Информационные технологии в экономическом ресурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении информации как экономического ресурса.
Исходя из цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) Изучение теоретических подходов к исследованию информации в современном мире.
2) Рассмотрение информации как движущей силы и важнейшего ресурса современного общества.
3) Анализ усиления роли информации в современном мире.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические подходы к исследованию роли информации в современном мире…………………………………………...……………………………………5
1.1 Понятие «Информация» …………………………………………….5
1.2. Информация как экономическое благо и экономический ресурс…...…………………………………………………………………6
1.3. Информационный продукт и его особенности…………………….9
1.4. Виды информационных товаров и услуг…………………………10
1.5 Информационный бизнес…………………………………………...10
2. Информация как движущая сила и важнейший ресурс современного общества………………………………………………………………………….12
2.1 Информация и общество…………………………………………………….15
2.2 Информационные технологии в СМИ………………………….….18
2.3 Информатизация и СМИ……………………………………………22
3. Обоснование усиления роли информации в современном мире…………………………………………...…………………………………. 23
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

2.2  Информационные технологии в СМИ 

       Развитие  информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) способно стать мощным экономическим  ресурсом, считает президент РФ Дмитрий  Медведев.

       «Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом», - отметил он.

       «Причем, сам информационный сектор экономики  зачастую растет значительно быстрее  многих других отраслей», - добавил президент.

       «Развитие ИКТ прямо влияет и на подъем науки  и технологий, на эффективность госуправления, и даже на политическую систему - на доступ к ресурсам и развитие демократии», - подчеркнул Медведев.

       Президент отметил, что все эти факторы  учитывались при разработке соответствующих программ, в частности, новой редакции ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы), стратегии развития информационного общества в РФ, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

       Президент также сообщил, что Россия вышла  на 3 место в мире по объемам заказов на разработку программного обеспечения.

       «По объемам заказов на разработку программного обеспечения Россия вышла в прошлом  году на 3 место в мире после Индии  и Китая», - отметил он.

       «Заложены и основы инфраструктуры, необходимой  для успешного перехода к информационному обществу», - добавил президент.

       «Сегодня  наш рынок телекоммуникаций динамично  развивается», - отметил глава государства.

       По  словам Медведева, устойчиво растет спрос на оборудование и услуги; бизнес и государственный сектор стали больше и содержательнее использовать ИКТ.

       Новые информационные и коммуникационные технологии оказывают серьезное  воздействие на распространение  и доставку информации и на доступ к ней. Речь идет о глобализации массовой информации и демассификации. Эти  обстоятельства открывают новые горизонты для получения и распространения информации, существенно изменяют коммуникационный пейзаж. Появляется множественность не только каналов, но и способов работы с новостями, оформляется несколько возможностей для получения информации. Одна, традиционная - через газеты, радио, телевидение, другая - через Интернет и банки данных. В последнем случае у вас появляется возможность получать информацию не массовую, а индивидуализированную. Эта демассификация может, с точки зрения многих, убить СМИ, во всяком случае, фрагментировать и атомизировать использование информации. И в этих условиях возникает проблема будущего СМИ - сохранятся ли они в информационном обществе и как они могут преобразоваться.10

         В связи с этим необходимо  действительно обратить внимание на некоторые важные особенности роли средств массовой информации с точки зрения функционирования гражданского и открытого общества. Для гражданского общества необходима среда оценки деятельности правительства, общественных организаций, экономики и прочего, и СМИ являются во многом важнейшим элементом гражданского общества. В Англии Билль о правах, открывший эпоху конституционной монархии, провозгласил свободу слова и сделал ее прерогативой парламента и суда, а не королевской власти. В США первая поправка к Конституции запретила государству вмешиваться в содержание прессы. Во Франции Декларация прав человека и гражданина провозгласила свободу печати драгоценнейшим правом человека. Таким образом, само развитие и становление гражданского общества связано с возникновением журналистики и в Англии, и во Франции, и в США. Как результат важнейшие аспекты процесса развития гражданского общества связаны во многом с развитием СМИ.

         Что касается открытого общества, то оно противостоит тоталитарному, строго регламентированному порядку. СМИ как раз и обеспечивают открытость, доступ к информации, включая доступ к официальной информации, и, соответственно, реально являются инструментом этого открытого общества. В условиях развития Интернета и электронных структур и сопутствующего этому сокращения роли СМИ возникает опасение, что открытым общество будет только для узкой среды. Дешевую газету за несколько центов или пенсов может купить каждый, что же касается Интернета и информационных супермагистралей, то ситуация усложняется. Многие исследователи видят опасность для демократии, как замечает профессор Американского университета в Вашингтоне Шалини Вентурелли, "в большей, чем раньше, фрагментации, разделении и сегрегации общества".

         Действительно, развитие информационного общества выдвигает новые социальные опасности, связанные с доступностью информации, и в то же время необходимо искать пути их разрешения, преодоления одного из главных конфликтов, вызванных усиливающимся разделением населения по степени включенности в информационную среду. Опасность усиления разрыва между информационно бедными и информационно богатыми слоями общества вызвала к жизни специальные программы Европейского Союза, направленные на сглаживание этого противоречия5. Это различие проявляется на разных уровнях: богатый информационный Запад - бедный Восток, богатый Север - бедный Юг. Внутри стран также более богатые в информационном отношении люди образованные, среднего достатка и выше и менее богатые - те, кто не имеет доступа к компьютеру и к тому же Интернету.

         Считается, что даже в рамках  семьи возникают конфликты: старшее  поколение иногда не пользуется  Интернетом и не знает эту  новую технологию, а молодое поколение  просиживает ночи у включенного  в Интернет компьютера. Эти различия  возникают даже среди студентов. Студенты пятого курса нашего факультета журналистики хуже знают Интернет, и когда спрашиваешь, у кого есть компьютеры, руки поднимают единицы, а на первом курсе практически 70% студентов имеют компьютер. Конечно, это проблема развивающегося в нашей стране приобщения к новым информационным и коммуникационным технологиям, но это не снимает остроты и злободневности проблемы. К сожалению, в России нет достоверной статистики о количестве компьютеров, о доступе к Интернету.

         Близкая к этому ситуация и в странах Центральной и Восточной Европы. Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ проводит сопоставительное исследование об использовании новых информационных и коммуникационных технологий в пяти странах - Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии и России. Ситуация в них примерно одинаковая. По России, тем не менее, сведения рассеяны по разным источникам и носят достаточно случайный характер. Центральное статистическое управление учета компьютеров, сотовых телефонов и подключения к Интернету не ведет. На глазок, приблизительно определяют, что у нас имеется один компьютер на десять тысяч человек. Такая статистика, однако, не очень достоверна. Россия пока никак не относится к информационно богатым странам, хотя ситуация меняется от региона к региону. Более насыщены новыми информационными и коммуникационными технологиями Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, а может быть, Надым. В Надыме, говорят, каждая третья семья имеет компьютер - сказывается газонефтяной бум. Таким образом, внутри России информационное неравенство носит достаточно острый характер и становится еще острее. Сказывается отсутствие целенаправленных усилий для развития информатизации общества.  

       2.3 Информатизация и СМИ

Информатизация  открывает новые возможности  традиционным средствам массовой информации: печать, радио и телевидение используют Интернет для ускорения доставки своего содержания через его посредство. Вместе с тем, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет. Многие любители телевидения переключаются на Интернет, и социологи отмечают некоторый отток зрителей. Наиболее устойчивым кажется положение радио: растет число автомобилей, а вместе с тем и число радиослушателей.

         Необходимо видеть и известную  заинтересованность и, может быть, даже зависимость Интернета в развитии содержания от газет и журналов, обладающих уникальными информационно-аналитическими запасами и потенциалом. Помимо этого, традиционные СМИ выступают в качестве путеводителя по информационным адресам Интернета.11

         Взаимодействие Интернета и традиционных  СМИ требует серьезного анализа.  Хотелось бы напомнить, что  с появлением радио начались  разговоры о близкой кончине  газет, рождение телевидения принесло  прогнозы о грядущем упадке  и газет, и радио. Но прогнозы эти не оправдались: традиционные СМИ сохранились, взаимодействуют и развиваются в условиях информационного плюрализма. Скорее всего, Интернет не погубит, а поспособствует их преобразованию и эволюции. Чем больше выбор, тем больше возможностей для получения информации. Важнейшее значение приобретает защита доступа к информации граждан, в том числе (и особенно) к Интернету, поскольку в этом случае требуется достаточно дорогостоящее оборудование. Европейский Союз и Совет Европы в связи с этим разрабатывают новые концепции доступа, о которых речь шла выше.12

         В информационном обществе Интернет  наиболее активно взаимодействует  именно со СМИ и как канал  доставки, и как потребитель их  содержания. В условиях России  с ее огромным пространством  развитие доступа к Интернету особенно важно и актуально как с точки зрения сохранения и развития информационного пространства так и, видимо, с точки зрения наиболее экономичного решения этой важнейшей национальной проблемы. 

3. Обоснование усиления роли информации в современном мире 

Ранее информационные технологии  играли роль обслуживающего сектора, в настоящий момент в  экономической среде отрасль  информационных технологий начинает рассматриваться  как самостоятельная производящая отрасль. Современные информационные технологии  с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Если посмотреть на роль информационных технологий в российской экономике, то она резко возросла, если сравнить с периодом до 1995 г., что открывает огромные перспективы на будущее. 13                                                                                                                    Как сообщил на российско-японской конференции по вопросам выработки "Стратегии развития информационных технологий и укреплению взаимовыгодных отношений между Россией и Японией в этой области" министр России по связи и информатизации Л. Рейман, в 2001 г. рынок информационных технологий в России по сравнению с 2000 г. вырос на 18 %. Согласно данным за 2001 г., объем услуг в российском сегменте сети Интернет составил в 2001 г. 220 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2000 г. на 50 %. Число регулярных пользователей Интернета в России оценивалось к концу 2001 г. в 4,3 млн. человек, число пользователей, хотя бы раз посетивших всемирную сеть, превысило 12 млн. человек.                        Важнейшим решением, стимулирующим развитие информационных  технолологий в стране, стало принятие Правительством России в январе 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 гг., целью которой является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных технологий и обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным технологиям.     Что касается рынка печатных СМИ, то здесь были выявлены следующие тенденции развития. Так, в течение 2005—2006 гг. во всем мире наблюдалась тенденция к увеличению газетных и журнальных тиражей и росту доходов от рекламы. Используя данные, полученные в результате исследования примерно десяти различных стран, можно отметить, что рост происходил не только на развивающихся, но и на уже стабильных, развитых рынках прессы. Этот факт подтверждается и в докладе Всемирной газетной ассоциации, где приводится цифра роста — 2,3 % в 2006 г. Следовательно, глобальные продажи газетных тиражей за пять последних лет возросли на 9,48 %.14 На всё вышесказанное,  по мнению К.К.  Колина- автора работы «Информационная революция и фундаментальная экономика», влияют следующие факторы:

1.начало и развитие "информационной революции".

2.бурное развитие процесса информатизации общества.

3.способность информационной экономики  направлять .                       информационные и финансовые потоки на решение глобальных проблем человечества.

4.развитие компьютерных технологий и Internet как арены развития мировой экономики.

5.становление информации важной составляющей производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

Как отметил  Стив Чейз - президент корпорации Intel в России, развитие и скорость роста информационных и коммуникационных технологий напрямую влияют на экономический рост . Информационные технологии открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей - семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д

Заключение 

     Появление рынка информации наблюдается не только в информационно развитых странах, но и в тех странах, которые только вступают в эру информатизации. Очевидно, что все это приведет к расширению и развитию информационных рынков. Информация в этих условиях становится специфическим товаром, требующим особых законов и механизмов регулирования. Информация рассматривается не в качестве средства достижения прибыли, а как условие, способствующего или препятствующего его наступлению. Ценность информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Основное свойство информации – способность снимать неопределенность. Так что же такое информация как товар? Информация – это превращенная форма знаний, отчужденная от непосредственного владельца и перенесенная на какой-либо материальный носитель.

     К информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т.е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.

     В то же время для формирования общественного  мнения, основанного на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст. 29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

Информация о работе Информационные технологии в экономическом ресурсе