Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Специфика управления образовательным учреждением 5
ГЛАВА 2. Информатизация управления как современная социальная технология 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением..doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Информатизация управления образовательным учреждением связана  с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.

В настоящее время  информатизация управления школьным образованием рассматривается на нескольких уровнях:

• частном — информатизация охватывает управление отдельными учебными заведениями;

• общем — охватывает несколько учебных заведений  одного района или региона, предполагается частичный информационный обмен  между учебными заведениями и  органами управления образованием;

• системно — поэтапном охватывает все образовательные учреждения данной территории с организацией полного информационного обмена на основании единых информационных стандартов, что ведет к формированию единого информационного пространства общего образования [31,с.68].

Информационные технологии делятся на две группы: с избирательной  и полной интерактивностью:

1 группа – технологии, обеспечивающие хранение информации  в структурированном виде, облегчающие  доступ к ней и ее использование  (банки данных, базы данных, телетекст и т.д.). Пользователь находит нужную информацию с помощью различных процедур поиска (по ключевым словам, комбинации дескрипторов и т.д.) Технология функционирует в избирательном режиме, пользователь не может видоизменить полученную информацию.

2 группа – все формы коммуникации с помощью компьютеров: электронная почта, телеконференцсвязь, табулятор голосования и пр. Эти технологии служат средствам передачи, обмена сообщениями, адресованными одному или нескольким пользователям одновременно (очень удобно при дистанционном обучении). Безбумажная информатика – технология сбора, накопления, переработки и обмена или распространения информации на основе компьютера и машинных носителей информации: магнитных дисков и т.п. Это понятие ввел академик В.М.Глушков [26,с.254].

Выделяют несколько  направлений применения информационных технологий в управлении образовательными учреждениями: мониторинг качества образовательных  услуг на основе автоматизации сбора  статистических данных, внедрение электронного документооборота, автоматизация хранения сведений о кадрах и обучаемых, автоматизированный учет состояния зданий, оборудования и материалов, автоматизация бухгалтерского учета.

Для реализации указанных  выше направлений формируется информационная система управления (ИСУ) образовательным учреждением, представляющая собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной управленческой цели. Для того чтобы обеспечить ее функционирование на всех уровнях управления и их взаимодействие между собой, необходимо определить такие информационные системы, которые охватывали бы весь управленческий процесс в целом.

На рубеже XX-XXI веков  на уровне правительства России были приняты такие важные документы, как «Национальная доктрина образования», Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Эти документы являются основой государственной системы политики России в области образования. Одной из приоритетных задач, реализуемых каждой из перечисленных Федеральных программ, является гармоничное развитие жизнеспособной личности, ее творческих способностей и самоидентификации на основе мотивации необходимости непрерывного образования. Современный руководитель школы должен в совершенстве обладать коммуникативными умениями, корректно и доказательно отстаивать свою точку зрения, устранять при этом компромиссы на высоком уровне культуры общения с подчиненными. При этом он должен принимать оптимальные решения, учитывая коллизии своих коллег. От того, насколько профессионально учитывает директор школы стремления, интересы и взгляды альтернативных (или противоположных) групп взрослых людей своего коллектива, зависит успех принятого им решения. Однако, во избежание конфликтных ситуаций, важно учитывать и психологические особенности каждого работника учреждения, обучающихся и их родителей. Следовательно, директор школы должен обладать психолого-педагогической и производственной компетентностью. Можно выделить еще одну проблему. Социально-экономическая нестабильность в обществе и дефицит средств, требуют от руководителя не только знаний в таких областях, как социология и экономика, но и позитивного опыта работы по использованию возможностей дополнительного финансирования со стороны местных органов власти, а также привлечение спонсоров. Для работы в рамках такой системы управлением возникает потребность в профессиональных руководящих кадрах, которые не просто развивают в себе умение управлять путем самообразования, что считалось достаточным до настоящего времени. Учреждению требуется не просто должность «директор школы» или «руководитель», а сложная профессиональная деятельность, к которой руководителя необходимо готовить как компетентного профессионала-управленца, способного реализовать образовательные стратегии, заложенные в основу образовательной политики.

Одной из особенностей современной  социально-образовательной ситуации является в большей, чем когда  бы то ни было ранее, самостоятельности  образовательных учреждений. С одной  стороны это активизирует творческие силы педагогических коллективов, содействует  развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях. С другой стороны, процесс управления образовательными учреждениями значительно усложнился и требует его качественного преобразования. Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс. Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования.

В настоящее время  известно несколько программных  систем, предназначенных для автоматизации  процессов управления учебным заведением. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью. В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

повышение эффективности  учебного процесса, возможность управления с оперативным учетом результатов  уже осуществленной деятельности, принятие более эффективных управленческих решений, повышение объективности в оценке деятельности педагогов и учащихся, более эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования, оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения, экономия материальных и человеческих ресурсов, высвобождение свободного времени, сокращение объемов рутинной работы.

До последнего времени  накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях. Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем: информационного обеспечения, технического обеспечения, математического и программного обеспечения, методического обеспечения, организационного обеспечения. Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования.

В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация "управленческого  характера", содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить: сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;  данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы; информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов;

сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического  коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал; сведения об учебном плане  и распределении нагрузки; информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия); данные об успеваемости школьников; данные о внешних связях учебного заведения; сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения; сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения. Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить: дошкольное воспитание и обучение - систему данных о развитии детских дошкольных организаций;  школьное образование - систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот; профессиональное образование - систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и педагогических работников; обеспечение кадрами - систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;

контроль исполнения документов - систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;  лицензирование и аттестация - мониторинг лицензирования учреждений и аттестация педагогических кадров; отчетность - автоматизированную систему для формирования основных показателей системы образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации; финансы - информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования; информатизация - информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования; обеспечение учебниками - информацию об обеспечении учебниками.

Современное состояние  информатизации образования в области  создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.

Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные: списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения; сведения о результатах обучения каждого учащегося по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе в следующий класс), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков), данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения; организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса. Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:

для администрации школы: оперативное получение и обобщение  информации об учебном процессе для  принятия управленческих решений; ведение  личных дел сотрудников, учеников, родителей  для создания оперативных отчетов;  мониторинг движения учащихся; создание системы школьного документооборота; автоматизированное составление отчетности для управления образования; для заместителя директора по учебно – воспитательной работе, педагогов, учеников и родителей: получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов; доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

для педагогов: ведение  классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов; ведение индивидуальных портфолио педагогов и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа; для всех участников учебно-воспитательного процесса: формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы  образования. Руководителю образовательного учреждения в условиях информационного общества важно знать и учитывать в профессиональной деятельности такие проблемы, как:

- особенности информационного общества;

- преимущества информационного  общества;

- проблемы становления  информационного общества;

- условия построения  информационного общества.

Важно обратить особое внимание на современные подходы в работе с информационными материалами (сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации). Подготовить педагогический коллектив к реализации основ безбумажной информатики в построении документооборота образовательного учреждения.

На самом высоком  нормативном уровне — в Федеральной целевой программе «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» отмечается, что в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкурентности, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Информация о работе Информационные технологии как инструмент управления образовательным учреждением