Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Так же выявлена цель исследования: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе
Гипотеза исследования: применение интерактивной доски на уроках информатики повысит качество знаний по теме: «Архитектура компьютера», если учитель информатики:
владеет навыками работы с интерактивным оборудованием;
учитывает возрастные и психологические особенности учащихся;
соблюдает требования СаНПиН к использованию и применению интерактивного оборудования;
применяет эффективные формы и методы обучения с использованием интерактивного оборудования;

Файлы: 1 файл

гоголева диплом (2).doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо подчеркнуть, что суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям:

  • любая работа выполняется компьютером по программе;
  • исполняемая программа находится в оперативной памяти;
  • программа выполняется автоматически; [18]

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Архитектура компьютера»:

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройства ввода и вывода информации);
  • структуру внутренней памяти компьютера (бита, байты); понятие адрес памяти;
  • типы и свойства устройств внешней памяти;
  • типы и назначение устройства ввода – вывода;
  • сущность программного управления работой компьютера;
  • принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
  • назначение программного обеспечения и его состав;
  • основные этапы развития информационно- вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологии;

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой;
  • вставлять дискеты в накопители;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;
  • просматривать на экране директорию диска;
  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копировать, перемещать, удаление, переименование, поиск;

Как уже было сказано, представление пользователей об архитектуре ЭВМ может иметь разный уровень глубины, как любой школьный предмет курс информатики наряду с другими педагогическими задачами должен выполнять и профориентационную задачу. [1]

1.2. Психологические и анатомо - физиологические особенности детей подросткового возраста.

Подростковый возраст - это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 11 до 15 лет. Основная часть значительных изменений в подростковом организме происходит за первые несколько лет этого периода. Однако важные и глубокие изменения в поведении и в ролевых отношениях имеют место в течение всего этого отрезка жизни. В ответ на повышение уровня мужских и женских гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений называются вторичными половыми признаками. Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его (ее) семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других.

Изменения происходят достаточно быстро и интенсивно. Тело, к которому за долгие годы привык человек, подвергается загадочным переменам, которые зачастую смущают и расстраивают. Происходят и социальные изменения. Нередки перемены в дружбе мальчика и девочки. Подростковый период характеризуется не только физическими изменениями, но и важными переменами в поведении. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является комфортность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. [9,10,14]

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: гуманистическая направленность; отношение подростка к себе и обществу положительное; эгоистическая направленность; он сам является более значимым, чем общество; депрессивная направленность; он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; суицидальная направленность; ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Переходный возраст - это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков.

В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию. Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей.

Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается. [14,17,19]

1.3. Понятие интерактивная доска, классификация и принцип работы.

Слово «Интерактивность» происходит от англ. Interactive «взаимодействующий». Концепция интерактивной учебной доски была придумана в 1987 году соучредитель и главным управляющим компании SMART Дэвидом Мартиным (David Martin), а в 1991 г. на свет появилось первое поколение интерактивных досок. Компания SMART продала первую в мире интерактивную доску Университету Невады в 1992 году. Университет рассматривал этот продукт как инструмент, идеально подходящий для программы дистанционного обучения, по этой же причине в числе первых клиентов SMART оказался и Университет Оттавы. Сегодня интерактивные доски и экраны считаются нормой для среднего и высшего образования, залов заседаний и переговорных комнат по всему миру.

Интерактивная доска, представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением можно работать, вносить изменения и пометки. Все изменения записываются в соответствующие файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы или переписаны на съемные носители.

Преимущества использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании достаточно много:

  • интерактивная доска позволяет преподавателям объяснять новый материал ярко и наглядно, работать в большой аудитории;
  • вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
  • интерактивная доска делает занятия интересными и развивает мотивацию у учащихся;
  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе и развития личных и социальных навыков;
  • внесение изменений в системы обучения большинству традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой;

К числу отрицательных сторон можно отнести:

  • требуется ограничение времени работы с использованием ИД, чтобы контролировать нагрузку на органы зрения;
  • во время работы возможны технические сбои;
  • учителю нужно много времени на освоение технологий работы с ИД;

Перечисленные проблемы говорят о том, что применение мультимедиа-средства в школьном обучении по принципу "чем больше, тем лучше" не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход. В конечном счёте, применение интерактивных средств обучения способствует:

  • повышению мотивации школьников к учению;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания обучаемых;
  • развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
  • одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
  • возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся; [4,25]

Безусловно, интерактивная доска - это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья. Поэтому при использовании ИД учитель должен соблюдать требования СанПин.

Ограничения работы с ИД попадает под ограничения для работы с экранными техническими средствами обучения.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статистических изображений на экранах отраженного свечения.

Просмотр телепередач.

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения.

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи.

Прослушивание аудиозаписи в наушниках.

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

Информация о работе Использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе