Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 20:49, курсовая работа
Так же выявлена цель исследования: рассмотреть возможности применения интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе
Гипотеза исследования: применение интерактивной доски на уроках информатики повысит качество знаний по теме: «Архитектура компьютера», если учитель информатики:
владеет навыками работы с интерактивным оборудованием;
учитывает возрастные и психологические особенности учащихся;
соблюдает требования СаНПиН к использованию и применению интерактивного оборудования;
применяет эффективные формы и методы обучения с использованием интерактивного оборудования;
Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора: с фронтальной и обратной проекцией. Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции. Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами. Есть еще один очень важный параметр, про который пойдет речь далее. Это технология, по которой работает интерактивная доска.
Используемые в интерактивных досках технологии подразделяются на четыре основных типа.
Сенсорная аналого-резистивная технология
Пример: SMART BOARD 660i
Аналогово-резистивная доска - многослойный "пирог", покрытый износостойким полиэфирным пластиком с матовой поверхностью и широким углом рассеяния света.
Поверхность достаточно мягкая для того, чтобы немного прогибаться при нажатии. Доски работают в течение многих лет, не теряя качества и надежности. Основная угроза для поверхности - случайное применение фломастеров, после которого пластик бывает трудно отмыть. Высокое разрешение экрана. Для работы не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться пальцем или указкой. Нельзя при работе опираться кистью руки на доску: она сразу на это среагирует и что-нибудь написать или нарисовать будет невозможно
Интерактивные доски, использующие аналого-резистивную технологию, выпускают компании Egan TeamBoard, Interactive Technologies, PolyVision, SMART Technologies.
Электромагнитная технология
Пример: INTERWRITE BOARD 1077
При использовании электромагнитной технологии интерактивная доска имеет твердую поверхность. Внутри слоистой структуры находятся регулярные решетки из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Для работы нужен специальный маркер. Электромагнитные доски обычно откликаются на действия пользователя несколько быстрее, чем аналого-резистивные.
Лазерная технология
Пример: Webster LT
Лазерная технология интерактивных досок потребовала для своей разработки немалого искусства. В систему входят два инфракрасных лазерных угломера, обычно располагаемых сверху по углам доски. Для работы нужен специальный маркер. Информация о нажатии на кнопки посылается в систему посредством ультразвука или сигнала какого-либо другого вида. Принципиальный недостаток лазерной технологии - докладчик может случайно перекрыть луч лазера, в результате чего процесс измерения координат нарушается. Лазерные интерактивные доски наиболее дороги в производстве. Их выпускает, насколько нам известно, только одна компания - PolyVision.
Ультразвуковая/инфракрасная технология
Система, запатентованная под названием eBeam, использует различие в скорости распространения световых и звуковых волн. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной технологии тот же, что у электромагнитной и лазерной - необходимо использовать специальный электронный маркер. Электронный маркер испускает одновременно и ИК-свет, и ультразвук. Интерактивные доски с использованием ультразвуковой/инфракрасной технологии выпускают компании Hitachi, Panasonic и ReturnStar.
Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На интерактивную доску проецируется изображение. Манипулирование компьютерной мышью осуществляются касанием поверхности, и позволяет докладчику иметь полный доступ к управлению компьютером. Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски, если только грамотно спланировать урок, приготовив подходящие материалы. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.
Преимущества интерактивной доски:
Недостатки использования интерактивной доски:
Современное общество предъявляет все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Для решения этих задач в школе внедряются новые информационные технологии в преподавании учебных предметов. Одной из таких технологий является использование интерактивной доски, которая позволяет создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика, соответственно повышает мотивацию к обучению. Использование интерактивной доски на уроках информатики позволяет вести обучение на более высоком уровне.
Конечно же, интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия.
Большая роль в формировании ИКТ - компетентности учащихся в изучении предмета «Информатика и ИКТ», отводится компьютерному практикуму, особенно при изучении раздела «Информационные технологии» (пакет программ Microsoft Office, коммуникационные технологии). На этом этапе интерактивная доска является особенно эффективным средством для объяснения материала ученикам. Появляется возможность использовать самые разные материалы одновременно, презентационное ПО, видео-файлы, звуковые файлы, изображения и другие необходимые материалы. В ходе объяснения нового материала, возможно, комментировать все ресурсы прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Удобно использовать скрытые тексты, рисунки, схемы, графики, а затем показывать в ключевые моменты урока.
Преимущество использования интерактивной доски в данном случае существенно, так как вся информация, появляющаяся в процессе урока, сохраняется, можно быстро вернуться и просмотреть ранее решенные задачи, повторить основные моменты, сделать выводы. Интерактивная доска позволяет передвигать объекты и надписи. Это свойство очень удобно использовать при изучении темы: «Архитектура компьютера». Учитель заранее готовит нужный материал, а учащимся дается возможность самостоятельно «собрать», например, системный блок.
Конечно, нельзя утверждать, что результаты учащихся повысятся только благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ученики станут более активными на уроке, быстрее запоминать материал – неоспоримый факт. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. [4,5,7]
Кроме того необходимо учесть, что работа на интерактивной доске вызывает значительно большую усталость глаз, чем работа на обычной меловой или маркерной доске. Поэтому при составлении урока рекомендуется включить в план 1-2 минуты для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Главным фактором при выборе материала, для работы с ИД должно быть его качество. Стоит отметить, что материал предназначен в первую очередь для восприятия аудиторией. Поэтому он должен соответствовать следующим характеристикам:
Таким образом, использование интерактивной доски позволяет учителю общаться с учениками на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс более привлекательным, эмоциональным и эффективным.[25]
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, использование интерактивной доски на уроках информатики при изучении темы: «Архитектура компьютера» в 8 классе мы пришли к выводам:
Интерактивная доска – одно из современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Возможность использования доски избавила учителя от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении этих тем, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.
Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Конечно же, интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными, но надо отметить, что освоение новых технологий требует много труда и времени. Меняется и роль учителя, он не просто транслятор информации, а личность, педагог, психолог, исследователь. Появляется возможность использовать самые разные материалы одновременно: видео-файлы, звуковые файлы, изображения и другие необходимые материалы. В ходе объяснения нового материала, возможно, комментировать все ресурсы прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Удобно использовать скрытые тексты, рисунки, схемы, графики, а затем показывать в ключевые моменты урока.