Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Специфика управления образовательным учреждением 5
ГЛАВА 2. Информатизация управления как современная социальная технология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением..doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

3. Управление осуществляется  с помощью управленческих действий  анализа, планирования, организации, контроля, регулирования.

4. Управление эффективно, когда оно обладает такими  свойствами, как целенаправленность, системность, прогностичность, цикличность,  демократичность.

5. Управление достигает  цели, если: его механизм соответствует  сложности объекта и возможностям субъекта; имеются резервы вариантов управленческих решений; используются критерии конечного результата); имеет место хорошо развитая система обратной связи; учтен человеческий фактор.

Несомненно, что центральным  объектом управления в школе является учебно-воспитательный процесс. Как он должен осуществляться и какие его задачи, наука управления не изучает – это предмет педагогики. Но то, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии учебно-воспитательного процесса – это уже вопрос к науке управления школой. Как подбирать кадры, как осуществлять оценку их деятельности, как мотивировать на продуктивную работу, как формировать продуктивный психологический климат в коллективе – все эти вопросы также стоящие перед исследователями внутришкольного управления. Как бы хорошо не работала школа, она не может не меняться. В связи с этим, одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития.

Школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Поэтому нужно изучать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.

Безусловно, перечисленные  выше частные предметы исследования не исчерпывают всего их многообразия. По мере развития школы как социального института, будут возникать новые задачи управления и будут актуализироваться новые направления исследований.

В настоящее время  четкая классификация методов исследования в науке школьного управления отсутствует. Это объясняется, прежде всего, молодостью науки, в которой происходит постоянное переосмысление ее задач и поиск методов их решения.

Как и во всякой другой науке, во внутришкольном управлении выбор  методов исследований зависит от того, что исследуется (т.е. изучаемого предмета), и исследовательских задач. Все исследования во внутришкольном управлении можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют исследования описательно-объяснительного типа. Вторую группу – исследования формирующего типа.

Основные задачи исследований первого типа связаны с анализом существующей практики управления, выявлением факторов, обуславливающих различия в успешности реализации управленческих функций, построением на этой основе теоретических моделей, позволяющих объяснить наблюдаемые явления, и выработкой рекомендаций по изменению практики управления. При решении задач описательно-объяснительного типа используются традиционные для социальных наук методы: наблюдение, опрос, тестирование, контент-анализ документов, экспертиза, обработка, анализ и обобщение статистических данных.

Исследования формирующего типа имеют иную логику и строятся иначе. При этом типе исследований разрабатываются  модели новой управленческой деятельности, затем на их основе перестраивается  практика управления в конкретных школах, и анализируются последствия сделанных изменений. То есть, если первый тип исследований идет от выявления и анализа эмпирических фактов к построению теоретических обобщений (от частного к общему), то при формирующем типе исследований логика движений обратная – от теоретических моделей к их единичным реализациям (от общего к частному). Разрабатываемые первоначально теоретические модели являются по сути гипотезами. Если предсказываемые следствия реально возникают, то теоретическая модель признается адекватной действительности, но не той, которая уже есть, а той, которая может возникнуть в результате изменения практики управления. Формирующее исследование направлено не на объяснение того, что есть, а на формирование того, что должно быть. Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попытки определить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполагания и планирования, организации и контроля. Обратимся к характеристике принципов, имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организации педагогического процесса в школе. В числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. К основным принципам относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Принцип демократизации и гуманизации управления педагогическими системами ориентирует внутришкольное управление, предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, педагогов, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и общественностью, предоставление возможности для педагогов и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказывать свою точку зрения по вопросам школьной жизни, направлены на утверждение демократизации в школе. Управление педагогическими системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление.

Принцип системность  и целостность в управлении предполагает понимание системной природы  педагогического процесса, создает  реальные предпосылки для эффективного управления. Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системо-образующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы.

Третий компонент системы  обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они  образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративного свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства системы — о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, а во втором — школа подчиняет среду для достижения своих целей.

Принцип единство единоначалия и коллегиальности в управлении направляет на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. Единоначалие руководителя педагогической системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей.

Принцип объективность  и полнота информации в управлении педагогическими системами предполагает, что эффективность управления педагогическими  системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой  информации. Объективность и полнота  информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются  с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель, менеджер в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами.

С внедрением технических  средств и компьютеризации существенно  сократились сроки сбора и  обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены  на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и педагоги. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, триместровая, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда.

Анализ современной  литературы позволил сделать выводы:

- управление образовательным  учреждением имеет свои специфические  особенности;

- управление образовательным  учреждением – разновидность  управления социальными системами;

- важным фактором, влияющим  на принятие правильного управленческого решения, является скорость в обработке поступающей информации. Эту проблему поможет решить использование в управлении новых информационных технологий.

 

 

 

 

ГЛАВА. 2 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 

В настоящее время  в обществе остро возникла проблема информатизации - это проблема интеллектуального  развития общества. Современное общество называют информационным в силу того, что роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация быстро достигает потребителей (людей или организаций), заинтересованных в ее получении и выдается в привычной для них форме. По оценкам центра технических перемен (Technical Change Centre), к 2011 году на информационный сектор должно приходиться более 55% всех работ. Данная ситуация позволяет говорить о том, что современное общество вступило в новую фазу - информационную, а само общество все чаще называют информационным. В последние годы информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и образовательного учреждения.

Увеличивается число  задач школьного образования, вовлекаемых  в процессы информатизации. В России этот процесс развивается в рамках четырех последовательных этапов:

• освоение информационно-компьютерных технологий как новой составляющей содержания общего образования;

• использование информационно-компьютерных технологий как учебного средства при  изучении существующих учебных предметов;

• разработка новых учебных  предметов, ориентированных на обновленное  содержание, цели и методы образовательной  подготовки школьников в условиях становления информационного общества и органически использующих информационно-компьютерные технологии для достижения этих целей;

• преобразование не только содержания и методов, но и всей организации  обучения за счет широкого использования информационно-компьютерных технологий в управлении школьным образованием [15,с.23].

Информатизация образования  — это процесс изменения его  содержания, методов и организационных  форм, направленный на достижение нового качества образования на основе применения информационных технологий. Она должна помочь решению двух основных задач школы: образование — для всех, и новое качество образования — каждому [47,с.19].

Информация о работе Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением