Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28
2.2
Информационные технологии
в СМИ
Развитие информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) способно стать мощным экономическим ресурсом, считает президент РФ Дмитрий Медведев.
«Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом», - отметил он.
«Причем, сам информационный сектор экономики зачастую растет значительно быстрее многих других отраслей», - добавил президент.
«Развитие ИКТ прямо влияет и на подъем науки и технологий, на эффективность госуправления, и даже на политическую систему - на доступ к ресурсам и развитие демократии», - подчеркнул Медведев.
Президент отметил, что все эти факторы учитывались при разработке соответствующих программ, в частности, новой редакции ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы), стратегии развития информационного общества в РФ, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Президент также сообщил, что Россия вышла на 3 место в мире по объемам заказов на разработку программного обеспечения.
«По объемам заказов на разработку программного обеспечения Россия вышла в прошлом году на 3 место в мире после Индии и Китая», - отметил он.
«Заложены и основы инфраструктуры, необходимой для успешного перехода к информационному обществу», - добавил президент.
«Сегодня наш рынок телекоммуникаций динамично развивается», - отметил глава государства.
По словам Медведева, устойчиво растет спрос на оборудование и услуги; бизнес и государственный сектор стали больше и содержательнее использовать ИКТ.
Новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное воздействие на распространение и доставку информации и на доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная - через газеты, радио, телевидение, другая - через Интернет и банки данных. В последнем случае у вас появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. Эта демассификация может, с точки зрения многих, убить СМИ, во всяком случае, фрагментировать и атомизировать использование информации. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ - сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться.10
В связи с этим необходимо действительно обратить внимание на некоторые важные особенности роли средств массовой информации с точки зрения функционирования гражданского и открытого общества. Для гражданского общества необходима среда оценки деятельности правительства, общественных организаций, экономики и прочего, и СМИ являются во многом важнейшим элементом гражданского общества. В Англии Билль о правах, открывший эпоху конституционной монархии, провозгласил свободу слова и сделал ее прерогативой парламента и суда, а не королевской власти. В США первая поправка к Конституции запретила государству вмешиваться в содержание прессы. Во Франции Декларация прав человека и гражданина провозгласила свободу печати драгоценнейшим правом человека. Таким образом, само развитие и становление гражданского общества связано с возникновением журналистики и в Англии, и во Франции, и в США. Как результат важнейшие аспекты процесса развития гражданского общества связаны во многом с развитием СМИ.
Что касается открытого
Действительно, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации, и в то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия5. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад - бедный Восток, богатый Север - бедный Юг. Внутри стран также более богатые в информационном отношении люди образованные, среднего достатка и выше и менее богатые - те, кто не имеет доступа к компьютеру и к тому же Интернету.
Считается, что даже в рамках
семьи возникают конфликты:
Близкая к этому ситуация и в странах Центральной
и Восточной Европы. Кафедра ЮНЕСКО факультета
журналистики МГУ проводит сопоставительное
исследование об использовании новых
информационных и коммуникационных технологий
в пяти странах - Польше, Болгарии, Венгрии,
Румынии и России. Ситуация в них примерно
одинаковая. По России, тем не менее, сведения
рассеяны по разным источникам и носят
достаточно случайный характер. Центральное
статистическое управление учета компьютеров,
сотовых телефонов и подключения к Интернету
не ведет. На глазок, приблизительно определяют,
что у нас имеется один компьютер на десять
тысяч человек. Такая статистика, однако,
не очень достоверна. Россия пока никак
не относится к информационно богатым
странам, хотя ситуация меняется от региона
к региону. Более насыщены новыми информационными
и коммуникационными технологиями Москва,
Санкт-Петербург, Екатеринбург, а может
быть, Надым. В Надыме, говорят, каждая
третья семья имеет компьютер - сказывается
газонефтяной бум. Таким образом, внутри
России информационное неравенство носит
достаточно острый характер и становится
еще острее. Сказывается отсутствие целенаправленных
усилий для развития информатизации общества.
2.3 Информатизация и СМИ
Информатизация открывает новые возможности традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания через его посредство. Вместе с тем, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Наиболее устойчивым кажется положение радио: растет число автомобилей, а вместе с тем и число радиослушателей.
Необходимо видеть и известную заинтересованность и, может быть, даже зависимость Интернета в развитии содержания от газет и журналов, обладающих уникальными информационно-аналитическими запасами и потенциалом. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.11
Взаимодействие Интернета и
В информационном обществе
3.
Обоснование усиления
роли информации в современном
мире
Ранее информационные
технологии играли роль обслуживающего
сектора, в настоящий момент в
экономической среде отрасль
информационных технологий начинает рассматриваться
как самостоятельная
1.начало и развитие "информационной революции".
2.бурное развитие процесса информатизации общества.
3.способность информационной экономики направлять . информационные и финансовые потоки на решение глобальных проблем человечества.
4.развитие компьютерных технологий и Internet как арены развития мировой экономики.
5.становление информации важной составляющей производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.
Как отметил Стив Чейз - президент корпорации Intel в России, развитие и скорость роста информационных и коммуникационных технологий напрямую влияют на экономический рост . Информационные технологии открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей - семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д
Заключение
Появление рынка информации наблюдается не только в информационно развитых странах, но и в тех странах, которые только вступают в эру информатизации. Очевидно, что все это приведет к расширению и развитию информационных рынков. Информация в этих условиях становится специфическим товаром, требующим особых законов и механизмов регулирования. Информация рассматривается не в качестве средства достижения прибыли, а как условие, способствующего или препятствующего его наступлению. Ценность информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Основное свойство информации – способность снимать неопределенность. Так что же такое информация как товар? Информация – это превращенная форма знаний, отчужденная от непосредственного владельца и перенесенная на какой-либо материальный носитель.
К информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т.е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.
В то же время для формирования общественного мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.
Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе