Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 20:49, курсовая работа
Так же выявлена цель исследования: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе
Гипотеза исследования: применение интерактивной доски на уроках информатики повысит качество знаний по теме: «Архитектура компьютера», если учитель информатики:
владеет навыками работы с интерактивным оборудованием;
учитывает возрастные и психологические особенности учащихся;
соблюдает требования СаНПиН к использованию и применению интерактивного оборудования;
применяет эффективные формы и методы обучения с использованием интерактивного оборудования;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по УМР И.Ю.Атрощенко_____________
(Ф.И.О. должностного лица,подпись)
«02» июня 2014 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема |
Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе. | |||||||
Выполнена студентом (кой) |
Гоголева Людмила Владимировна | |||||||
(Ф.И.О.) | ||||||||
51инф. |
группы | |||||||
(номер группы) |
||||||||
Основная профессиональная образовательная программа | ||||||||
по специальности |
050202 «Информатика» | |||||||
(шифр и наименование | ||||||||
Руководитель |
«30» мая 2014 г. | |||||||
(ученая степень, звание, ФИО) |
(подпись, дата) |
База эмпирического исследования:
(Наименование организации по уставу)
02 июня 2014 г.
Черняховск
Оглавление
Стр.
«Современный педагог должен уметь работать
с новыми средствами обучения,
в том числе и с интерактивной доской,
хотя бы ради того, чтобы обеспечить
одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование».
Шабурина Н. Н.
Как сделать урок более продуктивным и интересным, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос волнует любого учителя. Главная задача учителя – обучая развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетентности: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Мы живем в эру информатизации. Одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 процентов через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит и услышит.
Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении и воспитании школьников порождает значительное количество методических, эргономических и технических проблем, решению которых посвятили свои работы специалисты в области информатизации образования: М.Н. Алексеев, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Е.В. Огородников, С.В. Панюкова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Н. Тихонов, Р. Вильямс и другие ученые. Учителю приходится пристально следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно, меняющимися методами работы с ними.
Используя это «чудо техники» на уроке, учитель положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, педагог получает статус современного учителя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Таким образом, проблема исследования состоит в рассмотрении возможностей, при которых использование интерактивной доски будет эффективным в процессе обучения.
Объектом исследования будет: процесс обучения информатике в средней школе.
Предметом исследования является: использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе.
Так же выявлена цель исследования: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе
Гипотеза исследования: применение интерактивной доски на уроках информатики повысит качество знаний по теме: «Архитектура компьютера», если учитель информатики:
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
В работе используются следующие методы исследования:
Теоретические:
Эмпирические:
Структура представленной работы.
Первым этапом нашей работы явилось осмысление методологического аппарата, в результате чего было составлено введение. Во введении мы выявили проблему, обосновали актуальность темы, определили объект, предмет, цель исследования, сформулировали гипотезу, задачи, методы.
На втором этапе основными методами исследования явился теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы. Мы теоретически обосновали возможности использования интерактивной доски на уроках информатики в средней школе, подчеркнули преимущества её использования в изучении материала. Результаты этого исследования представлены в первой главе.
На следующем этапе нашей работы было проведено исследование с целью проверки, выдвинутой гипотезы, с помощью следующих методов: анкетирование, интервью, количественная и качественная обработка полученных результатов. Эта часть нашей работы отражена во второй главе опытно-экспериментальной работы по теме: «Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе».
Заключение содержит основные выводы и результаты опытно - экспериментальной работы.
Список использованной литературы составляет 35 источников.
Приложения содержат вопросы интервью учителя, вопросы анкеты для учеников, конспекты уроков информатики с использованием интерактивной доски при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе.
В курсе информатики устройство компьютера изучается на уровне его архитектуры. Под архитектурой понимают описание устройства и принципов работы ЭВМ без подробностей технического характера (электронных схем, конструктивных деталей и пр.) Описание архитектуры – это представление о компьютере, достаточное для человека, работающего за компьютером, но не конструирующего или ремонтирующего его, т.е. для пользователя.
В учебниках по базовому куру информатики принята следующая схема раскрытия архитектуры ЭВМ: вначале ведется разговор о назначении ЭВМ, об основных устройствах, входящих в состав компьютера (память, процессор, устройства ввода и вывода информации), и выполняемых ими функциями. Рассказывается также об особенностях организации персонального компьютера, о типах и свойствах устройств, входящих в состав ПК.
В ходе изучения базового курса ученики должны постепенно углублять свои знания об архитектуре компьютера вплоть до получения представлений о языке машинных команд, о работе процессора. Необходимость таких знаний следует из основной концепции курса: направленности на фундаментальное, базовое образование.
Как правило, в учебниках разъясняются общие понятия архитектуры без привязки к конкретным маркам ЭВМ. Практическая же работа на уроках происходит на определенных моделях компьютеров. В связи с этим возникает проблема увязки общетеоретических знаний с практикой. Эту проблему должен решать учитель, вводя общие понятия, например, объем памяти, разрядность процессора, тактовая частота и др., следует сообщать ученикам, какие конкретно значения этих параметров имеются у школьных компьютеров. Рассказывая о назначении устройства ввода и вывода, о носителях информации, учитель должен продемонстрировать эти устройства, познакомить учеников с их характеристиками, с правилами обращения. Безусловно, нужно рассказывать о возможностях и характеристиках совершенной и современной техники, раскрывать перспективы ее развития. Однако, прежде всего ученики должны хорошо узнать свой компьютер.
Изучаемые вопросы по теме: «Архитектура компьютера»:
О смысле понятия «архитектура ЭВМ» говорилось выше, для раскрытия этого понятия используется дидактическая аналогия, суть ее сводится к следующему: по своему назначению компьютер – это универсальная машина для работы с информацией, но в природе уже есть такая «биологическая машина» - это человек! Информационная функция человека сводится к умению осуществлять три типа информационных процессов: хранение информации, обработку информации, прием - передачу информации, т.е. поддерживать информационную связь с внешним миром, значит, в состав устройств компьютера должны входить технические средства для реализации этих процессов. Они называются: память, процессор, устройства ввода и вывода.
Функция |
Человек |
Компьютер |
Хранение информации |
Память |
Устройства памяти |
Обработка информации |
Мышление |
Процессор |
Прием информации |
Органы чувств |
Устройства ввода |
Передача информации |
Речь, двигательная система |
Устройства вывода |
Деление памяти компьютера на внутреннюю и внешнюю также поясняется через аналогию с человеком. Внутренняя память – это собственная (биологическая) память человека; внешняя память – это разнообразные средства записи информации: бумажные, магнитные и пр.
Архитектуру ЭВМ нельзя описывать статично, в сознании учеников с самого начала необходимо создавать представление о функционировании компьютера.