональные подсистемы являются составными компонентами интегрированной информационной системы, отражающих целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивающих ее комплексный анализ, помогающих в подготовке прогнозных оценок и поддерживающих процессы коллективного и индивидуального принятия решений.

Информация о работе Информационные системы бюджетного процесса