Информационные технологии в экономическом ресурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНЕИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:

«Информационные технологии

в экономическом  ресурсе» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Моисеенко М. А.

СО-82

Проверила: Беленко В. Е. 
 
 

Новосибирск 2010

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5

    1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5

    1.2. Информация  как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6

    1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9

    1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10

    1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10

2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12

2.1 Информация и общество…………………………………………………….15

            2.2  Информационные технологии в СМИ………………………….….18

            2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22

3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23

Заключение ……………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современном  обществе информатизация всех сфер её жизни является необходимым условием динамичного развития экономики. Новые средства сбора, передачи и преобразования информации оказали неоценимую помощь в сложном деле упорядочения хаоса в предпринимательстве в условиях свободного рынка, а также в оптимизации и организации управленческой деятельности. И здесь компьютерная технология незаменима, поскольку она лает возможность оптимизировать и реализовать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации. Реформа методов управления повлекла за собой не только перестройку организации процесса автоматизации управленческой деятельности экономических объектов, но и распространение новых форм реализации этой деятельности. Спрос на информационный товар растет, что, в свою очередь ведет к активному росту и развитию рынков информации.

     Актуальность избранной темы курсовой работы заключается в следующем:

     - информация стала одним из ресурсов развития общества, наряду с материальными и энергетическими ресурсами;

     - необходимость информационного  развития и узаконивания информационных  отношений;

     - возникновение понятия интеллектуальной  собственности и ее защиты;

     - бурное развитие компьютерной  техники и информационных технологий  и развитие «информационного»  общества.

     Цель  данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.

     Исходя  из цели, можно сформулировать следующие задачи:

     1) Изучение теоретических подходов  к исследованию информации в  современном мире.

     2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.

     3) Анализ усиления роли информации в современном мире.

     Объектом  исследования является информация как экономический ресурс.

     Предмет исследования - усиление роли информации в современном мире.

 

          

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире

    1.1 Понятие «Информация» 

       Понятие информации является очень емким, оно  относится к группе общенаучных  категорий и занимает важное место  в различных науках, например, в  физике, биологии, психологии, экономике, социологии и других. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации:

       Информация  – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем. В целом, рассмотрение информации как средства снижения неопределенности используется в различных теориях и концепциях, например, в теории информации К. Шеннона или теории прибыли Ф. Найта, но в разных контекстах. Следует отметить, что информация может снижать неопределенность, но не представлять ценность для экономического агента из-за отсутствия потребностей, которые могла бы удовлетворить данная информация. Поэтому следует дополнить определение информации как средства снижения неопределенности ее способностью обеспечивать достижение целей или реализацию потребностей субъекта.

       Понятия знания и информация следует отделять друг от друга. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь  между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?"1  

1.2 Информация как экономическое благо и экономический ресурс 

Б. Компейн говорил: “Информация  всегда  была ресурсом, но лишь совсем недавно  мы  увидели  первые  проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты  рассматривают  материю  и энергию в качестве ресурсов”.

Информация, как и знания, несомненно, представляют собой разновидность экономических  благ, они удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

       В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда проистекает особая субъективность процесса информационного производства, характерным проявлением которой является отсутствие более-менее жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В целом, в результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения материальных носителей с созданной информацией) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления  информационного производства требуется  исходное сырье – информация и  ранее созданные знания. Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства – земли (природных ресурсов), труда, капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непотребляемость в процессе использования, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.2

       Важно отметить, что информации как экономическому ресурсу присуща дихотомия распространенности и редкости.3 С одной стороны, информация легко тиражируема, не уничтожается, а, напротив, самовозрастает в процессе потребления. В то же время, она является редким ресурсом благодаря уникальности процесса ее производства и использования, главным субъектом которого выступает человек. Так, в настоящее время одними из наиболее актуальных проблем являются проблема сильного информационного давления на людей, усиливающегося с ускорением процесса накопления информации, а также распространение методов деструктивного информационного воздействия, ведущего к негативным последствиям. Накопленные объемы информации и знаний не успевают перерабатываться, создаются большие массивы ненужной (по крайней мере, в настоящий момент) и дублирующей информации. Но наряду с этим существует потребность в знаниях, которые смогут помочь преодолеть многочисленные нерешенные в настоящее время проблемы, например, в области экологии, медицины и других областях.

       В функционировании информации как экономического ресурса особое значение имеют технические  и технологические аспекты ее использования и обращения в  экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономике, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации, ТНК и ТНБ в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.4

Информация  в экономике проявляется во множестве  аспектов, — вот некоторые из таких способов проявления:

  • производство информации как таковой — это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
  • информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
  • информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
  • некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
  • информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновеснго состояний экономической системы;
  • информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
  • информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.

    Таким образом, по мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два — необходимыми условиями их эффективного использования. Тем самым экономика индустриального общества переходит в свою очередную постиндустриальную фазу - информационная экономика. 

    Информационный  продукт и его  особенности. 

Результатом  информационной   деятельности   является   информационный

продукт, который предстает на рынке в  виде информационных товаров и услуг. Отметим  основные  особенности   информационного   продукта,   которые кардинально отличают информацию от других товаров.

 Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может  быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет  содержащуюся  в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых,   информационный   продукт   со    временем    подвергается

своеобразному “моральному износу”. Хотя информация  и  не  изнашивается  при употреблении,  но  она  может  терять  свою  ценность  по  мере  того,  как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров  и  услуг  удобны

разные  способы предоставления информации, ведь  потребление  информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

В-четвертых,  производство  информации,  в  отличии  от   производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению  с затратами на  тиражирование.  Копирование  того  или  иного  информационного  продукта обходится, как правило,  намного  дешевле  его  производства.  Это  свойство информационного продукта - трудность производства и  относительная  простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с  определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности. 

Виды  информационных товаров  и услуг.

Информационная  сфера охватывает широкий круг товаров и услуг.  Рынок информации включает такие сектора, как  коммуникации,  образование,  научно- технические   исследования,   печать,   кино,    реклама,    управленческая деятельность и т.д.

  Прежде всего, следует различать информацию  как таковую и носители

информации. По сферам  использования  информация может  подразделяться  на научно - техническую, управленческую и социальную.

  При прагматическом подходе, который оценивает блага от  использования

Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе