Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНЕИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа по теме:
«Информационные технологии
в экономическом
ресурсе»
Выполнила: Моисеенко М. А.
СО-82
Проверила:
Беленко В. Е.
Новосибирск 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
подходы к исследованию роли информации
в современном мире…………………………………………...…………………
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация
как экономическое благо и экономический
ресурс…...……………………………………………………
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как
движущая сила и важнейший ресурс современного
общества…………………………………………………………
2.1 Информация и
общество…………………………………………………….
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления
роли информации в современном мире…………………………………………...…………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В современном обществе информатизация всех сфер её жизни является необходимым условием динамичного развития экономики. Новые средства сбора, передачи и преобразования информации оказали неоценимую помощь в сложном деле упорядочения хаоса в предпринимательстве в условиях свободного рынка, а также в оптимизации и организации управленческой деятельности. И здесь компьютерная технология незаменима, поскольку она лает возможность оптимизировать и реализовать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации. Реформа методов управления повлекла за собой не только перестройку организации процесса автоматизации управленческой деятельности экономических объектов, но и распространение новых форм реализации этой деятельности. Спрос на информационный товар растет, что, в свою очередь ведет к активному росту и развитию рынков информации.
Актуальность избранной темы курсовой работы заключается в следующем:
- информация стала одним из ресурсов развития общества, наряду с материальными и энергетическими ресурсами;
-
необходимость информационного
развития и узаконивания
-
возникновение понятия
-
бурное развитие компьютерной
техники и информационных
Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1)
Изучение теоретических
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.
Объектом исследования является информация как экономический ресурс.
Предмет исследования - усиление роли информации в современном мире.
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире
1.1
Понятие «Информация»
Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках, например, в физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:
Информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.
Понятия
знания и информация следует отделять
друг от друга. Знания являются переработанной
информацией, они отражают связь
между явлениями, выявленные закономерности
и отвечают на вопросы "как?", "почему?"
и т. п., в то время как информация дает
ответ на вопросы "что?", "кто?",
"когда?", "где?"1
1.2
Информация как экономическое
благо и экономический
ресурс
Б. Компейн говорил: “Информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов”.
Информация,
как и знания, несомненно, представляют
собой разновидность
В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.
Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.2
Важно
отметить, что информации как экономическому
ресурсу присуща дихотомия
В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономике, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.4
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов, — вот некоторые из таких способов проявления:
Таким
образом, по мере своего создания экономика
информационного общества начинает использовать
не два, а четыре основных ресурса: труд,
капитал, индивидуальную, групповую и
региональную свободу, а также релевантную
информацию (постоянно обновляемые теоретические
знания и различного рода сведения, в том
числе практические навыки людей). Первые
два из них служат факторами производства,
последние два — необходимыми условиями
их эффективного использования. Тем самым
экономика индустриального общества переходит
в свою очередную постиндустриальную
фазу - информационная экономика.
Информационный
продукт и его
особенности.
Результатом информационной деятельности является информационный
продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг. Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.
Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.
Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается
своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.
В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны
разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.
В-четвертых,
производство информации, в
отличии от производства материальных
товаров, требует значительных затрат
по сравнению с затратами на тиражирование.
Копирование того или иного
информационного продукта обходится,
как правило, намного дешевле
его производства. Это свойство
информационного продукта - трудность
производства и относительная простота
тиражирования - создает, в частности,
немало проблем в связи с определением
прав собственности в рамках сферы информационной
деятельности.
Виды информационных товаров и услуг.
Информационная сфера охватывает широкий круг товаров и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно- технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т.д.
Прежде всего, следует различать информацию как таковую и носители
информации. По сферам использования информация может подразделяться на научно - техническую, управленческую и социальную.
При прагматическом подходе, который оценивает блага от использования
Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе