Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28
информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные.
Ф. Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством знания и
разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки,средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.
Существует
и такая точка зрения, что
к информационной сфере нецелесообразно
относить производство технических
средств для обучения и преобразования
информации, ее носителей, каналов связи
и т. д.
1.3
Информационный бизнес
Потребление информации,
производство информационных продуктов
и услуг показали необходимость
создания новой сферы бизнеса
- информационного бизнеса. Этот
бизнес в западных странах
зародился в 60-х годах,
формировался как самостоятельная
отрасль в 70-е годы, а в
80-е годы превратился в крупнейший
многоотраслевой комплекс со своей
инфраструктурой. Опыт многих развивающихся
стран показывает, что приоритетное
развитие информационного производства
в силу стратегического
характера информационных ресурсов в
развитии современного общества
позволило многим государствам
преодолеть огромный разрыв
в уровне экономического
и социального развития по сравнению с
развитыми странами.
2.
Информация как движущая
сила и важнейший ресурс
информационного общества
В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.
С принятием Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.
Информационные ресурсы– одельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
В
настоящее время не разработана
методология количественной и качественной
оценки информационных ресурсов, а
также прогнозирования
Информационные
ресурсы страны, региона, организации
должны рассматриваться как
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
2.1
Информация и общество
Массово-коммуникационная
деятельность современного человека,
связанная с потреблением, использованием
и производством массовой информации,
при тотальной
Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека.7
Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д.
Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.
Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Так, например, если эффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, то обращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь с характером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с его трудовой сферой.
Традиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опирается на выявление его целостности и четкое представление его структуры и функций.
К первой группе характеристик аудитории относятся признаки внутренней структуры аудитории, относительно независимые от системы СМИ. Вторая специфическая группа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях со СМИ и описывает процесс потребления массовой информации. Третья группа связана с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.8
Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений.
Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации.
В механизме функционирования социального настроения важное место занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия .
Согласно логике развития, какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, является государство, которое не всегда заинтересовано в распространении объективной информации. Например, той, которая содержит военную и государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальную опасность, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может принести ущерб, государство, разумеется, имеет полное право налагать запрет. Во всех других случаях замалчивание, а еще хуже, искажение информации, может серьезно подорвать политические, экономические устои государства, лишить веры людей.9
Предание гласности некоторых материалов о недавней истории, произошедшее после 1985 года, размыло ранее сформированное представление об истории страны, развенчало многие идеологические стереотипы, посеяло у людей недоверие к официальной информации. Резкий переход от замалчивания к широкой гласности вызвал у людей, особенно старшего поколения, психологическое невосприятие заново прочитанных страниц истории и недоверие к новым источникам информации.
Особо
значительную роль в выработке такого
отношения к информации сыграли средства
массовой информации. Положительную в
том, что донесли до широкого читателя,
зрителя более полные исторические сведения;
отрицательную в том, что многие публикации
и передачи носили поверхностный характер
и не отражали всю сложность происходящих
процессов в далеком и не совсем далеком
прошлом. Сознательное искажение информации
нельзя считать случайным так же, как и
невозможно считать причиной этого явления
неизбежность такого процесса. Искажение
информации в той или иной мере присуще
любому общественному устройству.
Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе