Информационные технологии в экономическом ресурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

информации,   информационные   продукты   делятся   на   познавательные    и развлекательные.

  Ф. Махлуп выделил 30 отраслей,  связанных с производством знания  и

разделил  их на пять групп: образование, научные исследования  и  разработки,средства массовой информации и связь, информационные машины и  оборудование, информационные услуги.

  Существует  и  такая  точка  зрения,  что   к   информационной   сфере нецелесообразно относить производство технических  средств  для  обучения  и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т. д. 

1.3 Информационный бизнес 

Потребление информации, производство информационных продуктов  и  услуг показали необходимость  создания  новой  сферы  бизнеса  -  информационного бизнеса.  Этот  бизнес  в  западных  странах   зародился   в   60-х   годах, формировался как  самостоятельная  отрасль  в  70-е  годы,  а  в  80-е  годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей  инфраструктурой. Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное  развитие информационного    производства    в    силу    стратегического    характера информационных ресурсов в развитии современного  общества  позволило  многим государствам  преодолеть  огромный  разрыв   в   уровне   экономического   и социального развития по сравнению с развитыми странами.                                                                                                                                                                       Ведущей тенденцией развития сегодня информационного бизнеса является его глобализация.  Чисто теоретически  любой человек является  возможным потребителем информации. Поэтому возможности рынка являются  беспредельными, хотя  и   существует   довольно   жесткая конкуренция   между   основными производителями.  К традиционно сильным производителям,  таким как США, Япония, Франция, Великобритания  и Германия  в последние годы  добавились фирмы Австралии, Южной Кореи,  Тайваня,  Сингапура  и  др.  В  то  же  время происходит консолидация всех сил и ресурсов в информационном бизнесе.                                                       Западноевропейские   страны    выработали    международный    механизм сотрудничества,    направленный    на    создание    благоприятной    среды, способствующей быстрому внедрению и распространению технологических решений (на базе объединения научного потенциала всей Европы), с целью быстрого  и эффективного  реагирования  на   изменение   ситуации   на   мировом   рынке информационных  технологий  с позиции “единой Европы”.   Причиной   таких действий является то, что, как показывает практика, проведение  параллельных разрозненных исследований не приводит к желаемому экономическому эффекту,  а лишь создает ненужное дублирование. В  Западной  Европе  принята  и  сегодня существенно известная  программа  “Эврика”,  которая  объединила  19  стран, включая 12 государств - членов ЕЭС и  Комиссию  европейских  сообществ.  Это является ярким примером интеграции большого количества  конкурирующих  между собой стран (и соответственно фирм) в области информационного бизнеса. Интеграция основных производителей информационных технологий привела к конвергенции в самой структуре информационной  отрасли  производства.  Одним из результатов конвергенции является быстро  развивающаяся  тенденция  среди действующих в области  информационного  бизнеса  компаний  к  объединению  с другими компаниями либо посредством прямого  приобретения,  либо  на  основе более низких форм кооперативной собственности. Еще  одной  особенностью  развития  сегодня  информационного   бизнеса является то, что наряду  с  расширением  рынка  информационных  продуктов  и услуг происходит ликвидация промежуточных звеньев в области  взаимоотношений поставщиков и покупателей информации. А с другой стороны, в последнее  время наметилась тенденция к сокращению числа занятых во всей сфере услуг,  в  том числе, и в сфере информационного бизнеса.5 

2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс информационного общества 

     В индустриальном обществе, где большая  часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими  экономическими категориями:

    1. материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;
    2. природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
    3. трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
    4. финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
    5. энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

     В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

     Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

     С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной  стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

     Информационные ресурсы– одельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

     Надо  понимать, что документы и массивы  информации, о которых говорится  в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

     Информационные  ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались  в виде документов, баз данных, баз  знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

     В настоящее время не разработана  методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а  также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.6

     Информационные  ресурсы страны, региона, организации  должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

     Развитие  мировых информационных ресурсов позволило:

    • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
    • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
    • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
    • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

2.1 Информация и  общество 

     Массово-коммуникационная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется в соответствии с информационными интересами и потребностями людей. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

     Информационные  потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.7

     Далеко  не все информационные потребности  осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах  и коммуникационном поведении; часть  из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.

     Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

     Анализируя  содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том  числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни  населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Так, например, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой.

     Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория  СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций.

     К первой группе характеристик аудитории  относятся признаки внутренней структуры  аудитории, относительно независимые  от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.8

     Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений.

     Коммуникатору же для установления диалоговых отношений  или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие  им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых  при прямом участии средств массовой информации.

     В механизме функционирования социального  настроения важное место занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия .

     Согласно  логике развития, какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все  дело в том, что в обществе главным  информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, является государство, которое не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Например, той, которая содержит военную и государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может принести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение информации, может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей.9

     Предание  гласности некоторых материалов о недавней истории, произошедшее после 1985 года, размыло ранее сформированное представление об истории страны, развенчало многие идеологические стереотипы, посеяло у людей недоверие к официальной информации. Резкий переход от замалчивания к широкой гласности вызвал у людей, особенно старшего поколения, психологическое невосприятие заново прочитанных страниц истории и недоверие к новым источникам информации.

     Особо значительную роль в выработке такого отношения к информации сыграли средства массовой информации. Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя более полные исторические сведения; отрицательную в том, что многие публикации и передачи носили поверхностный характер и не отражали всю сложность происходящих процессов в далеком и не совсем далеком прошлом. Сознательное искажение информации нельзя считать случайным так же, как и невозможно считать причиной этого явления неизбежность такого процесса. Искажение информации в той или иной мере присуще любому общественному устройству. 

Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе