Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Так же выявлена цель исследования: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе
Гипотеза исследования: применение интерактивной доски на уроках информатики повысит качество знаний по теме: «Архитектура компьютера», если учитель информатики:
владеет навыками работы с интерактивным оборудованием;
учитывает возрастные и психологические особенности учащихся;
соблюдает требования СаНПиН к использованию и применению интерактивного оборудования;
применяет эффективные формы и методы обучения с использованием интерактивного оборудования;

Файлы: 1 файл

гоголева диплом (2).doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Интерактивность доски также рационально использовать при решении задач. Учебный материал готовится заранее, что экономит время урока, позволяет решить больше заданий, чем на классическом уроке. Конечно, нельзя утверждать, что результаты учащихся повышаются только благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики становятся более активными на уроке, быстрее запоминают материал – неоспоримый факт. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Различные наблюдения показали, что при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, повышается интерес к материалу и вообще к информационным технологиям.

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по теме: «Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе»

    1. Организационно – диагностический этап.

На данном этапе была определена структура исследовательской работы, которая включает в себя организационно - диагностический этап, интерпретацию полученных результатов, обобщающий этап результатов опытно - исследовательской работы.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Свободненской СОШ». В опытно - экспериментальной работе участвовало 16 учащихся 8 класса.

Перед нами стояла цель: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» и выявить способы её использования.

Для достижения цели опытно - экспериментальной работы и проверки гипотезы были поставлены задачи исследования:

  • Выяснить, использует ли учитель информатики интерактивную доску в процессе обучения, и каким образом;
  • Провести диагностику на выявление уровней развития внимания, памяти, мышления у учащихся.
  • Разработать и провести серию уроков с использованием интерактивной доски с целью формирования знаний и навыков на уроках информатики.
  • Провести повторную диагностику на выявление отношения учащихся к интерактивной доске.

В результате сравнительного анализа полученных данных определить необходимость и возможности использования интерактивной доски.

Наша опытно – экспериментальная работа проходила в несколько этапов. На данном этапе мы разработали ряд вопросов для интервью с учителем информатики (см. приложение 1), с целью выявления отношения учителя к интерактивной доске, которые позволили получить необходимые сведения о том, используют ли учителя интерактивную доску на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе и как используют. Также подготовили анкету для учащихся с целью выявления отношения детей к использованию интерактивной доски на уроках информатики (см. приложение 2). Разработали и провели серию уроков с использованием интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе.

2.2 Интерпретация полученных результатов.

На данном этапе исследования мы провели интервью с учителем информатики. Цель интервьюирования: выявление отношения учителя информатики к использованию интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера». Был представлен ряд вопросов (см. приложение 1).

Данные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что учитель использует интерактивную доску на своих уроках для развития мотивационно – потребностной сферы, познавательной деятельности, произвольности поведения, творческих способностей, повышения мотивации, положительного влияния на процесс обучения.

При проведении занятий максимально возможно применяются различные методы и формы подачи учебного материала, которые активно чередуется в течение одного урока.

Следующим этапом явилось диагностирование с целью диагностики качества знаний, а так же уровней развития внимания, памяти, мышления учащихся. Поделив 8 класс  на 2 подгруппы, были проведены уроки по теме: «Архитектура компьютера». Суть нашей диагностики состоит в том, что в первой подгруппе мы использовали интерактивную доску, а во второй подгруппе нет. После изучения тем, в подгруппах было проведено тестирование (см. приложение 2), что  позволило нам выявить следующие результаты.

Результаты  первой подгруппы, где не использовалась интерактивная доска: «5» - 2 , «4» - 4 и «3» - 2. Качество знаний учащихся составляет 75%. А вот результаты второй подгруппы нам показывают, что: «5» - 4, «4» -  3, «3» - 1. Качество знаний  учащихся составляет 88 %.

Далее мы провели анкетирование учащихся в 8 классе, МБОУ « Свободненской СОШ» в котором, приняло участие 16 человек из них 9 мальчиков и 7 девочек, с целью выявления отношения детей к использованию интерактивной доски на уроке (см. приложение 3).

Обработав результаты анкетирования учащихся, мы можем сделать вывод, о том, что:


 

 

 

 

 

 

50% - любят уроки с использованием интерактивной доски

30% - главное, чтобы было  интересно

10% - урок он и есть  урок, хоть что

5% - не любят любые уроки

5% - не могут определиться, им всё равно.

Ответы учащихся показывают, что им больше всего нравятся уроки с использованием интерактивной доски, большинство из них очень любят работать с интерактивной доской.

Таким образом, мы пришли к выводу: необходимо в каждый урок включать моменты с использованием интерактивной доски, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

2.3.Формирующий этап

После проведенных методик, обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что перед учителем основной школы стоит проблема использования интерактивной доски на уроках информатики. Для реализации данной проблемы нами была разработана серия уроков с использованием интерактивной доски (см. приложения 4,5,6).

2.4. Оценочный этап

После проведенной работы, мы провели повторную диагностику оценивания уровня развития внимания, памяти, мышления. Проведя различные методики, мы определили уровень познавательной деятельности подростков.

Внедрение интерактивных технологий в сферу образования приводит к изменению самого процесса обучения. А разработка и дальнейшее использование электронных обучающих систем для работы на интерактивных досках позволяют сделать процесс обучения интересным и творческим, а также обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний.

Из желающих ответить выстраивались целые очереди, уроки стали более интересны и информативны. Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогает сконцентрировать внимание детей в течение всего урока. Дети всегда показывают на уроке активность и действительно увлечены, когда работают с интерактивной доской. Новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия учителя. Дети говорят, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли.

 

Выводы по II главе

Для подтверждения нашей гипотезы, в опытно - экспериментальной работе мы поставили перед собой цель: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроке информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» и выявить способы её использования.

Для достижения цели опытно - экспериментального исследования и проверки гипотезы были поставлены задачи исследования:

  • Выяснить,  использует ли учитель информатики интерактивную доску  в процессе обучения, и каким образом;
  • Провести диагностику на выявление уровней развития внимания, памяти, мышления у учащихся;
  • Разработать и провести серию уроков с использованием интерактивной доски  с целью формирования знаний и навыков на уроках информатики;
  • Провести повторную диагностику на выявление отношения учащихся к интерактивной доске;

Для реализации поставленных задач, мы провели интервью с учителем, позволяющее выявить отношение к интерактивной доске. Для этого мы подобрали ряд вопросов, на которые должен был ответить учитель информатики основной школы. Провели анкетирование учащихся 8 класса с целью определить отношение к интерактивной доске на уроках информатики.

После проведения методики оценивания уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, мы определили уровень развития внимания, памяти, мышления подростков. Уровень познавательной деятельности в основном оказался средним, поэтому нами была разработана серия  уроков с элементами использования интерактивной доски. Добавь сюда предложение о повышении качества знаний

Исходя из этого, мы сделали  вывод, что уроки с  использованием интерактивной доски развивают познавательную деятельность, формируют положительные эмоции, создают ситуации занимательности в учебном процессе, повышают активность учащихся, мотивацию к обучению, позволяют делать уроки более интересными, а так же  формируют знания и умения подростков.

 

Заключение

Из анализа прочитанной научной литературы по теме дипломной работы были сделаны выводы: о строении и работе мультимедийной и интерактивной техники, возможного использования специального программного обеспечения в совокупности с данной техникой, а также возможности применения в школе мультимедийной и интерактивной техники учителями, о повышении эффективности преподавания в школе.

Экспериментально была проверена гипотеза дипломной работы о том, что внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

После проведенной работы мы провели повторную диагностику оценивания уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Проведя ряд заданий различных методик, мы определили уровень развития познавательной деятельности школьников. Результаты показали, что учащиеся стали лучше выполнять предложенные задания.

Исходя из этого, мы сделали вывод, что уроки с использованием интерактивной доски развивают познавательную деятельность, формируют положительные эмоции, создают ситуации занимательности в учебном процессе, повышают активность учащихся, мотивацию к обучению, позволяют делать уроки более интересными, а так же формируют знания и умения школьников.

 

Список использованной литературы
  1. Арынгазин, К.М. Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием // http:www.rusedu.info/.
  2. Арынгазин, К.М.Применение интерактивной доски в процессе изучения в сфере высшего профессионального образования // http:www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Aryngazin&Dziubina/ .
  3. Брыксина,О .Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / О. Ф. Брыксина. – Волгоград, 2011.–111 с.
  4. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа/Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко.- М, 2004.- 5с.
  5. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры / Н.И. Гендина. – Кемерово, 1999.- 178с.
  6. Гладких, О.А. Использование интерактивной доски на уроках информатики //http://ito.edu.ru/2008/Kursk/
  7. Гоноболин, Ф. Н. Психология/Ф. Н. Гоноболин.- М.: Просвящение, 1973.- 182с.
  8. Емельянова, Т. В. Информационные образовательные технологии в школе/ Т. В. Емельянова- ( http://festival.1september.ru)
  9. Жаров,  М.В. Основы информатики/ М. В. Жаров, А. Р. Палтиевич, А.  В. Соколов.- М, 2007. -25с.
  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А.Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 191 – 250 с.
  11. Ильин, Е. П. Психология/ Е. П. Ильин.- М., Самара, Минск, Киев, Воронеж, 2004.- 266 с.
  12. Интерактивная доска на уроке в школе // http://www.interaktiveboard.ru/publ/
  13. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика 2000.-215 с.
  14. Кортов, С.В. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.В.Кортов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. -24с.
  15. Крутецкий , В. А. Психология/В. А. Крутецкий.-М.: Просвящение, 1986.-249с.
  16. Крутецкий, В. А. Психология/ В. А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.-238 с.
  17. Кудряшова, В. Г. Система использования мультимедийных средств обучения проблемы и пути их разрешения/-( http://www.ict.edu.ru/)
  18. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/ В. С. Кулагина, В. Н. Колюцкий.- М., 2004.- 257 с.
  19. Лапчик, М. П. Методика преподования информатики./ М. П. Лапчик. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. -45с.
  20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина  2-е изд., испр. и доп.- М., 1997. –272 с.
  21. Некрасов, С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2003. -97 с.
  22. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях.  Приложение 2  к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95  № 4/1  //  Информатика и образование.  1995.  № 4.  С 17–36. 
  23. Первин, Ю.А. Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования: диагностики / Ю.А. Первин. – М.: Мир, 2000.-309 с.
  24. Попов, Д. Мультимедиа /Д. Попов /- (http://www.muzoborudovanie.ru)
  25. Сайт «Интерактивная доска в школе»( http://interaktiveboard.ru/publ)
  26. Сайт «Инфологика» (http://www.hitachi-interactive.ru/edu/eduschqa.htm)
  27. Сайт Web-терминов (www.plegas.ru)
  28. Сайт компании SmartBoard (http://www.smartboard.ru)
  29. Сафронова, Н. В. Теория и методы обучения информатике/ Н. В. Сафронова.- М.: «Информатика и образование», 2004.- 14с.
  30. Семакина, И. Н. Мультимедиа/ - (http://school-collection.edu.ru)
  31.   Смолянинова,  О. Г. Методические аспекты использования мультимедиа технологий / О. Г. Смолянинова/-  (http://www.bytic.ru)
  32. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей/ Л. М. Фридман.- М., 1997.- 10 с.
  33. Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика // http://www.osp.ru/pcworld/2007/09/4584987// .
  34. Программно – методические материалы: Информатика. 1-11 классы / Сост. Л.Е. СамоВольнова . – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа,2000 . – 96 с.
  35. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / А.А. Кузнецов,Л.Е. Самовольнова, Н.Д. Угринович . – М. : Дрофа, 2000 . – 48 с. 

Информация о работе Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе