Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Специфика управления образовательным учреждением 5
ГЛАВА 2. Информатизация управления как современная социальная технология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением..doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра информационных технологий в образовании

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:

 «Информационные технологии в науке и образовании» 

 

на тему:

«Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением.»

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 Студент 5 курса, гр. ИНФ-с-о-092

                                                                       Оганесян К. Г.  

                                                   

                                                     Проверил:

 старший преподаватель кафедры ИТО

Худовердова С.А.

 

                                                 

 

 

 

 

 

Ставрополь 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа является актуальной, так как современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений (ОУ), связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

В настоящее время  в компьютеризации управленческой деятельности доминирует культура, базирующаяся на естественнонаучном и техноцентрическом подходах, основанных на традиционных подходах поддержки принятия решений, а именно: подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги. Недостаточно учитывается роль субъектных факторов в управлении, что приводит к широкому использованию обобщенной технологии решения управленческих проблем, которая была сформулирована под влиянием информационного подхода и адекватна технологии информационных процессов [11,с.45]. Они оставляют вне поля зрения все, что связано собственно с взаимодействиями и взаимодополнениями различных видов деятельности.

Информатизация управления образованием способствует моделированию  высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все  стороны жизнедеятельности современного общества.

Такие ученые, как Ю.К. Бабанский, П.И. Конаржевский, П.В. Худоминский  и другие в своих трудах разработали  известную модель управления, основными  компонентами которой стали: изучение дел в образовании; постановка задач; планирование и выбор средств  по достижению плана; организация выполнения намеченных дел; корректировка деятельности; анализ результатов и постановка новых задач. Методологические ориентиры новых подходов к управлению в переходный период стали предметом исследований ученых, сочетающих теоретико - прогностическую работу с концепцией развития управления современными образовательными учреждениями (Т.А. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Б.С. Гершунского и других рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования.

Однако на практике реализация информационных технологий управления школой выявляет ряд противоречии:

- между потребностями  в компьютеризации управления  школой и возможностями образовательного  учреждения в разработке управляющей информационной системы;

-между насущной потребностью  педагогической науки и практики  в разработке эффективного управления  образовательной школой и недостаточной  научной обоснованностью таких  механизмов. Выявленные противоречия  позволили определить проблему дипломной работы: «какие информационно-  коммуникационные технологии необходимо внедрять в управлении учреждением». Решение данной проблемы включает в себя тема дипломной работы: «Внедрение информационных технологий в управлении образовательным учреждением» (на примере МОУ ДОД «ДХШ имени П.Е.Заболотского»).

Объект работы — информатизация управления образовательными системами.

Предмет работы – процесс  информатизации управления образовательным  учреждением.

Цель работы – внедрение  варианта управления образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель, объект и предмет  определили задачи работы:

1. Выявить сущность  понятия «управление» в учреждениях  образования как социальной системы  и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

2. Определить особенности  процесса управления современной  школой в условиях информатизации  образования.

3. Проанализировать информационное  обеспечение управления школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта  управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.[12,с.4]

Образовательная школа  как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — образовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, занятия, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы.

Управление школой, неразрывно связано с развитием общеуправленческих идей. Отсюда выделялись и различные предметы исследований науки управления. Так классическая теория представляла процесс управления как реализацию определенного набора управленческих функций. Качество реализации этих функций связывалось, прежде всего, с характером организационной структуры управления. Основным предметом изучения в данном случае была связь между характеристиками организационной структуры и результатами реализации функций управления.

Теория «человеческих  отношений» во главу угла ставила  неформальную структуру, т.е. отношения между людьми в процессе совместной деятельности. Она стремилась выяснить, что необходимо делать для создания оптимальной неформальной структуры.

Изучение внутришкольного  управления также может строиться  на основе идей различных общеуправленческих подходов. Поэтому различными могут быть и предметы исследования. Но, хотя существуют особенности определения предмета исследований в различных подходах, все они так или иначе исходят из понимания управления как особой функции в организации, реализация которой обеспечивает целенаправленность и организованность ее жизнедеятельности, и ориентированы на изучение связей между строением и свойствами компонентов управляющей системы, внешними и внутренними

Наука должна отвечать на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления, как особой научной дисциплины, являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Теория управления, решающая задачу обеспечения эффективности  управленческого процесса, представлена в трудах таких отечественных ученых, как В.Г. Афанасьев, И.К. Шалаев и других, а также зарубежных исследователей: М. Вебера, Д. Карнеги, и других. В их работах выявлены основы социального управления, определено его понятие, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности. Английское слово «manus» (управлять) происходит от корня латинского слова "mange" (рука). Понятие "управление" первоначально означало умение объезжать лошадей и управлять ими. Затем под этим словом стали подразумевать искусство владеть оружием и управлять колесницей. Определение управления, представленное в энциклопедических словарях: Элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддерживающей режим деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление - воздействие на общество с целью  его упорядочивания, сохранения качественной специфики совершенствования и  развития" [43,с.47]. Формулировок определения категории "управление" более сорока. Л.А..Тюрнпуу при классификации различных подходов к этому понятию обобщил смысловые высказывания о категории "управление" в четыре группы: класс явлений, к которым относится управление; объекты; содержание и ожидаемые результаты управления.

Ряд исследователей в  определении единой категории "управление" включили и некоторые признаки: управление, по их мнению, это определенные структуры, наличие порядка среди элементов  этих структур. В понятие определения  категории "управление " авторы включают ожидаемые от него результаты: упорядочение системы, обеспечение целостности, взаимосвязь компонентов организационных систем, называют условия, касающиеся качества субъекта управления: опыт, сознание, способности, образование, компетентность.

В.П. Беспалько в своих  исследованиях определяет: «... управление - это механизм, обеспечивающий такое  взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает, функционирование второго, относительно достижения заранее поставленных диагностичных целей». М.И. Кондаков трактует управление учреждениями образования как «специализированную социально-педагогическую систему, предусматривающую сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны жизни образовательного учреждения для обеспечения оптимального социально-экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания подрастающего поколения».

Ю.В. Васильев оперирует  понятием «педагогическое управление», которое осуществляется с учетом требований и задач общества и отличается от социального своими объектами (в нашей работе - дети, педагоги, родители), а также характером процессов и закономерностей, определяемых педагогической наукой. «Как практическая деятельность педагогическое управление - это управление целостным учебно-воспитательным процессом».

Отечественный философ  В.Г. Афанасьев в своих исследованиях  отмечает, что сущность управления состоит не только в стабилизации управляемой системы, но и совершенствовании посредством перевода из одного состояния в другое. В более поздних работах ученых 1950-1960-х годов центром исследовательской проблематики стали организационные, методические, кадровые, плановые и другие мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование учреждений образования, дальнейшее их расширение и развитие как в количественном, так и в качественном отношении.

Один из исследователей этого периода П.В. Худоминский  определяет научное управление системой образования как систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное воздействие субъектов управления различного уровня на все ее звенья в целях обеспечения воспитания подрастающего поколения. Конкретизируя данное определение, Ю.А. Конаржевский отмечает, что управление представляет собой целесообразную деятельность, направленную на упорядочение учебно-воспитательного процесса и его совершенствование.

Несколько по-другому  рассматривают управление В.Д. Белиловский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров. Они отмечают, что управление - непрерывный, целенаправленный процесс регулирования жизнедеятельности системы с целью ее развития (сохранения, изменения).

В работах Т.И. Шамовой, М.М.Поташника управление определяется как «целенаправленное активное взаимодействие субъектов, направленное на обеспечение оптимального функционирования системы и перевод ее в новое качественное состояние соответствующее социальному заказу общества».

Н.Д. Хмель в своих  трудах отмечает, что управление есть совокупность целенаправленных и взаимосвязанных  действий управляющей и управляемой систем по согласованию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.

Ряд положений общей  теории управления образовательного учреждения:

1. Управление обеспечивает  целенаправленную и интегрированную  деятельность субъектов педагогического процесса.

2. Управление направлено  на создание, становление, оптимальное  функционирование и обязательное  развитие образовательного учреждения.

Информация о работе Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением