Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:28, реферат
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Специфика управления образовательным учреждением 5
ГЛАВА 2. Информатизация управления как современная социальная технология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы и источников 28
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра информационных технологий в образовании
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Информационные технологии в науке и образовании»
на тему:
«Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением.»
Выполнил:
Студент 5 курса, гр. ИНФ-с-о-092
Оганесян К. Г.
старший преподаватель кафедры ИТО
Худовердова С.А.
Ставрополь 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа является актуальной, так как современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений (ОУ), связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
В настоящее время
в компьютеризации
Информатизация управления
образованием способствует моделированию
высокоорганизованной информационной
среды, оказывающей влияние на все
стороны жизнедеятельности
Такие ученые, как Ю.К. Бабанский, П.И. Конаржевский, П.В. Худоминский и другие в своих трудах разработали известную модель управления, основными компонентами которой стали: изучение дел в образовании; постановка задач; планирование и выбор средств по достижению плана; организация выполнения намеченных дел; корректировка деятельности; анализ результатов и постановка новых задач. Методологические ориентиры новых подходов к управлению в переходный период стали предметом исследований ученых, сочетающих теоретико - прогностическую работу с концепцией развития управления современными образовательными учреждениями (Т.А. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Б.С. Гершунского и других рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования.
Однако на практике реализация информационных технологий управления школой выявляет ряд противоречии:
- между потребностями
в компьютеризации управления
школой и возможностями
-между насущной потребностью
педагогической науки и
Объект работы — информатизация управления образовательными системами.
Предмет работы – процесс информатизации управления образовательным учреждением.
Цель работы – внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи работы:
1. Выявить сущность
понятия «управление» в
2. Определить особенности
процесса управления
3. Проанализировать
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.[12,с.4]
Образовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — образовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, занятия, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы.
Управление школой, неразрывно
связано с развитием
Теория «человеческих отношений» во главу угла ставила неформальную структуру, т.е. отношения между людьми в процессе совместной деятельности. Она стремилась выяснить, что необходимо делать для создания оптимальной неформальной структуры.
Изучение внутришкольного управления также может строиться на основе идей различных общеуправленческих подходов. Поэтому различными могут быть и предметы исследования. Но, хотя существуют особенности определения предмета исследований в различных подходах, все они так или иначе исходят из понимания управления как особой функции в организации, реализация которой обеспечивает целенаправленность и организованность ее жизнедеятельности, и ориентированы на изучение связей между строением и свойствами компонентов управляющей системы, внешними и внутренними
Наука должна отвечать на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления, как особой научной дисциплины, являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.
Теория управления, решающая задачу обеспечения эффективности управленческого процесса, представлена в трудах таких отечественных ученых, как В.Г. Афанасьев, И.К. Шалаев и других, а также зарубежных исследователей: М. Вебера, Д. Карнеги, и других. В их работах выявлены основы социального управления, определено его понятие, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности. Английское слово «manus» (управлять) происходит от корня латинского слова "mange" (рука). Понятие "управление" первоначально означало умение объезжать лошадей и управлять ими. Затем под этим словом стали подразумевать искусство владеть оружием и управлять колесницей. Определение управления, представленное в энциклопедических словарях: Элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддерживающей режим деятельности, реализацию их программ и целей.
Социальное управление - воздействие на общество с целью его упорядочивания, сохранения качественной специфики совершенствования и развития" [43,с.47]. Формулировок определения категории "управление" более сорока. Л.А..Тюрнпуу при классификации различных подходов к этому понятию обобщил смысловые высказывания о категории "управление" в четыре группы: класс явлений, к которым относится управление; объекты; содержание и ожидаемые результаты управления.
Ряд исследователей в
определении единой категории "управление"
включили и некоторые признаки: управление,
по их мнению, это определенные структуры,
наличие порядка среди
В.П. Беспалько в своих исследованиях определяет: «... управление - это механизм, обеспечивающий такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает, функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей». М.И. Кондаков трактует управление учреждениями образования как «специализированную социально-педагогическую систему, предусматривающую сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения».
Ю.В. Васильев оперирует понятием «педагогическое управление», которое осуществляется с учетом требований и задач общества и отличается от социального своими объектами (в нашей работе - дети, педагоги, родители), а также характером процессов и закономерностей, определяемых педагогической наукой. «Как практическая деятельность педагогическое управление - это управление целостным учебно-воспитательным процессом».
Отечественный философ
В.Г. Афанасьев в своих
Один из исследователей этого периода П.В. Худоминский определяет научное управление системой образования как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья в целях обеспечения воспитания подрастающего поколения. Конкретизируя данное определение, Ю.А. Конаржевский отмечает, что управление представляет собой целесообразную деятельность, направленную на упорядочение учебно-воспитательного процесса и его совершенствование.
Несколько по-другому рассматривают управление В.Д. Белиловский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. Они отмечают, что управление - непрерывный, целенаправленный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью ее развития (сохранения, изменения).
В работах Т.И. Шамовой, М.М.Поташника управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества».
Н.Д. Хмель в своих трудах отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.
Ряд положений общей теории управления образовательного учреждения:
1. Управление обеспечивает
целенаправленную и
2. Управление направлено
на создание, становление, оптимальное
функционирование и
Информация о работе Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением